Елена и ее муж Сергей (их реальные имена и фамилии мы не указываем, так как по закону они относятся к персональным данным ребенка, который в этой ситуации может быть признанным пострадавшим от противоправных действий) развелись три года назад. С тех пор их дочь жила с мамой. В этом году начался судебный процесс по родительским правам — и с ним обострился конфликт. 18 ноября суд постановил, что девочка должна быть с Еленой. Но, по словам женщины, ребенка она не видела с 9 октября — девочку увез отец.
Сейчас девочка объявлена в розыск сразу в двух городах: Москве, там живут оба супруга, и Перми — здесь живут родственники мужчины.
Похищение из детского сада
Во время развода супруги никак не определяли порядок общения с ребенком. Однако в этом году, говорит Елена, Сергей начал стараться задержать ребенка у себя в гостях.
— Я боялась, что не смогу забрать дочку, и предложила супругу законными способами через нотариуса прописать, как наладить общение с ребенком, но тогда он пропал, — продолжает Елена.
А после случился инцидент в детском саду в Москве — по словам Елены, Сергей похитил девочку оттуда. Момент попал на запись камеры видеонаблюдения: к садику бегут мужчина и женщина (по словам Елены, это была мать Сергея), позже, уже с ребенком в руках мужчины, они убегают.
Дочь, говорит женщина, нашлась в Пермском крае. Девочка находилась в санатории в Усть-Качке. Мать приехала и забрала ребенка. И решила подавать в суд.
«Важным условием было то, чтобы она была на связи»
Чтобы не раздувать конфликт сильнее, в начале октября адвокат женщины посоветовала отдать дочь Сергею на выходные. Елена так и поступила. Сергей приехал со своим адвокатом во Владимирскую область, где девочка гостила у родственников мамы. Договорились, что он заберет Вику на два дня.
— Я дала ребенку вещи на два дня, еще уговаривала дочку, она не хотела уезжать, — говорит женщина. — Важным условием было то, чтобы я была с ней на связи. И всё. После этого мне ни разу не дали поговорить с ребенком, даже по телефону.
Потом, говорит Елена, начались смс-сообщения от родителей бывшего супруга, которые живут в Пермском крае.
— Его родители в сообщениях издевались надо мной. Они мне писали, что хорошо спрятали дочку, и я ее не найду, — рассказала Елена. — Это безумно! Или писали: «Мы тебе разрешаем увидеть ее на два часа, приходи одна. Если все пойдет хорошо — у тебя будет два часа».
«Ты пойдешь на мои условия»
18 ноября Пресненский суд Москвы постановил, что в сложившейся сейчас ситуации ребенка нужно вернуть матери. Елена получила исполнительный лист и прилетела в Пермь. С судебными приставами она выехала на адрес родителей экс-супруга. У двери приставам, участковому и сотрудникам опеки пришлось стоять три часа, открыли хозяева только тогда, когда приехали представители МЧС. В квартире ребенка не было. Родители сообщили, что девочку увезли на дачу. Елена с приставами поехали на дачу, но безрезультатно. Потом им сказали съездить еще на один адрес в поисках ребенка. Там Виктории тоже не было.
26 ноября ребенка официально объявили в розыск. Информация об этом размещена на сайте управления службы судебных приставов.
— Мне Сергей писал, что я его не найду, и приставы его искать не будут, что он может не выполнять решение суда, — продолжает собеседница. — Его требования состоят в том, чтобы дочка жила две недели с ним, потом две недели со мной по мировому соглашению сторон. Ему уже объясняли в опеке — вызывали туда на беседу, — что ребенок, тем более пятилетний, не может так жить — на два дома. Для него дочка стала инструментом. Когда у Сергея была возможность, он не общался с дочерью, не занимался ей. А сейчас выставляет себя страдающим отцом. Мне он писал, что превратит мою жизнь в ад. Так и есть. Без ребенка я жить не могу. Угрожает лишить жилья. Мы брали квартиру в ипотеку, сейчас он перестал платить и говорит, что у меня нет финансовой возможности и «банк вышвырнет меня на улицу».
В соцсетях женщина опубликовала часть переписки с экс-супругом. Вот несколько его цитат: «Болтай да играй. Осталось чуть меньше пяти лет до потери тобой дочери. А я постараюсь эти пять лет твои превратить в ад», «Зато у меня есть деньги, и я могу их использовать. Так что в суд ходишь ты. А я использую другие инструменты», «Я тебя лишу жилья и работы. Тебе это важно. Ты пойдешь на мои условия безо всякого суда», «Ближайшая цель — лишить тебя жилья. Надеюсь, она тебя образумит».
Адвокат Сергея: «Он каждый раз видится с дочерью, ожидая, что это будет последний раз»
Мы попытались поговорить с Сергеем, но по его номеру телефона ответил другой человек, пообещав все передать мужчине.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию согласился адвокат экс-супруга Максимилиан Буров.
— Позиция у Елены интересная. Она не видела дочь с 9 октября, когда сама ему ее отдала, — сообщил 59.RU адвокат. — Она пытается убедить людей, что я участвовал в отобрании, а я даже не присутствовал там. Сравните: Сергей за четыре месяца — с мая по август — провел с дочерью всего четыре дня. В прошлый раз, когда он забрал дочь из сада и поехал к своим родителям, сразу после разговора с дочкой мать приехала со своими родителями и силой дочь отняла. Сергей каждый раз видится с дочерью, ожидая, что это будет последний раз. Предложения установить нормальный порядок общения Елена игнорирует. Раньше в ее иске было три часа в месяц, недавно уточнила: накинула еще несколько часов и отпуск. При этом она рассказывает, что он якобы хочет ее вернуть, искажая смысл его сообщения, а сама везде в исках настаивает на общении с ребенком в ее присутствии. Так кто кого хочет чаще видеть? Мой доверитель настаивает на мировом соглашении: пятьдесят на пятьдесят время общения с ребенком.
В нашем распоряжении есть постановление Пресненского суда Москвы от 18 ноября 2020 года, из него следует: «Принимая во внимание, что сейчас ответчик без согласия матери вывез ребенка из Москвы в Пермь к своим родителям, тогда как отсутствуют сведения, позволяющие установить, какие отношения складываются между несовершеннолетней и родителями отца ребенка, суд приходит к выводу определить место жительства несовершеннолетней до вступления в законную силу решения суда с матерью. Суд полагает, что это не противоречит интересам ребенка. Ввиду того, что суд определил место жительства ребенка, это является основанием для отобрания несовершеннолетней дочери у отца и передачи матери».