Сломался холодильник или стиральная машина? Не знаете, где и как искать мастеров? Рассказываем, как не стать жертвой мошенников в сфере бытового ремонта и что делать, если поняли, что вас обманули.
Последнее время пермяки стали особенно часто жаловаться на специалистов по ремонту бытовой техники. В лучшем случае они просто возьмут неоправданно много денег. В худшем — испортят технику. Вместе с Роспотребнадзором, юристами общества защиты прав потребителей и профессионалами ремонтного рынка разбираемся, как не нарваться на мошенника.
А мошенничество может быть разным. Начиная с того, что технику у вас заберут прямо из дома для ремонта, и больше вы ни мастеров, ни своей собственности не увидите. Могут заломить невероятную сумму за пустяковый ремонт, говорить, что всё уже починили и теперь оплатить вы просто обязаны. Или вместо настоящей новой детали поставят бэушную. Последний вариант тоже неприятный, но, пожалуй, самый невинный.
Выбор компании для заказа услуги: как не ошибиться
Начнем с отбора объявлений. Не стоит звонить по номерам «со столба на улице» или из результатов поиска в интернете (кстати, часто первые ссылки и контакты там — рекламные, так что выдача их в начале списка совсем не означает качество услуги). Ремонт бытовой техники — как раз та сфера, где отлично работает сарафанное радио.
— Обращайтесь в авторизованные сервисные центры, то есть те, кто кроме платного ремонта занимается ещё и гарантийным, — советуют бывалые ремонтники. — Это говорит, что мастерам доверяет крупная компания по производству техники. К тому же сейчас ещё большой фактор доверия — это связи. Спросите у знакомых, кто куда обращался. Лучше, если компания работает уже несколько лет.
Обратите внимание на отзывы в интернете. Понятное дело, если у компании есть сайт или страничка в соцсети, то отзывы там будут сплошь восторженные (или их может не быть вообще). Поэтому смотрите, например, в системе 2GIS — там они более реальные. Вообще не нашли там компанию? Это точно должно насторожить. Возможно, они и не хотят, чтобы кто-то видел отзывы на их работу. Отдельно загуглите компанию по названию, добавив «отзывы». Кстати, с этим тоже есть нюанс: порой компании как будто специально называются каким-то очень распространенным среди ООО названием. Тогда отзывы на их работу найти опять же очень сложно.
На что обратить внимание в офисе компании
Если техника легкая, лучше сами отнесите её в офис компании. Там у мастеров точно должны быть все договоры, бланки и документы. Заодно обратите внимание, насколько офис обжитой. Спросите у соседей, давно ли тут находится эта компания.
Попросите прайс на услуги, не постесняйтесь его сфотографировать. В следующий раз вам могут показать уже совсем другие суммы. Когда сдаете технику на проверку, обязательно подписывайте договор на оказание услуг. Смотрите, чтобы это был именно договор на оказание услуг, а не просто акт на передачу техники. Обратите внимание на пункты, где прописаны права и обязанности сторон, а также в самом конце договоров обычно есть пункт о решении претензий. Посмотрите, в каком случае вы можете пожаловаться на работу мастера и что компания с этим будет делать. Читайте все сноски, мелкий шрифт и звездочки. Дьявол, как говорится, в деталях.
На что обратить внимание в документах
Например, если в договоре говорится, что мастер может не согласовывать стоимость работ с заказчиком, лучше не рисковать. Если написано, что после подписания акта приемки претензии не принимаются, то с такой конторой дел иметь не стоит, советуют опытные ремонтники. У уважающей себя фирмы есть четкие гарантийные сроки на работу сменных деталей и на сам ремонт.
Перед ремонтом, конечно же, проводят дефектовку — то есть определяют, в чем же поломка. Да, она может быть платная, но стоимость её не заоблачная. Для мелкой техники — 500 рублей, для техники посложнее — около тысячи рублей. После этого мастер должен объяснить вам суть проблемы и варианты ремонта. Составьте и подпишите смету, где будет детально прописано, какие запчасти должны покупать и какие работы будут проводить. Отказывается — значит что-то не так.
— Возможно, придется сделать предоплату для покупки редкой детали, — рассказывают мастера. — Но в таком случае клиенту обязательно выдают чек и акт, где говорится, за что берут деньги.
Кстати, вы можете столкнуться с мошенничеством и недобросовестной работой не только со стороны фирм, но и частных мастеров. Если мастер самостоятельный, то есть не работает на какую-то фирму и не оформлен как ИП, а действует как физлицо, то такая сделка не подпадает под действие закона о защите прав потребителей. Спор о качестве услуг будет решать только суд на основании Гражданского кодекса.
Что делать, если что-то всё же пошло не так
Если вам не отдают технику и требуют денег больше, чем обговаривалось заранее, если вообще пропали вместе с вашими деньгами и аппаратурой, вызывайте полицию. Это попадает под статью о мошенничестве.
Если вы считаете, что ремонт проведен некачественно, а мастер с этим не согласен, сначала обратитесь с письменным заявлением в саму компанию. Даже если вы подписали акт выполненной работы и неисправность проявилась потом. Составьте обращение в двух экземплярах и попросите расписаться на своей копии. Если в течение десяти дней вопрос не был решен или был решен не в вашу пользу, пишите жалобу в Роспотребнадзор и обращайтесь в суд. Иски до 50 тысяч рассматривает мировой суд. Свыше — уже гражданский.
Имейте в виду, в любой момент вы можете отказаться от услуги.
— Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, — объясняют в Роспотребнадзоре. — А при выявлении фактов оказания некачественных услуг необходимо письменно направить претензию исполнителю услуг с требованиями, указанными в законе «О защите прав потребителей».
А именно: клиент имеет право потребовать бесплатно устранить недостатки, которые возникли во время ремонта. Например, когда чинили одно, а по ходу дела поломали что-то другое. Также за это клиент может потребовать уменьшить стоимость работы. Вы можете даже потребовать возмещения расходов, если мастер отказался исправлять свои косяки и вы обратились к другому. А если мастер починил что-то так, что оно теперь совсем не работает, через Роспотребнадзор можно добиться возмещения стоимости оборудования.