Здоровье обзор Приезжий доктор. Как врачи выезжают на осмотры в село, в котором живут 22 человека, а дороги нет

Приезжий доктор. Как врачи выезжают на осмотры в село, в котором живут 22 человека, а дороги нет

Зато и гриппом здесь почти не болеют — не от кого заражаться

Так врачи переправляются через Косьву — на санях, прикрепленных к «Бурану»

Рабочие будни врачей — это не всегда приемы с утра до вечера и проведение привычных осмотров и обследований. Немного отличается работа медиков центральных районных больниц: им приходится обслуживать ФАПы — фельдшерско-акушерские пункты. Часто они находятся в отдаленных районах и труднодоступных местах — тогда приключения начинаются ещё в дороге. Вместе с врачами добрянской ЦРБ мы съездили в село Нижнее Красное, где живут всего 22 человека. Туда отправилась целая делегация врачей, чтобы провести полное обследование для всей деревни.

Бригада добрянских медиков с начала 2019 года обследует жителей отдаленных территорий — проводит масштабные приемы во врачебных амбулаториях и ФАПах — из 18 проехали сейчас четыре пункта. Среди них — село Нижнее Красное. Здесь всего четыре улицы и 22 жителя.

Домик у бабушки? Нет! Это сельская больница с настоящей русской печью

Чтобы добраться до деревни, для начала нужно от Добрянки до Челвы проехать 66 километров, после — шесть километров сквозь лес. Такая дорога занимает час — она совсем не почищена. В середине пути по лесу машина главного врача и вовсе застряла в снегу. Самостоятельно выехать не получилось. На помощь из соседней деревни приехал бульдозер.

Внедорожник не смог преодолеть всю лесную дорогу с первого раза

Следующая остановка — на берегу реки, там организована парковка. Дальше на машине не добраться — переправы нет, поэтому зимой медики и местные жители ездят по Каме на «Буране», а летом — на лодке.

До ФАПа врачи добираются с комфортом

Стресс и хорошая адаптивность


ФАП организован в старом деревянном домике, внутри три помещения, два из них — кабинеты. Места в этой избушке практически не было — всё заняли делегация врачей и очередь из пациентов. Медики принимают по двое в каждом кабинете: терапевт с хирургом в одном, в другом — узист и местный фельдшер.

— Такие выезды у нас были и в том году, просто бригады были не настолько расширенные — выезжали на осмотр только терапевты, педиатры, — рассказывает 59.RU главный врач добрянской ЦРБ Роман Конев. — В этом раз выехали терапевт, хирург, врач УЗИ, эндоскопист.

Медики организовали полный осмотр жителей Нижнего Красного: взяли кровь на анализы, измерили давление, сделали УЗИ брюшной полости, электрокардиограмму. По словам главврача, такие выезды помогают вовремя выявить заболевания на ранних стадиях. Там же, на приеме, специалисты решают, кому из пациентов стоит лечь в стационар добрянской больницы, выписывают направления.

В этом кабинете принимали фельдшер и узист

Плюс приемов в таких малонаселенных районах — врачи успевают услышать каждого, в остальном выезды ничем не отличаются от любого другого рабочего дня, считает заведующий хирургическим отделением добрянской ЦРБ Сергей Литвинов. Минус — в основном такие территории труднодоступны. Врач говорит, что пациенты иногда сами понимают, что надо ехать в Добрянку, но не могут. Снег заметает дорогу, и всё, путь отрезает. Конечно, в таких случаях помогает фельдшер, но заключение профильного врача — другое дело.

— У жителей таких населенных пунктов двигательная активность выше, соответственно, заболеваний хирургического профиля на порядок меньше — нет проблем с суставами, артериями, венами, — рассказывает 59.RU Сергей Литвинов. — А заболевания сердечно-сосудистой системы превалируют. Видимо, сказываются условия жизни и хронического стресса — люди оторваны от цивилизации и немного стеснены жизненными обстоятельствами.

Два пациента получили направления от врачей на операцию в ЦРБ

Ещё один фактор стресса — отсутствие работы. Раньше большинство жителей Нижнего Красного были заняты на предприятии лесной промышленности. После того, как его закрыли, местные погрузились в сельское хозяйство, но с возрастом это становится всё сложнее. А что касается травматизма, то медики отмечают, что деревенский народ быстро адаптируется и восстанавливается.

Еще один «приезжий» медик — врач общей практики Геннадий Главатских. В Нижнем Красном он периодически подменяет фельдшера, но, к счастью, в последнее время она справляется сама — люди стали меньше болеть. Но если состояние здоровья и ухудшается, то в основном потому, что люди и затягивают свою болезнь. По мнению Геннадия, врач не только должен осмотреть и поставить диагноз, но и помочь понять, в чем проблема: человек действительно болеет или просто находится в стрессе.

Добрянские врачи посмотрели местных жителей насквозь. Практически все здоровы

— Не надо путать тех, кто приучен к общей цивилизации, и деревенских, отрезанных от мира. У них психология совсем другая, — рассуждает Главатских. — Они вообще молодцы. Даже говорить об их здоровье не буду.

Видео: Сергей Федосеев

«Стараемся не расслабляться»


Под постоянным контролем 22 жителя Нижнего Красного находятся у фельдшера местного ФАПа — Нины Бырсан. В этом селе женщина лечит людей уже 33 года. Говорит, что некоторых помнит с пеленок — в деревне до сих пор живет 30-летний мужчина, которого Нина Ивановна ведет с самого рождения.

Такие очереди, как в день большого обследования, — редкость, бывает так, что за день никто не приходит. Но в любом случае ежедневно фельдшер приходит на работу в семь утра. Первым делом топит печь. Дальше, если есть вызовы, едет на снегоходе по пациентам.

Фельдшер готовит анализы для отправки в лабораторию

— Иначе тут не добраться, да и машин нет, — рассказывает Нина Ивановна. — Знаю здесь каждого. Есть такие, которых просто приходится уговаривать прийти на прием — звоню им. Вот вчера перед обследованием всех обзвонила. Некоторые всё равно не пришли. А была женщина, которая впервые делает ЭКГ.

В этом году ни у кого из жителей деревни не было гриппа, возможно, потому что они редко выезжают в город и редко контактируют с соседями. Однако в ходе обследования у двоих обнаружили в желчном пузыре камни и назначили операцию в добрянской больнице.

Раньше сложные манипуляции проводили в больнице Нижнего Красного на 15 коек — её не стало в 1992 году. До этого там делали даже трепанации черепа. В этой больнице работали врач-терапевт, фельдшер и одна из нынешних местных жительниц Эльвира.

Эльвира Алексеева отработала в медучреждениях села почти 40 лет

— В Нижнем Красном я работала медиком с 1976 по 2012 год, с 1992 года уже в ФАПе, вместе с Ниной Ивановной, — рассказывает Эльвира. — Я бы, может, и сейчас работала, но меня заставили ехать на учебу. Я ушла, потому что не хотела, чтобы на мое обучение тратили большие деньги, когда я работаю в сельской местности. Сейчас врачи тоже молодцы, хорошо, что ездят сюда — нам записываться и ездить не надо.

Выехать из села в добрянскую больницу — целый ритуал. Местный житель Андрей рассказал нам, как это происходит летом. Для начала нужно надеть болотники, дойти до асфальта, переплыть на лодке на другой берег, пройти по грязи пешком шесть километров и уже потом сесть на транспорт.

Так выглядит ФАП снаружи

— Конечно, болит иногда что-то, но оно так и будет болеть, если мы руки опустим, — рассуждает Андрей. — Стараемся не расслабляться. Из-за домашней работы болят позвонки, колени. В таких случаях приходит фельдшер, ставит уколы. ФАП спасает ситуацию.

Объединяет жителей Нижнего Красного их деятельность. Каждый здесь держит гусей, куриц, свиней, коров и прочую живность, в основном не для продажи, а для себя и своей семьи. Мужчина, который довозил медиков на «Буране» до ФАПа, занимается рыбной ловлей, продает улов. Но это только зимой. Шутит, что в деревне из развлечений — только чистить тропинки от снега.

ФАП в деталях

Проблема, которая волнует абсолютно всех жителей села, — не разрушенная больница, а переселение. Ранее многие жители подписали бумаги на переселение в дома Перемского сельского поселения. Но с тех об этом ничего не слышно.

— Дома все разваливаются у людей — им по 70 лет! Сколько раз было бюро технической инвентаризации, и вроде выделили деньги и землю на стройку, но до сих пор ничего, — негодует Андрей. — Три года точно никого тут не было — ни председателей, ни депутатов. Но недавно все-таки приехал председатель Чернышев, сфоткал восемь домов, якобы чтобы поставить на учет в программу переселения. Раньше их вычеркивали.

Это заброшенная часовня. Ей точно заниматься никто не будет

Единственная, кто не хочет переезжать из полузаброшенной деревни, — 84-летняя пенсионерка Мария Шаймухаметова, она до сих пор самостоятельно чистит снег около дома, качает воду и носит дрова. Как она оказалась здесь — удивительная история. В Нижнее Красное она ещё молодой сбежала от ревнивого мужа, это было 63 года назад. Тогда бывший возлюбленный не знал, куда уехала его жена, и решил искать, а когда нашел, то пытался увезти Марию обратно. Но она осталась здесь.

Мария Шаймухаметова в свои 84 года ухаживает за домом сама

— Живем мы хорошо, ко мне постоянно дети сюда приезжают, внуки и правнуки, — делится с 59.RU Мария. — Я когда-то уезжала в город на три года, но мне не понравилось, и я вернулась. В деревне лучше — здесь люди добрые. А по здоровью у меня только в ушах уже шумит — плохо слышу. Хорошо, что врачи приехали — сегодня пожалуюсь.

Отличается и от обычных рабочих будней работа медиков скорой помощи и ветеринаров в новогодние каникулы. В эти дни они трудятся практически без выходных и часто встречаются с «праздничными» проблемами. Мы рассказывали об этом.

Подписывайся на наш канал в Telegram и читай главные новости Перми раньше всех. Есть новость — присылай фото и видео на почту Написать письмо или пиши нам в VK.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем