Здоровье интервью «Я просто спросить», или 16 стыдных вопросов о здравоохранении

«Я просто спросить», или 16 стыдных вопросов о здравоохранении

Чем отличаются ГКБ и МСЧ, ОМС и ДМС, и почему врачи выписывают дорогие лекарства?

Попасть к узком специалисту, чтобы он определил целесообразность оперативного вмешательства, можно только через терапевта. И нужно

МСЧ, ГКБ, поликлиника — знакомые названия медучреждений, а отправляясь в одно из них, мы говорим «в больницу». Но мало кто знает, почему именно так их называют и в чем принципиальная разница между ними, а спросить — неудобно. Мы это неудобство перебороли и всё узнали у главврача ГКБ № 4, практикующего хирурга с 30-летним стажем Андрея Ронзина. Также в этом материале мы разберем различия полисов добровольного и обязательного страхования, расскажем, можно ли поменять поликлинику, должен ли пациент самостоятельно искать медкарточку, и о многом другом.

Главный врач ГКБ № 4 Андрей Владимирович Ронзин

— Андрей Владимирович, чем отличается МСЧ, ГКБ и поликлиника?

— Сначала, наверное, надо разделить стационар и поликлинику. Стационар — это то, где лежат, а в поликлинику приходят на амбулаторный прием. МСЧ и ГКБ — это исторически сложившиеся названия. МСЧ были раньше при заводах: медсанчасть завода Ленина, медсанчасть Камкабеля и другие. Заводы отказались от них, передали городу, город что-то передал в край. Где-то историческое название МСЧ сохранилось, какие-то из них стали городскими клиническими больницами. Вот здесь, на месте ГКБ № 4, была медсанчасть № 4 Ленинского завода.

А ещё все больницы являются краевыми, даже те, что называются «городская клиническая больница». Например, полное обозначение ГКБ № 4 — государственное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница».

Также существуют клинические и не клинические больницы, то же самое и с поликлиниками. Клиническим называют медучреждение, на базе которого есть кафедра медакадемии. Например, в ГКБ № 4 числится четыре кафедры. Стационары клинические практически все.

— Чем отличается обычная поликлиника от консультативной?

— К обычной прикреплено население. Например, поликлиника Мотовилихинского района — всё население этого района прикреплено к ней по фондодержанию, то есть поликлиника получает за прикрепленное население деньги. Если вы прикреплены к определенной поликлинике, но по факту туда не ходите, допустим, из-за переезда в другой город, это медучреждение всё равно будет получать за вас деньги на ваше лечение.

Консультативных у нас немного, главная — поликлиника краевой больницы. Важное отличие — у нее нет прикрепленного населения, нет фондодержания. Она получает столько денег, сколько в нее приходит пациентов.

Например, пермская поликлиника № 2 получает деньги за всё прикреплённое население

— Что такое трехуровневая система медицинской помощи? Зачем она нужна?

— К ГКБ № 4 полтора года назад прикрепили больницы Кизеловского угольного бассейна, то есть медучреждения Кизела, Гремячинска и Губахи. Расскажем на их примере.

— Первый уровень — поликлиника в Кизеле, второй — стационар в Губахе, третий — высокие технологии в Перми. Теоретически это может быть объединено в одном корпусе, потому что первый уровень — это амбулаторный прием, второй — стационары, третий — высокотехнологичные стационары. Причем третий уровень может существовать без первых двух, потому что Кизел и Губаху мы присоединили только год назад. В стационарах выполняются не все виды операций. Невозможно сделать третий уровень в Гремячинске: там ни специалистов, ни оборудования. Кстати, на первом уровне тоже реально делать операции — вскрытие гнойника, перевязку, на втором — удаление желчного пузыря, на третьем — реконструктивное вмешательство на аорте.

— Чем отличается обязательное и добровольное медицинское страхование?

Полис ОМС есть у любого с рождения, государство за это несет ответственность. Если пациент хочет получить дополнительные услуги, услуги вне очереди, другого уровня, то можно купить полис добровольного страхования, сумма зависит от услуг, прописанных в полисе. Часто добровольным страхованием занимаются крупные предприятия: ВИП-менеджмент, а где-то и все сотрудники. В «четверке» всего 0,2% платных услуг, всё остальное ОМС. Платные услуги мы оказываем военным организациям, полиции — это занимает 0,1%, а ещё 0,1% — это предоставление одноместных палат.

Если страховая компания заключает с учреждением договор на услуги по добровольному страхованию, то там должно быть прописано, в какие сроки и при каких условиях медик должен принять пациента. А вообще в каждой больнице в отделе платных услуг специалист узнает всю информацию об услугах из добровольного полиса, чтобы понимать, что именно оплатит страховая.

По современному полису ОМС можно записаться к врачу через инфомат

— Для чего в больницах требуют полис ОМС, если его может получить кто угодно?

— Полис требуется, чтобы в дальнейшем понимать, какой страховой компании предъявлять счет за лечение. Их много, они делятся по районам. За пациента компания получает деньги из Фонда медицинского страхования. С другой стороны — я сам могу любого человека найти в базе и посмотреть страховую компанию. Предполагаю, что совсем скоро уже не надо будет полис носить с собой — компьютеризация.

— Надо ли сначала идти к терапевту за направлением к узкому специалисту, если я и так знаю, какой врач мне нужен?

— Если мы хотим, чтобы помощь у нас была доступна, то нужно, безусловно, идти к терапевту, потому что терапевтов у нас всё-таки больше, чем узких специалистов. Банальный пример: когда я здесь организовывал отделение хирургии сосудов, то сидел на приёме как сосудистый хирург. Так вот, 80% пациентов были не профильными (то есть им нужно было не к этому врачу. — Прим. авт.): половина из них записались сами, половину записали участковые, не думая.

Чтобы попасть, допустим, к хирургу, нужно обязательно пройти терапевта — это возможность сделать медпомощь качественнее

— Сейчас объединяют больницы. Если мне не нравится в той, к которой я прикреплен, могу ли я пойти в ту, в которую мне удобнее?

— Тут надо опять делить поликлинику и стационар. Уйти из своей поликлиники можно один раз в год — таков федеральный закон. Нужно открепиться от своей и прикрепиться к той, что удобнее.

— Карта пациента должна быть одна на все больницы или в каждой больнице по карте?

— В поликлинике одна амбулаторная карта, и если ты переходишь в другую, то переносишь её, перекрепившись. Или её отправят по почте по твоему запросу. А в каждом стационаре каждое твое поступление — это новая карта, отдельная история болезни, которая хранится 25 лет.

— Что будет, если при прикреплении назвать вымышленный адрес, просто потому что тебе удобно ходить в эту больницу?

— Ничего придумывать не надо. Не надо называть вымышленный адрес, потому что когда ты прикрепляешьcя, ты показываешь паспорт. Вопрос не в том, где ты прописан, а в том, куда ты один раз в год можешь перекрепиться.

По мнению главврача ГКБ № 4, в больнице обязательно должны выдавать бахилы. Бесплатно

— В некоторых кабинетах просят разуться перед входом. Можно ли отказаться? Должны ли там быть бахилы? Нормально ли, когда они платные?

— Бахилы надеваются при входе в лечебное учреждение в раздевалке, и они должны быть бесплатные! Раньше просили разуться при входе в кабинет, потому что не было бахил. Обязать главврача, что он должен для всех покупать бахилы, никто не может. С другой стороны — если я не купил, я не могу заставить людей покупать эти бахилы.

— Должен ли сам врач снимать обувь, заходя в дом по экстренному вызову?

— На самом деле это зависит от культуры самого врача. Обязан он это делать или нет — таких правил не прописано, но, по-моему, должен снимать.

— Врачи порой посылают пациента за карточкой, когда тот записан. Не должны ли карточку приносить сотрудники регистратуры?

— Не должен человек ходить за карточкой. Карта — документ лечебного учреждения, а не пациента. Можно попросить снять копию, но саму карточку должны передавать только сотрудники лечебного учреждения. Тем более если ты записан на приём заранее, карта уже должна быть у врача.

Пациент не обязан ходить за медицинской картой

— Зачем нужен кабинет доврачебного приёма?

— Такой кабинет должен разгружать приемы участковых врачей. Справки, рецепты — это всё в кабинетах доврачебного приёма. Это кабинет для тех, кому «только спросить». Но это тоже палка о двух концах: мы в Губахе сделали такой кабинет, и всех туда стали направлять. И хотя он, по сути, должен облегчать людям получение медицинской помощи, в очереди там сидят по четыре-пять часов, так как людей очень много. Это получился самый загруженный из кабинетов.

— Почему выписывают дорогие лекарства, когда есть более дешевые аналоги? Какая выгода от этого врачам?

— Действительно эффективные, как правило, дороже. Заинтересованы ли материально врачи, когда советуют дорогие лекарства, — не знаю.

Хорошие лекарства всегда дороже

— О смерти пациента врач должен сообщать лично или по телефону?

— По телефону никакой информации, а тем более о смерти сообщать не должны. С другой стороны, в истории болезни стационара указывается номер телефона родственника — это согласовывается с пациентом при жизни. Если он указан, врачу дано разрешение сообщать информацию.

— Почему врачи на приеме иногда даже не смотрят на пациента, а смотрят в карту? Это нормально?

— Это зависит от врача, от его культуры и умения общаться, а не от системы. У врача, умеющего работать на компьютере, заполнение бумаг сегодня не занимает много времени. Даже в поселке Усьва пожилые фельдшера вмиг это делают.

Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события Перми и края.

Наталья Пальникова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем