В российских школах должны работать врачи с психиатрическим образованием, считает главный психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе. По словам эксперта, 80% школьников имеют психические расстройства и нуждаются в профессиональной помощи. Почему учащимся не могут помочь психологи разбирался корреспондент Doctor.59.ru.
О душевных проблемах россиян эксперт Минздрава рассказал на пресс-конференции, посвященной Дню психического здоровья. Среди прочего г-дин Кекелидзе отметил, что на сегодняшний день 60% дошкольников имеют психические расстройства и аномалии развития. Среди школьников этот показатель достигает 70-80%. У 40% учащихся начальных классов имеются признаки «школьной дезадаптации» – сложности с вхождением в коллектив, нарушение приспособления к режиму. Помогать таким детям должны школьные врачи, считает главный психиатр России.
«Эти данные коррелируют с асоциальным, криминальным и агрессивным поведением, употреблением шуольниками алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, – пояснил директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Зураб Кекелидзе. – Уже разработаны специальные программы психиатрического образования школьных врачей. Чтобы они знали особенности развития психики детей и подростков, и могли своевременно определить наличие отклонений. Врачи школьные не должны заниматься тем, чтобы отправлять детей в психоневрологические диспансеры, а делать все, чтобы дети туда не попадали».
Выступление известного доктора вызвало неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. Первая позиция, которую можно назвать негативной, ставит под сомнение компетенцию г-дина Кекелидзе.
«Медикализация психологических проблем – самое худшее, что может делать психиатр, – высказывается в своем блоге профессор НИУ ВШЭ, президент «Общества специалистов доказательной медицины» Василий Власов. – Только профессиональная деформация, впрочем может позволить сказать, что среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития – 60%, а среди школьников – 70-80%. В стране с нормальным гражданским обществом такая агрессия психиатра привела бы к его мгновенной дисквалификации из профессии».
Однако есть и более умеренная позиция, представленная экспертами в области детской и педагогической психологии. Люди, знакомые с проблемой изнутри, согласны, что школьные врачи должны проводить первичную психиатрическую диагностику. Но для этого необходим комплексный подход.
«У современных детей много проблем со здоровьем, но согласно данным российского института психиатрии, только 20-25% школьников подвержены психическим отклонениям, – говорит гендиректо «Регионального центра практической психологии и социальной работы «ВЕКТОР», руководитель детского телефона доверия «Перемена Плюс» Вера Кожарская. – Возможно Зураб Ильич имел в виду акцентуации характера, которые наблюдаются у 75% подростков. Но это возрастная проблема, которая была всегда, и для ее решением не нужно привлекать психиатров. На мой взгляд, если в школах сохранить и развить психологическую службу, то этого будет достаточно. Сейчас эту службу практически обнулили, школьных психологов стало очень мало, а хорошие еще меньше. Я уверена, что для решения большинства детских проблем нужен именно психолог. С другой стороны детская психиатрическая служба тоже должна быть. Но не в школе, а в медицинских учреждениях. Школьные медработники должны иметь специальные знания в области детской психиатрии, чтобы вовремя обнаружить отклонения и направить семью к специалисту».
Добавим, по мнению большинства экспертов, решение психологических проблем детей, надо начинать с родителей. Обучать взрослых азам педагогики и возрастной психологии, взаимодействию с детьми и так далее. Это признают и в Минздраве. Но для такой полномасштабной работы нет средств, поэтому приходится обходиться полумерами.