”частник проекта «—могу жить сам»  ирилл готовитс€ к приЄму гостей
”частник проекта «—могу жить сам»  ирилл готовитс€ к приЄму гостей

¬ ѕерми по€вилась квартира, где учатс€ жить. „то это значит? ƒл€ детей с ментальными нарушени€ми — очень многое. Ќа выделенной жилплощади молодые люди учатс€ взрослой, самосто€тельной жизни. “ам обучают всем бытовым навыкам и помогают социализироватьс€. ћы побывали в такой квартире на новоселье. ќ добром проекте и истори€х его участников — в нашем материале.

”чебна€ квартира — это сама€ обычна€ квартира в недавно построенном «—тройѕанель омплектом» «∆  ћедовый» в  ондратово. «астройщик выделил ее специально дл€ проекта. «десь нет ничего особенного специально дл€ инвалидов — тренажеров, поручней, еще каких-то приспособлений, которые ожидаешь здесь увидеть. Ќо в этом как раз таки и есть изюминка. ћолодежь с ментальными нарушени€ми учитс€ здесь жить, как все.

«аходим в квартиру, нас встречают несколько приветливых молодых людей, остальные готов€тс€ к приЄму гостей на кухне.

”частники проекта и их родители готов€тс€ к приЄму первых гостей
”частники проекта и их родители готов€тс€ к приЄму первых гостей

— –еб€та сюда приход€т в первой половине дн€ на несколько часов. ”чатс€ оплачивать коммунальные услуги, готовить еду, прибиратьс€, ход€т за покупками,— рассказала 59.ru консультант отдела по делам инвалидов ћинистерства социального развити€ ѕермского кра€ ќльга √лазырина. — ¬тора€ половина дн€ — тоже социальна€ зан€тость.  стати, часть этих детей потом будет трудоустроена в садово-парковое хоз€йство или “—∆.

ƒл€ того, чтобы попасть в проект, нужно обратитьс€ в соцзащиту по месту жительства и написать за€вление. „тобы «учитьс€ жить» в учебной квартире, реб€та проходили психологическое обследование, специалисты вы€вл€ли наличие самых простых умений. ќрганизаторы по€сн€ют: в проект «—могу жить сам» попадают не все, дл€ этого нужно уже иметь какие-то навыки.

«ан€ти€ здесь проход€т в группах. ¬ первой — 7 человек.

Ќа прот€жении всего времени в квартире с реб€тами будет заниматьс€ педагог. ѕомимо зан€тий — регул€рный мониторинг в тестовом виде и по оценке тьютора. ƒл€ этого есть определенные нормы. Ќапример, санитарно-гигиенические: умение самосто€тельно умыватьс€ и чистить зубы.

« огда он вырос, € его благодарила, он полностью изменил нашу жизнь»

¬ гостиной — накрытый стол. „асть блюд готовили сами участники проекта. ќни решили угостить гостей тарталетками с крабовым салатом.

¬ первой группе по реабилитации в учебной квартире — 7 человек
¬ первой группе по реабилитации в учебной квартире — 7 человек

— я их разбиваю на две команды и задаю определенную ситуацию. Ќапример, вот у нас есть тыс€ча рублей и нам нужно встретить гостей, — объ€сн€ет педагог проекта ћарина √убанова. — Ќужно придумать блюда, расписать дл€ каждого, какие нужны ингредиенты и примерно сколько они сто€т, после всЄ рассчитать и объ€снить мне, педагогу.  рабовый салат дл€ тарталеток реб€та готовили и укладывали сами.

—реди «поваров» — участник проекта  ирилл √алин. ћолодому человеку 20 лет. » он в первой группе «жителей» учебной квартиры — единственный мужчина. Ќесмотр€ на диагноз, он выпускник музыкальной школы, спортсмен и помощник по дому.

ћама  ирилла —ветлана — активист фонда-организатора проекта.

 ирилл √алин с мамой и бабушкой. ¬с€ семь€ принимает участие в помощи инвалидам
 ирилл √алин с мамой и бабушкой. ¬с€ семь€ принимает участие в помощи инвалидам

— ћы запустили первую группу. ¬ ближайшие недели запустим еще одну. ќни встречаютс€ в центре города все вместе и приезжают сюда, — рассказывает —ветлана √алина. — √отов€т все вместе завтрак, делают уборку, тренинги провод€т.  аждый день разные зан€ти€. Ќам важно, чтобы этот проект жил дальше. ¬едь у любой мамы особенного ребЄнка всегда есть мысль: «„то с ним, когда мен€ нет р€дом?» ј проект поможет всему обучитьс€ и социализироватьс€. Ёти реб€та уже в первый день выстроили свою иерархию и определились, кто за что отвечает. ј у  ирюхи вообще столько внимани€, он ведь единственный парень.

“о, что  ирилл — особенный, его родители пон€ли не сразу. ¬рачи же, по словам родственников, не замечали вообще. “олько в п€ть лет, после диагностики и обследований,  ириллу поставили страшный диагноз. Ќо, оказалось, с ним можно жить. ¬ то врем€ у него была ещЄ и гиперактивность, «крутилс€, как волчок». –одственники говор€т, что такого никогда раньше не видели. Ёто был 98 год, и тогда дл€ инвалидов практически не было специального обучени€ и реабилитации.

 огда пришло врем€,  ирилла даже отдали в первый класс обычной школы, но после пон€ли, что не т€нет. ѕеревели в коррекционную и нашли преподавателей дл€ дополнительных зан€тий. Ѕыл массаж, бассейн, футбол и класс фортепиано. ќднако от поступлени€ в музыкальную школу семью отговаривали, думали, не смогут. Ќо всЄ оказалось наоборот. ћама  ирилла рассказывает: когда  ирилл сдавал последний экзамен, просто не могла сдержать слЄз. ¬едь всЄ получилось — сын окончил школу.

 ирилл в окружении своих подруг — участниц проекта «—могу жить сам»
 ирилл в окружении своих подруг — участниц проекта «—могу жить сам»

—  огда ему исполнилось 20 лет, € его благодарила, он помен€л нашу жизнь полностью, — говорит —ветлана. — ѕусть всЄ это через боль, но € ему сейчас так благодарна. ≈сли бы не он, мы бы не приготовили этот праздник. » вообще, мы встретили столько замечательных людей. ≈сть те, кто просто звонит нам и спрашивает, чем помочь. Ѕыли трудности, конечно, мы ложились спать и не знали, как пройдет ночь, были приступы эпилепсии. —ейчас их тоже нет.

≈сть ещЄ одна сложность — люди, которые хот€т воспользоватьс€ инвалидами в корыстных цел€х. Ќа проекте молодые люди учатс€ понимать, с кем стоит общатьс€. — обратной ситуацией — отношением общества к самим реб€там-инвалидам — разобратьс€ сложнее.

— ¬ажно, чтобы таких реб€т не бо€лись, они есть среди нас, — рассуждает —ветлана √алина.—  огда  ирилл был маленький, были стереотипы, что такие дети рождаютс€ только в семье алкоголиков, но это не так. ƒа, они не будут знать высшую математику и иностранные €зыки. Ќо они очень добрые и отзывчивые.  ирилл, кстати, очень четко считывает настроение человека.

ѕо словам бабушки  ирилла, молодой человек — отличный помощник по дому и даче. ¬ семье √алиных все заинтересованы в помощи особенным дет€м. Ѕабушка  ирилла помогала им в ткацкой мастерской. —уществует ещЄ гончарна€ и берест€на€ — их открыло около двух лет назад руководство фонда-создател€ учебной квартиры.

 ирилл прибираетс€ в учебной квартире
 ирилл прибираетс€ в учебной квартире

— я и пыль вытираю, и пол мою, ещЄ в магазин хожу, — рассказывает  ирилл. — я себе готовлю салат, вермишель, чай, бутерброды, картошку чищу.

ѕо словам педагога проекта,  ирилл и остальные реб€та за неделю научились готовить каши.

«¬ажно не делить на особенных и обычных»

 огда молодые люди научатс€ всему, что предусмотрено курсом, начнЄтс€ следующий этап. Ёто самосто€тельна€ жизнь и устройство на работу. Ќо прежде, чем отправить их в свободное плавание, реб€там предстоит пройти специальные тесты, которые покажут уровень адаптации.

Ќу а пока впереди у реб€т облагораживание дворового участка. Ѕудут сажать цветы.

Ќа празднике каждый подал свой «первый звонок»
Ќа празднике каждый подал свой «первый звонок»

— — нашей стороны важно не раздел€ть особенных и обычный людей, тогда и их жизнь не будет отличатьс€, — итожит педагог ћарина √убанова. — √лавное мотивировать и верить в них. ј ещЄ верить в то, что это обычные дети.

ѕроект «—могу жить сам» пилотный и рассчитан на год. «а это врем€, сообщают организаторы, смогут прин€ть участие около 30 человек. “акое количество обусловлено разными сроками адаптации инвалидов.  ому-то нужен мес€ц, а кому-то — полгода.

ѕредлагаем посмотреть ещЄ немного фотографий с начала учебного года в реабилитационной квартире.

ќдин из подарков на начало учебного года — торт
ќдин из подарков на начало учебного года — торт
” реб€т висит расписание на каждый день. ¬ итоге они должны научитьс€ составл€ть его себе сами
” реб€т висит расписание на каждый день. ¬ итоге они должны научитьс€ составл€ть его себе сами
”частники проекта успели стать друг другу хорошими друзь€ми
”частники проекта успели стать друг другу хорошими друзь€ми
»нтерес к окружающему миру — это объедин€ет участников проекта
»нтерес к окружающему миру — это объедин€ет участников проекта
ѕо словам педагога проекта, нужно добитьс€ такого результата, чтобы участники проекта делали всЄ без наставлений и контрол€
ѕо словам педагога проекта, нужно добитьс€ такого результата, чтобы участники проекта делали всЄ без наставлений и контрол€
”частница проекта »нна  алина с мамой —ветланой. ∆енщина стала инициатором создани€ проекта
”частница проекта »нна  алина с мамой —ветланой. ∆енщина стала инициатором создани€ проекта

–анее мы рассказывали о том, как устроена система помощи бездомным.