Здоровье эксперт Не дефицит внимания, а... аденоиды. Пермский невролог рассказал, как отличить СДВГ у детей от других болезней

Не дефицит внимания, а... аденоиды. Пермский невролог рассказал, как отличить СДВГ у детей от других болезней

Иногда схожие проявления могут быть и при нормальном развитии

Переученный ребенок-левша может отличаться повышенной вспыльчивостью и эмоциональностью, но это не СДВГ

Если ребенок бегает, прыгает, бывает невнимательным или сонливым, не стоит сразу приписывать ему диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Пермский невролог, сомнолог, директор Первого медико-педагогического центра «Лингва Бона» Григорий Анисимов отмечает: эта проблема оказалась на гребне волны в 2000-е. Зачастую детям ставят эту болезнь развития, а корень проблемы оказывался в наличии… аденоидов. Как не спутать СДВГ с клиникой другой болезни или нормальным развитием, например, левши, рассказали на всероссийском форуме «Здоровье школьников: сохранить и приумножить». Мы побывали на лекции кандидата медицинских наук Григория Анисимова и делимся подробностями.

Перед преподавателями выступил Григорий Анисимов

Может пройти, а может перейти во взрослую форму

29 сентября в Перми прошел Всероссийский медико-педагогический форум «Здоровье школьников: сохранить и приумножить». Его проводят по инициативе Центра проектов «Переменим» и Пермского краевого центра «Муравейник». Форум прошел в трех секциях — для директоров школ, педагогов и медиков. Педагогам в том числе рассказали об особенностях развития детей, которые могут маскироваться под СДВГ.

Первое, на что обратил внимание в своей лекции Григорий Анисимов, то, что СДВГ — болезнь развития. На ранних этапах своего развития ребенок может вести себя гиперактивно и быть невнимательным, такими могут быть особенности взаимодействия отделов его мозга. Мозг будет развиваться дальше, и эти особенности могут исчезнуть.

Функции, управляющие процессом в головном мозге, которые не развились, к 10–12 годам могут дозревать, и к подростковому возрасту ребенок может поправиться, — говорит Григорий Анисимов.

Григорий Анисимов отмечает: обнаружить СДВГ могут не раньше момента, когда ребенку исполнится 5 лет, так как к этому возрасту формируются лобные отделы мозга, особенности работы которых и могут быть связаны с этим синдромом. Также СДВГ не могут обнаружить после 17 лет. Как поясняет врач, после этого возраста априори болезней развития нет. Тем не менее синдром может перейти во взрослую форму.

— Почему об этом нужно говорить и знать? Самое главное не СДВГ, а то, что это приводит к дебюту взрослой формы — это привязанность к психоактивным веществам, экстремальное вождение машины, это суицидальные мысли, нарушения поведения, формирование зависимостей. Вот в чем опасность, — пояснил пермский невролог.

Довольно часто ребенку ставят несколько диагнозов, которые по сути несовместимы. В таких случаях нужно понимать, что нет верного диагноза.

— Иногда, понимаете, написано — интеллектуальные нарушения, СДВГ. Такого не может быть, у него просто интеллектуальный дефицит. Это разные вещи, — говорит Григорий Анисимов. — При СДВГ ребенок априори интеллектуально сохранен. При аутизме не может быть гиперактивности, это болезни-исключения. Психопатия и СДВГ — это тоже болезни-исключения.

Эксперт, опираясь на исследования ученых, говорит, что появление СДВГ во многом зависит от среды, в которой растет ребенок. Также на появление синдрома влияет генетика родителей, экстремально низкая масса тела ребенка и токсические влияния. Кроме того, в менее развитых социально-экономических странах синдром более распространен.

— Несмотря на бум исследований, у нас нет надежного маркёра, который бы определил наличие СДВГ. Как, например, тест на ковид, — пояснил врач. — Есть клинические шкалы. Должно быть более 6 симптомов из этой таблицы, и каждый проявляется более чем в двух видах обстановки. Более полугода это должно длиться. Не может ребенок быть гиперактивным на математике, а на русском усидчивым, это должно проявляться в разной обстановке — и дома, и в школе.

«Похвалите и отдайте в танцевальную студию»

За проявления СДВГ нередко принимают совершенно другие состояния ребенка, которые при его особенностях развития или строения являются нормальными. Так, например, этот синдром зачастую приписывают левшам. У них более активно правое полушарие, дети очень эмоциональны, любят привлекать внимание, и для них нормально начинать читать и писать в 6 или 7 лет.

— У нас очень много приходит левшей, и я пишу заключение — ребенок-левша, СДВГ нет, посадите поближе, вовремя похвалите и отдайте в театральную или танцевальную студию, — говорит Григорий Анисимов.

Повышенная вспыльчивость, эмоциональность и демонстративность характерна и для детей, которые являются левшами, но их переучили. Прием некоторых препаратов также может вызывать у них гиперактивность в виде побочного действия. У ребенка могут быть и другие синдромы, которые маскируются под СДВГ.

— У нас наблюдается замечательная девочка, ей ставили СДВГ, а у нее был синдром Жиль де ла Туррета. Это тики с вокализацией. Она говорила, что сдерживалась на уроках, а потом приходила в туалет и ее выкручивало, — поделился случаем из практики Григорий Анисимов. — Сейчас она учится в университете и еще работает официанткой. При этих тиках она могла бы послать на художественный свист, и ее бы уволили. Но она сдерживается. Мы принимаем ее бесплатно. Я говорю: «Горжусь знакомством с тобой, ты очень сильная личность».

«Отстояли, что не умственно отсталый»

За невнимательностью и сонливостью могут скрываться особенности темперамента, тревожность, гипотиреоз (эндокринологическое заболевание, при котором щитовидная железа вырабатывает недостаточно гормонов) или даже тугоухость у ребенка. Как замечает врач, если ребенок не может до конца расслышать, он и писать будет неправильно.

Григорий Анисимов рассказал про интересный случай из практики — на прием обратилась мама с мальчиком в возрасте 7 с половиной лет из другого региона. У ребенка стоял диагноз задержанного психологического развития, нарушения чтения и письма, СДВГ. Семья обошла кучу врачей и сделала множество обследований, мальчику чуть не поставили диагноз умственной отсталости. Оказалось, что у него была кислородная недостаточность, из-за которой он утомлялся.

— Всё оказалось прозаично — мы надели электроды, записали структуру сна и получили 39 остановок дыхания в час. Норма — ни одной! У взрослого — 5, — рассказал врач. — Ребенок был с тяжелейшей степенью апноэ — остановками дыхания во сне. Было безветрие на фоне аденоида носовой миндалины. Он гнусавил, недослушивал звуки, фонетически отчуждал и поэтому плохо читал. Произвели аденотомию (хирургическое удаление аденоидов из свода носоглотки. — Прим. авт.), тонзиллотомию (удаление миндалин. — Прим. авт.). В прошлые выходные в Оренбурге этого ребенка смотрел. Он учится сейчас в школе, и замечательно учится. Отстояли, что это не умственно отсталый ребенок.

Как пояснил врач, аналогичные проблемы с дыханием часто встречаются и у подростков с ожирением. В таких случаях дети храпят и избегают сна на спине.

Ранее мы рассказывали, что плохое настроение может быть признаком болезней. Невролог рассказал, с какими проблемами со здоровьем это может быть связано.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем