Наверное, каждый житель многоквартирного дома ждет, когда именно его многоэтажкой займется Фонд капремонта. Но почему по какому-то адресу работы уже провели, а соседний годами стоит в очереди? Могут ли собственники повлиять на сроки, кто гарантирует качество и выбирает подрядчиков? На эти и другие вопросы ответили эксперты пермской управляющей компании «КОД».
Управленцы с опытом
Специалисты «КОД» много лет занимаются домоуправлением и привели в порядок не один десяток объектов. В 2020 году компания организовала капитальный ремонт на 21-м адресе, освоив больше 22 миллионов рублей. В 2021 сумма реализованного бюджета на капремонты со спецсчета составила порядка 27 миллионов. В прошлом году опытное домоуправление заменило фасады, кровлю, электрику и лифты еще в 21 доме на сумму более 41 миллиона.
Эксперты отмечают, что собственники сами принимают решение, как управлять средствами капитального ремонта: выбрать пассивную позицию и полностью доверить это дело региональному оператору или постараться чуть более эффективно подойти к вопросу — самостоятельно распоряжаться и контролировать очередность и сроки работ.
Откуда берут деньги на капремонт
Это ежемесячные отчисления собственников, пермяки оплачивают их по отдельным квитанциям. Накопления аккумулируются на счете — это может быть общий счет Фонда (его еще называют «котел») или индивидуальный банковский спецсчет конкретного дома. Какой из вариантов выбрать, жители многоэтажки решают сообща.
Региональная программа капитального ремонта на 2014–2044 гг. утверждена постановлением правительства Пермского края № 288-п от 24.04.2014.
По мнению экспертов УК «КОД», оба варианта имеют свои плюсы. Так, оставить деньги на счету регоператора выгодно в следующих случаях:
дом уже попал в программу капремонта на ближайшие несколько лет — собрать нужную сумму вы, скорее всего, не успеете;
в доме меньше 50 квартир. Копить на полноценный капремонт силами собственников придется долго, стоит воспользоваться помощью Фонда;
среди жителей нет активных и инициативных, кто взял бы на себя организацию капремонта — начиная с открытия спецсчета и заканчивая приемкой выполненных работ.
Если деньги собственников находятся в Фонде капремонта, он и занимается организацией. Программа капремонта определяет очередность расходов, специалисты смотрят на степень износа конструктивных элементов. Под капремонт могут попасть фасад, кровля, инженерные и лифтовые системы.
Другое дело, если средства лежат на специальном счете. В этом случае, чтобы задействовать их, потребуется согласие большинства собственников. Они же определяют виды и объем работ. Такой ремонт, по словам экспертов, проходит быстрее.
— Тут собственники сами определяют сроки ремонта и полностью его организуют, начиная от выбора подрядчика, заканчивая приемкой выполненных работ, — подтверждают в управляющей компании «КОД». — Жильцы могут учесть индивидуальные проблемы дома и не выбирать типовые решения, как это делает Фонд.
Стоит выбрать специальный счет, когда:
дом относительно новый и в ближайшие 5–10 лет точно не окажется в программе капремонта;
в нем большое количество квартир — необходимую сумму, скорее всего, удастся собрать гораздо раньше, чем это было с Фондом;
организацию по открытию спецсчета и дальнейшему капремонту готова взять на себя управляющая компания, чтобы избавить собственников от хлопот.
Изменить способ формирования счета можно в любой момент. Для этого необходимо решение общего собрания собственников.
Эксперты управляющей компании также отмечают, что вне зависимости от того, выбрали вы собирать деньги на спецсчете или хранить их у регоператора, проведение работ по капитальному ремонту будет производиться строго в соответствии с региональной Программой капремонта Пермского края.
— На домах часто возникает необходимость проведения капремонта электрики или, к примеру, кровли другой очередностью, — говорят в УК. — Для этого предусмотрен механизм включения изменений в Программу, с помощью которого можно как внести дополнительные работы по дому, так и сроки их реализации.
Регпрограммой определены предельные сроки проведения ремонта каждого многоквартирного дома. В ней прописаны периоды, в течение которых должна быть произведена замена каждого конструктивного элемента. Например: лифты — 2021–2023 гг., кровля — 2026–2028 гг. и так далее.
Кто принимает работу и могут ли собственники попасть в комиссию?
Полноправными участниками капитального ремонта являются и сами собственники. В управляющей компании обращают внимание, что на каждом из этапов важен их контроль.
— Именно жители — главные ревизоры. Для собственников всегда открыта информация о перечне и сроках работ, а без их подписи невозможна и финальная приемка, — говорят в УК «КОД».
Акт приемки работ подписывается только в том случае, если к качеству ремонта не возникает вопросов ни у одной из сторон. Первыми оценку дают технические специалисты Фонда капремонта. После чего их проверяет Стройконтроль, управляющая компания и органы местного самоуправления. Финальным подписантом акта приемки становится представитель собственников, которого выбрали на общем собрании.
Одним из важных условий внесения изменений в программу капитального ремонта является собираемость взносов на капитальный ремонт общего имущества не менее 92%.
Что собственники могут требовать от Фонда капремонта?
На всех этапах привлекают независимые бригады строительного контроля. Эксперты следят за работой строителей и монтажников, проверяют соответствие проектной документации, контролируют последовательность действий и, что немаловажно, проводят освидетельствование скрытых работ.
Если жильцы дома считают, что подрядчик не справляется, они всегда могут обратиться в региональный Фонд капитального ремонта по телефону горячей линии: (342) 211-00-20 или написать заявление на сайте.
Если результат капремонта окажется неудовлетворительным, собственники могут требовать, чтобы его переделали. Подрядчик сорвал сроки? Просите компенсацию убытков. За помощью в этом вопросе можно обратиться в жилищную инспекцию — именно это ведомство следит за деятельностью регоператора.
Ответственность за капремонт остается на регоператоре в течение 5 лет после его окончания (момента подписания акта приемки). Жалобу составляют в произвольной форме, лучше, если она будет коллективной. Если региональный оператор игнорирует запросы, обращайтесь в орган жилищного надзора. Следующий этап — суд.
Если у вас остались вопросы к управляющей компании, задать их можно по телефону (342) 248-02-68.
«УК КОД»,
Пермь, Целинная, 23;
info@uk-kod.ru;
Uk-kod.ru;
Группа «ВКонтакте» (0+).
ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов»», uk-kod.ru