В Перми, как и во всем мире, работают группы анонимных алкоголиков (АА). Мы побывали в одной из них, чтобы узнать, в чем причина алкоголизма, какие люди приходят на собрания и что делают, чтобы избавиться от зависимости.
От редакции: Эта публикация не пропагандирует употребление алкоголя и участие в группах анонимных алкоголиков. Текст рассказывает о таких сообществах как об одном из способов избавления от зависимости.
Немного об анонимных алкоголиках
Сообщества анонимных алкоголиков существуют с 1935 года. Тогда в США группа людей, злоупотребляющих выпивкой, отделилась от христианского общества и организовала свое — направленное на избавление от зависимости.
Первые анонимные алкоголики разработали программу по излечению от алкоголизма, убедились в ее действенности и начали распространять свой опыт — рассказывать другим злоупотребляющим о том, как смогли справиться с зависимостью, и поддерживать их на пути к трезвости.
Участие в группах решили сделать анонимным — рассказывать людям, не состоящим в сообществе, о случаях своих коллег по несчастью членам АА запрещено. Благодаря этому алкоголикам не приходится сталкиваться с осуждением и нести на себе еще и этот груз.
Постепенно методика анонимных алкоголиков распространилась на все Соединенные Штаты, а потом и на большую часть мира. В России у движения анонимных алкоголиков есть свой сайт и аккаунты в соцсетях, где можно познакомиться с программой онлайн или заказать книги и брошюры по теме.
В 2021 году группы анонимных алкоголиков работают во всех крупных городах России. В Пермском крае они появились еще 25 лет назад и сейчас есть в Перми, Березниках, Соликамске, Чайковском и Кунгуре. Они расположены в самых разных помещениях — общественных и бизнес-центрах, кафе, храмах разных конфессий (в том числе православном). Помимо групп анонимных алкоголиков, существуют также сообщества для наркоманов, игроманов, сексоголиков, переедающих и так далее.
Группа «Рассвет», с участниками которой мы познакомились, находится в здании бывшего ДК Ленина — сейчас это культурно-деловой центр, принадлежащий пермской Церкви христиан веры евангельской «Новый завет». Это помещение анонимные алкоголики арендуют — они не являются подразделением церкви и не подчиняются ей. По словам членов группы, деньги на аренду они собирают путем добровольных пожертвований.
Встречи проходят в небольшой комнате на третьем этаже ДК — от силы 15 квадратных метров. Внутри несколько столов, стенд с книгами по теме избавления от алкоголизма, чайный уголок и множество стульев, расставленных по периметру.
Кто и почему приходит в АА?
Олег и Илья (здесь и далее имена изменены. — Прим. автора) давно среди анонимных алкоголиков. Илью сюда несколько лет назад привела жена, а Олег впервые пришел на собрание сам еще 22 года назад.
— Я тогда еще жил в Чайковском. Узнал, что у нас есть группы анонимных наркоманов, пришел к ним и попросил взять меня, — вспоминает Олег. — Потом, когда переехал в Пермь, пришел к анонимным алкоголикам. У меня было два варианта — либо в АА, либо в Белогорский монастырь, потому что я уже всё перепробовал — четыре кодировки (они бывают медикаментозными, когда в организм вводят препарат, якобы несовместимый с алкоголем, а также психологическими, когда человеку внушают, что он не должен пить. — Прим. автора), наркологии, в церковь приходил. Алкоголь меня уже довел до того, что я в тюрьме сидел, в психушке лежал — чего только не сделаешь по пьяни. Но ничего не помогало избавиться от зависимости.
Олег говорит, что начал пить, чтобы заглушить боль и в надежде, избавившись от ощущения несчастья, стать счастливым.
— Я искал счастье на дне стакана. Пытался таким образом уйти от реальности, — объясняет Олег. — Реальность мне доставляла боль, и я думал, что, уйдя от нее, стану счастливым. В 15–16 лет у меня были хорошие перспективы в спорте. Я поступил учиться, переехал в общежитие, девчонки интересовались. Но у меня были страхи. А выпил — и всё, комплексы пропадали. Появлялось чувство легкости и комфорта. Казалось, что вот оно — решение всех моих жизненных проблем.
Олег также упоминает непростые отношения в семье и пример выпивающего отца, который он регулярно видел.
Илья говорит, что на начальных этапах зависимости алкоголь помогал ему чувствовать себя более уверенно, не стесняться знакомиться с девушками. Большую часть важных событий в своей жизни Илья пережил нетрезвым — построил бизнес, женился, завел детей. Употребление не разрушило ни его дело, ни его семью, как это часто бывает, но мужчина понял, что больше так не может.
— Допустим, есть человек. Он начинает употреблять в подростковом возрасте, потому что это якобы весело, прикольно и все так делают. Если человек здоров, он так и может всю жизнь время от времени выпивать. Выпили вечером — наутро встали и пошли работать. А алкоголик привыкает к этому кайфу, и в какой-то момент алкоголь перестает помогать, а начинает предавать алкоголика. Люди начинают пить запоями, ломается жизнь, семья. Меня алкоголь тоже предал. Я не пил месяцами — максимум по неделе, никто от меня не ушел, бизнес я не потерял, но жить так дальше было невыносимо.
Илье было неприятно то, как он вел себя, будучи пьяным, «отходняки» после запоев изматывали и морально, и физически, а пример матери-алкоголички показывал, что с вредной привычкой стоит завязать.
По словам Ильи и Олега, в группы анонимных алкоголиков приходят абсолютно разные люди. Им может быть и двадцать лет, и семьдесят. Они могут едва сводить концы с концами или приезжать на встречи на автомобилях за восемь миллионов.
По наблюдениям старожилов АА, в группы, как правило, приходят те, кто уже отчаялся справиться с зависимостью другими способами. При этом предел у всех разный — кому-то, чтобы захотеть перестать пить, нужно дождаться потери работы, семьи или серьезных проблем со здоровьем, а кто-то понимает, что больше так не может, когда просто повысил голос на детей.
Собеседники говорят, что причины алкоголизма кроются, прежде всего, внутри каждого зависимого и слабо связаны с социальным статусом и материальным положением.
— Любые страхи могут привести к алкоголизму — страх за детей, страх за свое будущее, страх старости, болезни. Когда употребляешь алкоголь, все страхи как будто улетучиваются, — объясняет Илья. — Большую роль [в формировании зависимости] играет эгоцентризм. Жизнь так устроена, что мир не только вокруг одного человека крутится. Я как алкоголик это понимаю по-другому — все должны плясать вокруг меня, слушаться меня. Но жизнь такова, что мои хотелки иногда ломаются, и, чтобы уйти от [неприятных ощущений от] этого, я употребляю.
Олег объясняет развитие алкоголизма «дырой внутри».
— Болезнь спрятана глубоко внутри меня, — говорит он. — Почему я комплексовал в детстве? Потому что у меня внутри дыра. Я родился с дырой, которую пытался закидать чем-нибудь в надежде, что это заглушит мою боль — конфетами, спортом, алкоголем и так далее. Это дает определенное облегчение, но в определенный момент перестает работать.
Как помогают в группах анонимных алкоголиков?
На собраниях анонимных алкоголиков люди садятся в круг и делятся своими эмоциями — рассказывают о том, что их огорчило, вызвало гнев или раздражение. Потом участники переходят к обсуждению тем, связанных с алкоголизмом и избавлением от него. На встречах есть ведущий. Он не занимает более высокое положение в иерархии — тут все равны, просто берет на себя обязанность следить за тем, чтобы мероприятия шли спокойно и по плану.
Программа по избавлению от зависимости описана в книге с названием «Анонимные алкоголики» — ее написали еще основатели методики. Авторы пишут, что их цель — показать другим алкоголикам, как именно они выздоровели, и стать им полезными.
Путь к избавлению от алкоголизма, по представлению первых членов сообщества АА, состоит из 12 шагов. Всё начинается с признания собственного бессилия перед алкоголем и потери контроля над собой. На втором этапе алкоголики должны прийти к убеждению, что только сила, более могущественная, чем они сами, может вернуть им здравомыслие, на третьем — поверить в Бога, каким они его понимают, и поручить ему свою жизнь.
Затем члены групп беспристрастно оценивают себя и свою жизнь с нравственной точки зрения, признают свои заблуждения, просят Бога избавить их от изъянов, составляют список людей, которым причинили вред, просят у них прощения и возмещают ущерб. На следующих шагах стремящиеся к исцелению продолжают самоанализ и молитвы, а на последнем, двенадцатом, когда «достигли просветления» — несут идеи и принципы анонимных алкоголиков другим зависимым.
— Всё это основано на само- и взаимопомощи, — объясняет Олег. — Чтобы не пить, нужно что-то более сильное, чем алкоголь. Этим более сильным становится сообщество анонимных алкоголиков. Чтобы не пить, нужно помогать другому алкоголику.
Собеседники называют программу анонимных алкоголиков духовной, направленной на изменение себя, своего отношения к миру и образа жизни. «Книга — четкая инструкция с правилами поведения. В результате ты будешь оставаться трезвым и счастливым», — утверждают они.
При чем тут Бог?
В настольной книге АА действительно упоминается Бог и некие высшие силы, способные помочь в избавлении от алкоголизма. Но в тексте нет пропаганды какой-либо религии. Там сказано, что обратиться к Богу алкоголикам следует, так как они уже «обнаружили, что никакие моральные кодексы и философские концепции не помогают». При этом авторы уточняют — «когда мы с вами говорим о Боге, мы имеем в виду ваше личное представление о нем».
— По сути, мы стараемся соблюдать христианские заповеди. Например, «не суди, да не судим будешь». Мы можем осудить поступок человека, но не его самого, — рассказывает Олег. — Поверить в Бога необходимо, потому что каждый алкоголик, дошедший до группы, осознает, что своими силами он уже не справится, никакая человеческая сила ему не поможет. Нужна какая-то сила вне его. Необязательно Иисус или Аллах. Это не имеет отношения к религии, можно верить во что угодно. Можно вообще не осознавать, что это за сила. Просто человек слаб — ему не выстоять одному с дырой внутри — нужно во что-то верить. Каждый находит эту опору самостоятельно. На самом деле эта сила внутри нас, но чтобы осознать это, нужно время.
Участие в группах помогает?
Оба наших собеседника считают, что живы благодаря участию в группах анонимных алкоголиков.
— Я не могу объяснить, как Бог работает. Я его не видел, я его не знал, но я скажу, что я был бомжом на Перми-2, жил в подвалах, кушал с мусорного бака, — перечисляет Олег. — В анонимных алкоголиках я стал более-менее человеком. Кто это сделал? Сделал Бог. Сделали люди — такие же, как я, алкоголики.
По словам Ильи и Олега, тем, кто осознал свою болезнь и искренне захотел избавиться от алкоголизма, программа 12 шагов действительно помогает. Во многом это происходит благодаря тому, что наставниками и проводниками в группах поддержки являются такие же алкоголики, только пришедшие в группу чуть раньше. Они помогают новеньким разобраться в методике, объясняют все непонятные моменты, морально поддерживают, а если надо — одергивают и ведут строгие разговоры.
— Алкоголики — очень упрямые люди, они не будут ни друзей слушать, ни родственников — никого. Только таких же, как они, алкоголиков. Всем остальным зависимый точно скажет — «ты ничего не знаешь, не понимаешь меня». При беседе с другим алкоголиком такого не произойдет, потому что он точно понимает, что происходит. А еще алкоголики классно умеют манипулировать. Здоровый этого не поймет, а такой же больной сразу это почувствует.
Участники групп помощи называют алкоголизм неизлечимой болезнью и говорят, что благодаря программе уходят в ремиссию. Помогая новичкам, заново проходя с ними все шаги, они могут оставаться трезвыми.
— Как людям с хроническими заболеваниями нужно каждый день пить таблетки, нам нужно каждый день помогать другим, — объясняют мужчина.
Следуя рекомендациям из книги, участники групп АА не берут на себя излишнюю ответственность и не бросают пить на всю жизнь. Каждое утро они принимают решение оставаться трезвыми и из таких дней, по маленькому кусочку, складывают новую жизнь. Всё это собеседники называют «ежедневной отсрочкой приговора».
— Программа сильно помогает. Ты начинаешь понимать, какой сволочью ты был. Но при этом нет чувства вины. Ты понимаешь, что можешь всё исправить, исправляешь и получаешь от этого огромный кайф — больше, чем от алкоголя, — признается Илья. — Но наш путь к счастью непростой. Когда мы совершенствуем средства защиты от алкоголя, он совершенствует средства атаки. Например, мне недавно стало очень скучно жить. Почему бы не бахнуть в такой ситуации? Чтобы не сделать этого, существует 12-й шаг — ты заново проходишь весь путь через другого человека, искренне помогая ему, делясь, и не хочешь бросать начатое. Ты остаешься трезвым и при этом не мучаешься — учишься жить с удовольствием, кайфовать от жизни как здоровый человек, радоваться мелочам.
Олегу, чтобы почувствовать реальный результат, понадобилось много времени — первые шесть лет в анонимных алкоголиках он продолжал употреблять. И даже сейчас осенью и весной он чувствует обострения — воздерживаться от алкоголя становится сложнее. «Потихонечку, быстро ничего не бывает», — напутствует он тех, кто, возможно, начнет идти по программе 12 шагов после этой публикации.
Что об анонимных алкоголиках говорят врачи?
Сообщества анонимных алкоголиков существуют почти век. За это время работу групп неоднократно изучали ученые. Их выводы были противоречивыми — кто-то приходил к выводу о бесполезности групп, другие называли их одним из самых эффективных способов борьбы с алкогольной зависимостью.
По словам главного внештатного психиатра-нарколога Минздрава Пермского края Григория Козюкова, любая зависимость формируется на трех уровнях — физическом, психологическом и психическом.
Одно из самых ярких физических проявлений — так называемое похмелье, когда человеку, чтобы справиться с недомоганием и начать себя чувствовать лучше, необходимо выпить. По словам эксперта, организм зависимых привыкает к наличию алкоголя и буквально отказывается нормально работать без него.
По словам Геннадия Козюкова, алкоголь имеет токсическое действие и при неумеренном регулярном употреблении поражает все органы и системы — печень, сосуды, головной мозг и так далее.
— На психическом уровне алкогольная зависимость проявляется как непреодолимое влечение к выпивке, когда человек не в состоянии пройти мимо. В отсутствии алкоголя у него нарушается сон, усиливается тревожность, снижается настроение, — перечисляет врач. — Психологически человек может быть зависим, так как алкоголь имеет антидепрессантное действие, может облегчать коммуникацию в обществе, стирать стеснительность, помогать быть своим в компании коллег или друзей, где совместное распитие спиртного является традицией.
Главный внештатный психиатр-нарколог говорит, что с такой многогранной болезнью, как алкоголизм, и бороться нужно разнонаправленно. Чтобы уменьшить негативное влияние алкоголя на организм и снизить тягу к нему, назначают специальные препараты. Кроме того, важна психотерапия и социальные мероприятия — смена круга общения, организация нормального досуга.
— Группы взаимопомощи могут быть полезны людям, стремящимся избавиться от алкоголизма, — считает Геннадий Козюков. — Но на самом деле все виды помощи доступны в учреждениях здравоохранения. В Пермском крае есть наркологический диспансер. Кроме того, в большинстве районных и городских больниц работают врачи психиатры-наркологи. Обеспеченность этими специалистами у нас достаточно высокая. Они назначают медикаменты, оказывают психиатрическую и психологическую помощь, дают рекомендации по изменению образа жизни.