Летом 2018 года сфера пластической хирургии в российской медицине подверглась серьезным изменениям. Например, «наводить красоту» пациентам хирурги сейчас не могут в амбулаторно-поликлинических условиях, а на дежурствах должно быть несколько врачей, включая пластического хирурга и не только. Клиники, которые не соответствует правилам, лишают лицензии. Но, как оказалось, не соответствуют требованиям почти все. Российские пластические хирурги обратились в Верховный суд, а пермские хирурги готовят обращение к омбудсмену.
«Начался террор»
Официально требования к клиникам пластической хирургии ужесточились 31 мая 2018 года. Этим числом датируется приказ с новыми правилами. В силу документ вступил через месяц — 3 июля. Подготовиться к новым правилам врачи должны были за 30 дней. Но большинство больниц оказались не готовы к новой реальности.
До этого хирурги работали по правилам, установленным в 2012 году. Например, по ним можно было делать не травматичные эстетические операции в амбулаторно-поликлинических условиях, амбулаторно или в условиях дневного стационара.
Всё изменилось после нескольких трагических случаев в клиниках пластической хирургии в Москве. Чиновники решили навести порядок в сфере пластической хирургии и летом ввели новые правила. О них мы поговорили с пермским хирургом Сергеем Плаксиным. Он оперирует уже 25 лет — помнит, с чего всё начиналось и как пластическая хирургия развивалась в нашей стране. Врач говорит, что никогда не будет рисковать здоровьем человека, чтобы навести красоту.
— Хирургия — это зона высокого риска: аллергия, индивидуальные особенности, — объясняет Сергей Плаксин. — Эстетические операции такого не несут. За прошлый год в пластической хирургии меньше рисков, чем в стоматологии, хотя здесь буквально начался террор в этом отношении. Оснащение, которое теперь требуется, — оно не гарантирует человеку безопасность.
Раньше Сергей Плаксин заведовал центром пластической хирургии ПГМУ. До ужесточений требований он работал на базе стоматологической больницы. Теперь его тоже закрыли. А ещё назначили штраф — 125 тысяч рублей. По словам Плаксина, клинику проверял Росздравнадзор и складывалось впечатление, что у них была цель «конкретно закрыть». Причины для остановки деятельности простые — центр находится в одном здании с поликлиникой, но к корпусу хирургии от поликлиники и лаборатории нет теплых переходов. По новым правилам все отделения должны находится в одном здании. Сейчас в медуниверситете решается этот вопрос о создании новой клинической базы, в которой планируется открыть отделение пластической хирургии.
По словам врача, результаты проверок в том числе зависели и от Росздравнадзора. Коллеги-хирурги из других городов сообщили Сергею Плаксину, что благодаря надзорному органу им разрешают работать, но с некоторыми ограничениями, там проверяют «не так жестко».
Сергей Плаксин рассказал, что в результате проверок в Перми закрыли почти все частные клиники пластической хирургии. Однако эта участь обошла клинику самого Плаксина «ЭстМед», в которой врач оказывает только амбулаторную помощь.
— Когда мы общаемся со своими коллегами, выясняется, что многие московские коллеги нормально работают в прежнем режиме — их просто не проверяли, — возмущается Сергей Плаксин. — Может быть, их проверят позже. Может, я грубо оцениваю. А вообще, мне кажется, что это зачистка рынка, устранение конкурентов, которые работают по регионам, для того, чтобы поток был в крупные клиники Москвы.
К 1 октября в России проверили около половины клиник пластической хирургии. Оказалось, что практически 70% из них работали с нарушениями. По мнению Сергея Плаксина, так происходит из-за того, что врачей «поставили в невыполнимые условия».
«Всё настолько завышено»
— В этом приказе они совершенно кардинально изменили подходы, — объяснил 59.RU Сергей Плаксин. — То есть они включили в требования то, что любая операция должна выполняться только в стационаре, и то, что этот стационар должен быть оснащен компьютерным томографом, магнитно-резонансным томографом, маммографом — оборудованием, которое в принципе для таких операций не нужно. Полностью исключена возможность выполнения пластических операций в условиях дневного стационара, хотя стационарзамещающие технологии провозглашены приоритетом в хирургии в постановлении правительства в 2014 году.
Еще одна установка, касаемая размещения помещений, — их не должно быть в жилых домах. Но дело в том, что по всей России около 1200 медучреждений, где делают эстетическую пластику, 70% из них — частные, соответственно, большая часть находится в жилых домах, рассказал врач. В результате их закрытия масса людей осталась без работы, а жители регионов — возможности получать специализированную помощь по пластической хирургии по доступным ценам у себя дома.
Дежурство сейчас также должно проходить иначе. Согласно нормативам, круглосуточно дежурить должен пластический хирург, для этого в штате клиники должно быть пять врачей, которые должны быть оформлены исключительно на дежурство. Это абсолютно не нужно при выполнении эстетических операций.
Хирурги уверены, что требования к операциям завышены. Потому что эстетические операции проводятся на поверхностных тканях с минимальной кровопотерей.
— Я не возражаю, что анестезиолог должен быть при каждой операции, потому что осложнение может быть при чем угодно и помощь должны оказать, но там настолько все это завышено, — рассуждает Сергей Плаксин. — После операции никто не будет оставлять пациента без наблюдения, всегда есть медсестры или врачи.
Перемены предполагаются и в образовании врачей — пластический хирург должен пройти ординатуру как первичную специализацию, но ее ввели только в 2016 году. А первые ординаторы выпустились в 2018 году. До этого опытные врачи проходили переподготовку в течение пяти месяцев. По словам Сергея Плаксина, Росздравнадзор при проверке работы хирургов писал в заключении, что врачи не имеют нужной квалификации пластического хирурга при отсутствии ординатуры. Например, известный московский профессор и доктор медицинских наук Кирилл Пшениснов две недели доказывал, что он пластический хирург.
Некоторые врачи поступают иначе. Например, один из пермских пластических хирургов из клиники «Практик» после реформ перебрался в Екатеринбург. Из местной клиники его уволили из-за прекращения выполнения пластических операций.
Врачи вышли в суд
Две частные российские клиники пластической хирургии не стали мириться и подали иск в Верховный суд из-за завышенных требований Минздрава к проведению эстетических операций. Первое заседание состоялось 17 декабря 2018 года. Но решения принято не было, и суд решил перенести рассмотрение жалобы на более поздний срок. Однако позже в Верховном суде в иске всё-таки отказали.
Ранее было обращение нескольких российских клиник в прокуратуру и антимонопольную службу. По словам врачей, везде также ответили отказом. Чиновники сослались на борьбу за безопасность и здоровье пациентов. А все те пермские представители клиник, чьи лечебницы закрыли из-за несоответствия новым требованиям, сейчас собираются встречаться с уполномоченным по правам человека.