
Сейчас в крае выявляют около
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
27 апреля на встрече губернатора Пермского края Дмитрия Махонина с руководителями СМИ выступил советник губернатора, руководитель «Дедморозим» Дмитрий Жебелев. Он сообщил о вероятности новой волны коронавируса в регионе и напомнил о важности прививок как способа избежать заражения. По договоренности с ним публикуем его речь в формате колонки.
— У нас есть не стопроцентная, но очень серьезная вероятность повторить опыт октября-ноября прошлого года. Есть и опыт Пермского края, и страны, и мы видим, что в целом траектории пока одинаковые: сначала вспышка в мире, потом — в Европе, потом — Москва, потом — мы. В мире и в Европе уже была новая вспышка, в Москве, судя по последним цифрам, начинается. И рано или поздно это придет к нам.
Какие у этого могут быть последствия? И с чем это связано? В первую очередь, с тем, что новые штаммы коронавируса более
Мы можем посмотреть на опыт Европы. Там ситуация сложная. Там месяцами локдауны в связи с этими штаммами. При этом с вакцинацией там дела обстоят по-разному, но значительно лучше, чем у нас. Мы можем посмотреть опыт Бразилии и Индии, которые, как мне кажется, немножко ближе нам по некоторым параметрам здравоохранения. Там всё намного, намного хуже и совершенно не сопоставимо с осенью. Мы, возможно, где-то посередине между Европой и Индией. Я привык оценивать ситуацию пессимистично, чтобы потом радоваться результатам.
Когда это может случиться? По тем данным, которые есть, мнения разные. Есть вероятность, что это может случиться в мае-июне. Что даже объединенных праздников и этого снижения количества социальных контактов не хватит. И у нас может произойти что-то подобное тому, что было осенью, уже в ближайшие месяцы. Причем этого никто не ждет.
Еще более вероятно, что это случится осенью, — там уже почти нет никаких шансов это обойти. И тогда вспышка будет намного серьезнее, чем была до этого.
По избыточной смертности мы потеряли семь тысяч человек. И это у нас один из лучших показателей по стране. Особенно в последние месяцы мы входим
Что с этим можно сделать? Европа делала жесткие локдауны. Но только на уровне региона это вряд ли можно будет решить. Я бы этого не ожидал. Второй вариант — это вакцинация. Как мы видим, мы текущими темпами даже к осени не наберем такое количество вакцинированных людей, чтобы как-то серьезно повлиять на заболеваемость, особенно если действительно вирус будет распространяться значительно быстрее, чем раньше.
Есть несколько связанных с этим проблем. Во-первых, про безопасность вакцины такую штуку скажу. Я в целом вначале не шибко доверял отечественным вакцинам. После появилось больше информации. У нас есть подтверждение международных экспертов: «
Еще больше можно доверять тому, что сейчас уже вакцинированы более восьми миллионов человек. Если бы были тяжелые последствия и тем более смерти, то можно представить, как распространилась бы эта информация. Если бы хотя бы в одном из тысячи случаев происходило что-то нехорошее.
Еще одна проблема — недостаток вакцины. Количество поставок, которое было за всё это время, зависело от федерального уровня. Я не знаю, какие были приоритеты, сложности, я в это не погружался. Но оно было недостаточным. А сейчас, спустя такое время с начала массовой вакцинации, начинать еще более массовую вакцинацию будет очень тяжело. Хотя в последнее время поставки наконец увеличиваются и количество свободных мест сейчас значительно больше.
Теперь уже есть недостаток желающих, что связано уже с федеральной информационной повесткой — с самоуспокоенностью, а еще с тем, что доверие к вакцинам завязали на доверии к государству. И может быть, власти у нас еще доверяет значительное количество людей — узнаем в сентябре, — но в части сохранения здоровья и медицины доверия не так чтобы уж очень много. Кроме того, когда у нас в федеральных СМИ рассказывают о нашей потрясающей вакцине и о том, какие ужасные другие вакцины, это всё сказывается на доверии ко всем вакцинам вообще. И сейчас недоверие к вакцине такое, что нам очень сложно привлекать людей.
Я думаю, что есть абсолютно невыполнимые задачи. Нужно, чтобы у нас вакцинировались полтора миллиона человек, хотя бы миллион двести. Лучше бы, чтобы это произошло уже в мае-июне, но хотя бы к сентябрю. Но чтобы это произошло, нужно совершить что-то совершенно невероятное. Даже если не удастся мотивировать вакцинироваться полтора миллиона человек, любое количество тех, кого мы замотивируем, снизит количество госпитализаций и смертей. Важно супермассовое информирование людей о том, где можно вакцинироваться, чтобы все наизусть это знали. Мотивировать людей личными примерами, объяснениями, сравнением опасности коронавируса и вакцинирования.
У нас есть шанс если не спасти семь тысяч жизней, то хотя бы уменьшить количество возможных жертв в будущем.