Каждый день на карантин попадает все больше людей — если не из-за заболевания коронавирусом, то из-за контакта с зараженными. Врачи вынуждены работать сверхурочно и чаще выезжать к пациентам на дом. Автомобилей больниц на выезды не хватает, а докторам на своих двоих не обойти за день всех. Поэтому они ездят на специализированных автомобилях такси — этот парк выделен специально для нужд медиков в рамках проекта Яндекса «Помощь рядом».
Проект уже стартовал в Казани, Нижнем Новгороде и Махачкале. Медработники в этих городах уже смогли посетить больше 10 тысяч пациентов на дому — на автомобилях, подключенных к сервису «Яндекс.Такси», врачи успевают навестить в 2 раза больше пациентов каждый день.
На часах 08:00. В сером вельветовом салоне иномарки, которая только что прошла влажную уборку, еще пахнет моющим средством. Между водительской и пассажирской зоной натянута прозрачная пленка, прикрепленная к потолку машины. Константин, владелец автомобиля, одет в обычный спортивный костюм. Каждое утро приезжает рано утром к поликлинике и ждет вызова. Его работа состоит в том, чтобы безопасно отвезти врача к пациентам. В среднем 1 заказ — это 5 адресов, а водитель получает 4–5 заказов за день.
— Конечно, сейчас все изменилось — начиная от строгих санитарных требований к состоянию салона и заканчивая режимом работы. Каждое утро я делаю влажную уборку самостоятельно. После смены машину обрабатывают антисептическими средствами специально подготовленные люди. Мы оба ездим в масках, меняем их каждые 2 часа и пользуемся антисептиком. Все это для того, чтобы мы с врачом были в безопасности на протяжении всего дня, — поделился Константин.
Если сесть на заднее сиденье автомобиля, то можно увидеть специальную памятку для врача, прикрепленную к спинке переднего сиденья. Вот основные правила:
обработать руки, когда сел в машину;
измерить температуру водителя бесконтактным способом;
соблюдать дистанцию;
садиться только на заднее сиденье;
не снимать маску на протяжении всей поездки.
На пути к больному атмосфера в машине спокойная, но так бывает не всегда. Константин считает, что это зависит от ситуации:
— В основном в дороге мы молчим. Я понимаю, что врачи сильно устают из-за повышенной нагрузки и за 5–10 минут поездки хотят отдохнуть. Но бывает, что они делятся эмоциями после вызова, и тогда я стараюсь их поддержать шуткой и дружеской беседой.
Из-за самоизоляции дороги практически пустые — это очень помогает выполнять заказы быстро. Однако встречаются товарищи, которые как раз на пустых дорогах не прочь поиграть в пилотов «Формулы-1». Поэтому водители службы «Помощь рядом» не теряют бдительности и ездят осторожно.
После рабочего дня Константин отвозит машину на обработку и едет домой. Сам он не боится подхватить коронавирус, однако применяет все необходимые меры, чтобы не заразить домочадцев:
— Моя семья не боится, но я понимаю, что лучше подстраховаться. Поэтому дома сразу иду в ванную: моюсь и бросаю вещи в стирку на максимальной температуре.
С эпидемией можно справиться только совместными усилиями. Гражданам самое время проявить сознательность и по возможности самоизолироваться, чтобы у медиков было меньше работы — они и так в буквальном смысле слова сбиваются с ног. Хорошо, что таксисты помогают.