Пермский врач Юрий Курносов определился с профессией ещё в детстве, в 11 лет он уже читал книгу «Справочник фельдшера» и пообещал родным, что свяжет жизнь с медициной. Сегодня он кандидат медицинских наук, врач анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи, дежурный педиатр в Краевой детской больнице. В конце февраля 2020 года Юрий победил в федеральном конкурсе «Лучший педиатр России». Какой он — лучший детский врач страны, мы рассказываем в нашем материале.
У Юрия рано умерла мама, ему было всего 12 лет, тогда он и задумался о том, что, когда вырастет, будет спасать людей. Сам тогда еще школьник часто лежал в больницах — из-за проблем с почками.
— Мне было 11, но в больницу я брал с собой книжку «Справочник фельдшера» — не знаю, как она у нас оказалась, ведь я первый медик в нашей семье. А моим первым лечащим врачом была нынешний доцент кафедры факультетской и госпитальной педиатрии Наталья Зарницына, очень доброжелательная женщина. Меня интересовало, как лечат детей, а она всегда отвечала на мои вопросы. Потом, в 12 лет, она привела меня к своим студентам, чтобы они показывали на мне практические навыки. И мне нравилось участвовать в таком «консилиуме».
В 13 лет у Юрия уже был первый «пациент» — его сестра. Проявив любопытство и настороженность, решил позаботиться и о младшей сестре, проверить ее здоровье, поэтому при плановой сдаче своих анализов сдал ее. Так выявили проблемы с почками и у неё.
Врач и менеджер
После девятого класса Юрий ушел в класс с медицинским уклоном. Он посещал занятия для будущих врачей, которые проводили на кафедре оперативной хирургии Пермской медакадемии. В 1999 году Юрий поступал на лечебный факультет, но для бюджета ему не хватило одного балла. Поэтому студентом 1-го курса педиатрического факультета Юрий стал в 2000 году. На первом курсе боялся «вылететь» из-за проблем с практикой по биоорганической химии. А со второго стал учиться на одни пятерки. Окончил с красным дипломом — правда, для этого пришлось пересдавать эту биоорганику, изначально сданную на удовлетворительно.
Заниматься научной деятельностью Юрий начал со второго курса. Врач, которая его лечила в детстве, писала кандидатскую диссертацию. Она предложила Юрию работать совместно над научными статьями по нефрологии. Основными преподавателями по жизни Юрий считает профессора Мерзлову Нину Борисовну, которая стала его научным руководителем кандидатской диссертации, и заведующего реанимационно-консультативным центром Юрия Шарышева, который увидел в своем студенте будущего коллегу и предложил ему работать анестезиологом-реаниматологом в КДКБ. Первая смена Юрия состоялась 20 апреля 2008 года.
— Я очень благодарен нашему главному врачу — доктору медицинских наук Антонову Дмитрию Валерьевичу, администрации нашей больницы, которая способствует нашему развитию, поддерживает в любых начинаниях, — говорит Юрий.
Сейчас Юрий получает второе образование — экономическое, в ПГНИУ. Врач учится на направлении «менеджмент в здравоохранении». Объясняет это решение так: поскольку стал заведовать отделением, появилась необходимость изучения процессов организации здравоохранения.
Для участия в конкурсе педиатров Юрий отправил в оргкомитет автобиографию, характеристику, указал в письме все заслуги — его разработки, опыт волонтера «Дедморозим», работу со студентами Пермского медуниверситета и Пермского базового медицинского колледжа. В конкурсе также учитывались отзывы на портале «ПроДокторов».
«Новорождённые не скажут, где болит»
Отвечая на вопрос о том, что сегодня держит врача в столь непростой профессии, Юрий говорит: «Мне нравится лечить детей».
— К тебе привозят кроху, который живет еще только несколько часов, ты полностью отвечаешь за его судьбу — и большая радость, когда мы выписываем такого ребенка из реанимации и он находится вместе с мамой, — рассказывает врач. — Самая большая радость для меня, когда я вижу счастливые лица родителей.
Юрий Владимирович уверен: с новорождёнными детьми интереснее работать, чем со взрослыми. Малыши не могут сказать, что и где болит, — приходится выяснять самостоятельно. К тому же в Пермскую краевую детскую клиническую больницу везут самых тяжелых детей со всего края. В тех случаях, когда постановка диагноза представляет трудности, то детей отправляют в федеральные центры России. Ответственность за безопасность тяжелобольных детей полностью лежит на Юрие Курносове и его коллегах.
Мы просим Юрия рассказать об уникальных случаях в его работе.
— В Кудымкаре была новорождённая девочка с синдромом Казабаха-Мерритта (при таком заболевании у больных появляются сосудистые опухоли. — Прим. авт.). Я ее увидел сразу после рождения — она была на искусственной вентиляции легких, ситуацию осложняло легочное кровотечение. Ребенок на тот момент был нетранспортабельным, очень высок был риск летального исхода при транспортировке. Ежедневно наши врачи мониторировали состояние ребенка, неоднократно выезжали на место с попыткой медицинской эвакуации. Лишь на 10-й день благодаря комплексному подходу к оказанию медпомощи удалось достичь стабилизации состояния и транспортировать ребенка в реанимацию нашей больницы, я участвовал в этом лично. Девочку полностью обследовали и выявили, что огромная опухоль занимала не только половину лица, шею, но и сдавливала дыхательные пути. В КДКБ сразу подключились кардиолог, генетик, хирург, неонатолог. Мы стабилизировали состояние и уменьшили опухоль только с помощью медикаментозных методов лечения. Хирургические методы лечения мы использовать не могли, так как опухоль затрагивала крупные кровеносные сосуды. Через месяц удалось снять ребенка с ИВЛ. Это уникальный случай. Сейчас ей уже больше года, и она ничем не отличается от своих сверстников.
Также врач запомнил подростка из Кунгура, который делал селфи на трансформаторной будке, упал, ударился и получил сильные и глубокие ожоги с развитием ожогового шока. Тогда после длительной трехчасовой подготовки Юрий Владимирович транспортировал его в Краевой ожоговый центр, позже парня увезли в Нижний Новгород.
— Был и курьезный случай, я привел студентов в отделение новорождённых на осмотр ребенка. Когда мама его развернула, там был не просто переполненный памперс, а «парашют». На вопрос, почему она не меняет памперс, женщина ответила: «А зачем?» Я ей показываю, что памперс набит, а она отвечает мне: «Но ведь на упаковке написано от трех до пяти килограммов». Это был 2010 год.
В 2011 году Юрий Курносов лечил ребенка, с родителями которого они сдружились. Через пару лет у пары вновь родились дети — маловесная двойня, но, к сожалению, один из детей умер, несмотря на все усилия врачей. Юрий стал крестным здорового малыша.
Ввёл в работе специальные карты
В своем отделении Юрий Курносов внедрил карту «Объективное обследование больного врачом реанимационно-консультативного центра» — по сути, это медицинский лист со специальным тестом. В него врач, принимающий пациента, не вписывает данные, а отмечает их из предложенного списка, что экономит время и позволяет не упустить мелочи, которые могут оказаться значимыми. По такой карте в КДКБ работают уже девять лет и не собираются отказываться. «Объективная» она, потому что в нее вносится все, что видит врач.
Еще одна инновация Курносова — «Карты транспортировки новорождённых детей».
— Это тоже медкарта. Акцент на новорождённых связан с особенностями их жизни, например, они могут быть недоношенные, — поясняет Юрий. — Такие дети плохо удерживают температуру, поэтому им важна терморегуляция, также у них может меняться концентрация глюкозы в крови — это влияет на центральную нервную систему. В карте указываем, как мы готовили пациента к медицинской эвакуации, и описываем состояние в ходе транспортировки.
Такие карты важны, потому что поездка в одну сторону может занять до 4 часов. Это связано с тем, что транспортировка тяжелого пациента, особенно новорождённого, должна быть бережной. Необходимо ограничение скоростного режима, уменьшение тряски, вибрации, шума, поэтому на некоторых участках дорог наши водители едут медленно, объезжая все ямы.
— Где-то, конечно, дороги ремонтируют, но остаются, например, участки дороги на отрезке Карагай — Кудымкар и в сторону Губахи. Хорошо, что сделали скоростную магистраль, — отмечает врач.
Юрий женат, воспитывает сына и дочь. Семье он старается посвящать все свое свободное время. С детьми любит кататься на лыжах, смотреть новые фильмы, посещать детские развлекательные мероприятия. А еще очень любит группу «Рефлекс».
— «Рефлекс» — это вторая любовь после медицины. В 1996 году меня зацепила песня «Не говори» певицы Дианы, и я обратил внимание на саму исполнительницу, — рассказывает Юрий. — В 2000 году появилась группа «Рефлекс». Они стали особенно популярны после хита «Сойти с ума».
Юрий тогда поставил себе цель — познакомиться с Ириной Нельсон (той самой Дианой). В начале 2000-х он начал писать песни и решил отправить несколько текстов группе. Так завязалось общение сначала с администратором, продюсером творческого коллектива, а потом и с солисткой Ириной Нельсон. Сейчас они находятся в приятельских отношениях. Также с 2006 года Юрий Курносов успел посотрудничать с певицей Никой, группой МГК и другими исполнителями — они исполняли его песни.
До сих пор Юрий часто посещает концерты группы «Рефлекс», встречается с Ириной на различных мероприятиях — вручениях музыкальных премий, эфирах на радиостанциях, фотосессиях. Ему всегда высылают приглашения на значимые концерты, где выступает группа. В частности, он уже получил пригласительные билеты на концерт, посвященный 20-летию группы, который пройдет в Кремле 3 октября. Юрий признается, что был бы очень рад увидеть любимую группу на сцене родного города в день рождения Перми.
Ранее мы публиковали истории пермских врачей, спасающих людей даже в отпуске. О подвигах в нерабочее время нам рассказали психиатр, кардиолог, эндокринолог, уролог и травматолог.