1 мая у некоторых студентов ПГМУ началась практика по коронавирусу. Она касается определенных курсов и специальностей. В официальном паблике опубликовали приказы и форму согласия, но у некоторых студентов остались вопросы по условиям прохождения, безопасности и альтернативах. Поэтому мы провели прямой эфир с проректором по образовательной деятельности ПГМУ Наталией Минаевой и задали ей самые актуальные вопросы. Для тех, кто любит читать, делаем расшифровку.
Практика касается бакалавров 3 курса, учащихся по специальности «сестринское дело», будущих стоматологов с 4 курса и студентов 4–5 курсов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело».
— Сейчас все силы брошены на борьбу с коронавирусом и некоторых медиков совсем другого профиля отправили домой, им оплачивают ⅔ оклада. Но почему в помощь врачам на передовой отправляют не коллег с опытом, а студентов с 3-го по 5 курсы?
— Считаю не очень корректным обсуждать распоряжение руководства, но к счастью, не все медики сидят дома. И это обычная практика, а не «практика по коронавирусу». Просто в ее рамках ребята могут поработать с зараженными пациентами или выбрать другие формы.
— ПГМУ сообщило, что студенты, выбравшие работу с зараженными, будут трудоустроены, получают зарплату и стимулирующие. В каком размере и за какой период?
— Все выплаты зависят от трудового договора. Об этом нужно спрашивать работодателя — медицинские организации. Программа практик тоже определяется трудовым договором. Думаю, ребята готовы работать в качестве среднего медицинского персонала — такая работа для них не новая — после 3-го курса они проходили подобную практику.
— Кто и как часто будет тестировать студентов на коронавирус? В инфекционной больнице это делают каждую неделю.
— Они будут уже коллегами и тестироваться по тем же правилам — работающих проверяют не реже раза в неделю.
— Когда будут расторгать договоры со студентами? Есть определенный срок их работы?
— Срок, который мы могли выделить, чтобы перенести теорию и заняться практикой, зависит от образовательной программы — это от 34 до 36 дней. Примерно до начала июня будет практика, на это время приостанавливают дистанционное обучение.
— Каков перечень медучреждений, у которых есть контракт с ПГМУ, то есть потенциальных мест работ учащихся?
— В нашем перечне 400 медорганизаций. Но сейчас мы работаем по другому, согласованному с Минздравом Прикамья и оперштабом. Если говорить о больницах, борющихся с вирусом, то их пять: МСЧ № 1, ГБ № 7, ГБ № 6, больница им. Гринберга, больница им. Тверье. С теми, кто находится в крае, это решается индивидуально.
— Также мы попросили студентов заранее подготовить вопросы. Будущие врачи интересуются: кто выбирает виды альтернативных практик по приказу № 248 — вуз или учащийся? Не могут ли отправить волонтера в больницу, если потребует система?
— Ребята могут выбрать и практику, не связанную с коронавирусом — для этого есть определенный регламент. 13 мая оставшиеся студенты определяют для себя вид деятельности из специального перечня. Каждый выбирает для себя посильный вид. Не получится так, что все выберут одинаковую работу. У нас уже есть три группы с совершенно разными видами работ.
Проректор говорит, что одна из деятельностей для ребят, выбравших альтернативную работу — это волонтерство. Туда входят консультации по телефону, социальная помощь группам риска и работа в медучреждении, но без контакта с людьми — например, информационная и техническая поддержка.
— «В остальных случаях будет обычная практика без оплаты» — говорилось в уведомлении ПГМУ. Какие «остальные» случаи?
— Перечень учреждений и задач готовится — это будет работа с медицинской документацией, статистическим материалом, обработка данных по новой эпидемиологической ситуации. Всё, что мы сейчас планируем, может быть вообще не связано с непосредственным контактом. Но это ряд важных задач, которые должен уметь выполнять любой врач. Это будет в других медучреждениях, которым сейчас нужна помощь, их сейчас определяют краевые оперштаб и Минздрав. Как правило, у тех, кто не заключает трудовой договор, практика не оплачивается.
— Как вы можете прокомментировать популярное среди медиков мнение, что сейчас любая «не красная» зона может превратиться в «красную» и ПГМУ всё-таки подвергает студентов опасности?»
— По моему мнению, сейчас риски есть везде, даже при походе в магазин или в общественном транспорте. Медики давно работают в условиях, когда, например, пациент может быть ВИЧ-инфицированным. Мы привыкли так работать и все медики знают, когда нужно надеть перчатки и маску. Тем более сейчас все ребята проходят такую учебу, после которой будет тестирование. Мы их готовим так, чтобы снизить уровень стресса. Степень риска каждый определит для себя и сможет индивидуально застраховаться. Беременные, с маленькими детьми или хроническими заболеваниями вообще будут работать дистанционно, для них тоже готовятся отдельные задания.
— «Кто не имеет противопоказаний, не трудоустроен, но при этом не даст согласия на практику с заболевшими должны будут пройти другую, но тоже связанную с коронавирусом практику в соответствии с приказом Минздрава № 248 от 29.03.2020»
Туда входят как удаленная от зараженных работа, так и профилактические беседы с населением по вопросам коронавируса, обслуживание лиц, нуждающихся в соцпомощи, доставки продуктов самоизолятнам, участие в оказание медицинской помощи в мед организациях, в том числе перепрофилированных под COVID-19.
То есть те, кто не согласился работать напрямую с коронавирусом, судя по приказу, все равно могу выйти на работу в профильную МО. Какова такая вероятность?
— С теми, кто соглашается, мы начинаем работать уже сейчас, этот список учреждений уже известен, в праздники работу не останавливаем. Те, кто на днях подписали согласия, сегодня уже пошли в отделения, медосмотр они успеют пройти, а учеба заканчивается к 13 числу. К этому времени они будут иметь всё для заключения или незаключения трудового договора. Если у них будут сомнения, они не войдут в учреждение, пока не заключат трудовой договор. Если они всё таки не заключат его, то будут рассматривать другие виды деятельности.
— Вопрос от студента: «Сколько волонтерских мест для тех, не подписал согласие на работу с COVID-19?»
— Эти места не ограничены регламентом. В данном случае мы говорим об организации «Волонтеры-медики». Любой желающий может пройти инструктаж и приступить к выбранной работе. Ещё до выхода приказа у нас было около 150 волонтеров и 150 ребят, которые уже работали, причем 70 из них — с коронавирусом. Тогда им было еще труднее — они учились и работали — это было их решение. Однако мы им давали больше времени на сдачу контрольных.
— Каков порядок действий студентов в случае подписания несогласия?
— Эти ребята ознакомятся с перечнем 12–13 мая — он готовится. В первую очередь мы определились с теми, кто подписал согласие на работу с зараженными, сейчас они к этому готовятся. Например, у ребят 4 курса практика в стационарах, у 5-го курса практика в амбулаториях. Если у нас будут задачи в таких учреждениях, то их, как вариант, поставят ребятам. А дальше уже будет другая форма согласия — о конкретной деятельности в рамках практики. Если они согласны, то мы будем на них рассчитывать.
— Будут ли санкции к тем, кто просто ничего не подписал (согласие или несогласие)?
— Санкции вообще не обсуждались. Студенты знают, что пройти практику — обязательная задача. Если они ее не прошли сейчас, то им придется пройти ее, когда начнутся занятия. Специального времени выделять не будут и они займутся этим параллельно с учебой.
Наталия Минаева утверждает, что есть и те студенты, которые, скажем, «рвутся в бой». Приводит пример: один из студентов сейчас находится в Свердловской области и просит пройти практику в больнице. С ним решают вопрос по другому — пытаются договориться, чтобы он жил в общежитии до выхода на работу и это было безопасно. А потом выбирается больница, которая сможет обеспечить ему временное место жительства.
— А вчера в поликлинику ПГМУ на медосмотр пришла девушка, попросилась работать в отделении, но в ходе беседы выяснилось, что у нее маленький ребенок. Нам позвонили из поликлиники, попросили еще раз проверить, поняла ли она, что это опасно, выяснить, где живет ребенок и почему она приняла такое решение. В таком случае ее могут и не отправить работать с больными.
— Не рекомендуется работать студентам с хроническими заболеваниями, которые в случае заражения могут усугубить его состояние. Но это рекомендация и студенты могут откликнуться и выйти на помощь. Если они заболеют, затяжелеют, кто будет нести за них ответственность — больница, куда они устроились, или ПГМУ?
— Мы имеем дело с совершеннолетними людьми, которым задают этот вопрос на медосмотре. Если человек хочет скрыть заболевание, то должен осознавать ответственность за здоровье. Мы не будет проводить расследование, были ли у него хронические заболевания, к кому он обращался. Их никто никуда не загоняет и ни к чему не принуждает.
— Вопрос от подписчицы: «Если посылают от учреждения, тогда зачем писать договор о согласии?»
— Согласие нужно, чтобы выделить ребят, с которыми мы будем работать, чтобы в принципе спланировать работу.
— Вопрос от студента: «Обсуждается ли возможность сделать ординатуру не целевой, а именно бесплатной для тех, кто сейчас работает с коронавирусом? Может ли университет себе это позволить?»
— Нет. Мы федеральное учреждение и стратегию в этом плане определяет наш учредитель. Здесь свободы у университета нет.
— Вопрос от студента: «Сейчас закрыты медосмотры. Как допустить студентов без осмотра к практике? И вуз тесты на коронавирус не проводит».
— Рабочие медосмотры нигде не остановлены, сейчас не проводят профилактические, а это разные вещи. Осмотр перед практикой то же самое, что и осмотр по работе. Для ребят, которые не в Перми, мы договариваемся, чтобы они прошли их по месту пребывания, если они будут там работать. А тесты на коронавирус проводят в медучреждениях, которые с ним работают. Если мы говорим о центре медицинской профилактики, которые не работают с ОРЗ, то скорее всего, это к ним не относится.
— Вопрос от студента: «Зачем столько студентов в больницах? Ни Минздрав, ни главврачи не заявили о дефиците кадров».
— Мы же не спросили ни министерство, ни главврачей. Минздрав готовит нам перечень задач для ребят, а значит они готовы их принять на практику. Да и главные врачи не всегда рассказывают о своих задачах в публичном пространстве.
— Вопрос от студента: «У учащихся 4-го курса начинается плановая врачебная практика. Сейчас максимум — сестринская или волонтерская. Можно ли это реально считать практикой?»
— Да, можно. Чтобы вырос хороший врач, он должен уметь выполнять задачи и младшего и среднего медперсонала. Причем то, что мы делаем сейчас, можно назвать медико-социальной помощью — наша посильная помощь, которая сейчас нужна.
— Вопрос от студента: «Вы думаете, студенты готовы психологически на месяц закрыться в больницах без выхода домой?»
— Когда все только начиналось, к нам приезжал губернатор, он общался со студентами и один из них сказал, что если понадобится его помощь, то он будет жить в больнице. А вообще, это принято так — две недели работы и две обсервации. В разных учреждениях разные условия, кто-то предоставляет место в гостинице, а кто-то чистые отделения. Это определяется заранее. Но в любом случае, мы постараемся сопроводить ребят.
— Вопрос от студента: «Во время практики студентам будет выплачиваться стипендия?»
— Конечно. Никто никого не лишает стипендий, она за учебу. А если есть трудовой договор с больницей, то будет зарплата и социальные выплаты.