Происшествия «Все помнят, как она умела рассказать о каждом, обнять и расцеловать»: воспоминания выпускников гимназии № 17 об Элеоноре Падей

«Все помнят, как она умела рассказать о каждом, обнять и расцеловать»: воспоминания выпускников гимназии № 17 об Элеоноре Падей

Элеонора Николаевна руководила школой на протяжении 45 лет

Элеонора Падей руководила школой 45 лет

9 января скончалась бессменный директор гимназии № 17 Элеонора Падей. Заслуженный учитель России руководила школой 45 лет. Во время ее работы выпустились сотни старшеклассников, у некоторых с Элеонорой Николаевной связаны особенные воспоминания — ими они поделились с журналистами 59.RU.

«Взрослый мужской галстук директор разрешила надевать в школу только одному хулигану и двоечнику. Он очень гордился ее личным доверием и стал даже лучше учиться»

Учитель русского языка и литературы, учредитель учебного центра «Современное образование» Наталья Полыгалова сначала выпустилась из 17-й, позже — пришла туда работать.

— Элеонора Николаевна — филолог, а школа — математическая. Почему-то и мне, больше всего на свете любившей читать книжки, а вовсе не решать задачки, хотелось учиться в 17-й. Когда мне было 12–13 лет, попросила маму забрать документы из школы № 6. Мама принесла в 17-ю мое личное дело, директор открыла табель — а там сплошные пятерки по русскому и литературе (по математике попадались и четверки). «Какая прелесть!» — воскликнула Элеонора Николаевна. И сразу отправила меня на урок.

Первое яркое впечатление от школы у Натальи Валерьевны — праздник ко Дню учителя, организованный учениками 7–10-х классов. Вспоминает: когда учителя начали заходить в актовый зал, все ученики встали и с искренним восхищением начали им аплодировать — раньше такого примера отношения к учителям ученице тогда еще 7-го класса никто не подавал. Такой праздник — традиция, введенная Элеонорой Падей.

Наталья называет директора королевой школы, говорит: ее обожали и восхищались, но при этом боялись и подчинялись, так как она могла быть строгой и одновременно понимающей.

— Помню, как в 7-м классе наши мальчишки уже не очень-то хотели носить пионерские галстуки. Но взрослый мужской галстук директор разрешила надевать в школу только одному — Гарику Федюшину, хулигану и двоечнику. Гарик очень гордился ее личным доверием, начал ходить в отглаженном школьном костюме и стал даже лучше учиться.

Отдельное место в памяти занимает выпускной — Элеонора Падей знала по именам всех выпускников, у кого-то — даже родителей.

— Я думаю, что выпускники 17-й разных лет помнят, как она умела рассказать о каждом, обнять и расцеловать каждого. Торжественная часть длилась несколько часов: директор никогда не жалела времени на своих любимых учеников. Я всегда чувствовала ее какое-то особое внимание, особое отношение (наверное, потому что тяготела к филологии). На выпускном вечере Элеонора Николаевна вручила мне личный подарок от себя: серебристый светильник в форме кареты. Я собиралась поступать на факультет журналистики, и директор, которая тоже в юности мечтала об этой профессии, пожелала мне удачи. «Волка ноги кормят!» — сказала мне она, имея в виду, что журналисту придется много ездить по стране.

На 5-м курсе филфака Наталья стала преподавать у 9-классников в родной школе — по предложению Элеоноры Падей. На следующий год взяла классное руководство. Наталья Полыгалова признается: было непросто и она запомнила учеников на всю жизнь. На литературе ее ученики не по программе читали журналы «Знамя» и «Новый мир», учили наизусть стихи Серебряного века, пробовали уже тогда работать в сменных парах и группах. Также ежемесячно выпускали школьную газету, проводили интеллектуальные игры, организовывали концерты, иногда приезжали с ними в детский дом. Всё это делалось, как утверждает Наталья, по желанию школьников и всегда поддерживалось Элеонорой Николаевной.

— Когда я, отработав всего четыре года, решила уйти из школы, то очень переживала, как к моему поступку отнесется Элеонора Николаевна. А она лишь покачала головой, грустно улыбнулась и налила мне чаю. Мы сидели с ней вдвоем в кабинете и говорили о жизни несколько часов. Школа была абсолютно пустой: это было 19 августа 1991 года, начало путча. Было ясно, что начинается какой-то новый исторический период.

В декабре 2018 года Элеонора Николаевна позвонила в «Современное образование» и позвала к телефону Наталью, сказала, что та ей очень нужна. Тогда Наталья уже жила в Москве и вместе с другой выпускницей приехала в Пермь. С Элеонорой Николаевной они прогулялись по обновленной школе, обменялись новогодними подарками и запланировали встречу на юбилее гимназии.

«Иногда сын рассказывает истории, произошедшие на уроках, или приводит слова учителей, а мы вспоминаем в ответ что-то из наших уроков с этими же учителями»

Декан социально-гуманитарного факультета Высшей школы экономики в Перми Динара Гагарина вспоминает, что благодаря директору — учителю литературы в математической школе гуманитарным предметам уделяли так же много внимания, как математике, физике и экономике.

— Элеонора Николаевна сама была человеком железной воли и принципов, такой дух царил и в школе. При этом в гимназии и раньше, и сейчас атмосфера какой-то семейной теплоты, здесь много «династий» — выпускники приводят в школу детей и даже внуков. Для нашей семьи это особенное место, в гимназии № 17 учились мы с мужем и наши дети, много наших друзей и родственников из разных поколений. Иногда сын рассказывает истории, произошедшие на уроках, или приводит слова учителей, а мы вспоминаем в ответ что-то из наших уроков с этими же учителями. Бесконечная благодарность Элеоноре Николаевне, а коллективу гимназии — сил продолжать дело, — так отзываются о директоре и школе Динара с мужем Александром — выпускники 1998 года.

«За справедливость, стойкость и несгибаемость, наличие собственного мнения и умение его отстаивать все мы преклоняемся и любим»

Председатель общественного движения «Выбор» Константин Окунев вспоминает один из ярких случаев, произошедший во время сдачи выпускных экзаменов. Тогда Константин сдавал историю, которую очень любил и разбирался в ней, но преподаватель, как он говорит, его невзлюбила — предполагает, что за свободолюбивый характер.

— На экзамене, который решал, какой будет оценка по предмету в аттестат, я отлично отвечаю на оба вопроса билета, Ирина Сергеевна задает мне восемь дополнительных вопросов по разным темам предмета, а Элеонора Николаевна в этот момент находилась здесь же, участвуя в работе экзаменационной комиссии. И вот, когда я отвечаю на последний вопрос, опять же правильно, преподаватель готовится задать следующий, в дело очень тактично, но тоном, не терпящим возражений, вмешивается директор: «Ирина Сергеевна, может быть, достаточно дополнительных вопросов? Видно же, что мальчик разбирается в предмете», — промолвила Элеонора Николаевна, и я получил свою заслуженную пятерку.

Элеонора Падей дарит выпускникам 17-й школы Константину и его жене Ирине по «пятерке» в день свадьбы. Фото сделано в 1990 году

Константин Николаевич называет Элеонору Падей замечательным педагогом и деятельным директором, которая собрала «мощнейший» коллектив. Также Окунев запомнил ее как неравнодушного и патриотичного человека. Отмечает ее поступок, когда она смогла отстоять земельный участок возле школы для строительства нового корпуса. Элеонора Николаевна однажды помогла политику и в работе — в 2011 году, когда он выдвигался на выборы в заксобрание вместе с КПРФ, разрешила провести в школе несколько встреч с коллективом, родителями школьников и жителями микрорайона.

— И вот за эту Элеонорину справедливость, стойкость и несгибаемость, наличие собственного мнения и умение его отстаивать все мы — выпускники разных лет, родители школьников — очень любим, ценим, преклоняемся! И будем помнить и любить всегда.

«Она помнила, кто из выпускников чего достиг в жизни, умела своевременно использовать эту информацию, всегда с гордостью рассказывала об их достижениях»

Выпускник 2011 года, научный сотрудник музея истории политических репрессий «Пермь-36» Павел Аликин также отмечает, что Элеонора Падей отлично выстроила работу физико-математической школы, будучи филологом.

— Навсегда запомню ее мотивирующие, жизнерадостные речи, умение сплотить и мобилизовать людей, искреннюю радость за всех воспитанников. Под ее руководством успехи школы, а затем и гимназии стали всероссийски заметными. Она помнила, кто из выпускников чего достиг в жизни, умела своевременно использовать эту информацию, всегда с гордостью рассказывала об их достижениях. Однако важнее не это, а сложившееся вокруг нее уникальное социально-культурное, духовное пространство — сообщество гимназии, куда входили целые семьи, зачастую в нескольких поколениях.

По мнению Павла, директор много внимания уделяла корпоративной этике и атрибутам школы — гимну и гербу. Этот подход критиковали, но он оказался успешным, даже если не брать в расчет средний балл по ЕГЭ и поступаемость в престижные вузы.

Элеонора Падей знала школьные нужды, сильные и слабые места учеников, каждый был для нее личностью. Школьников она учила свободно мыслить и не ставить «сиюминутную выгоду выше общественного блага».

Лично с директором Павел познакомился в 7-м классе. Тогда его вызвали в кабинет директора в связи с успехами на краевых и всероссийских олимпиадах по истории и филологии. Элеонора Николаевна дала ему совет — заниматься тем, что нравится. Павел признается: если бы не тот разговор, то перешел бы в гуманитарную школу, где был бы средним учеником.

— Я остался в гимназии на несколько необычном положении: большинство мальчиков, как и сейчас, углубленно занимались математикой, информатикой, физикой. Я дал директору слово, что по этим предметам буду учиться на четверку, но заниматься стану по собственному плану. Необычное соглашение, но оно сработало! Еще Элеонора Николаевна поощряла проявившийся у меня и друзей интерес к интеллектуальным играм: когда наша команда отобралась на чемпионаты по спортивному варианту «Что? Где? Когда?», мы получили от гимназии спонсорскую помощь, а позднее — кубки с выигранных мероприятий. Мы трижды стали чемпионами России и дважды — Европы, кубки украсили кабинет самой Элеоноры Николаевны. После знаменитого ремонта их переместили в шкаф в коридоре, где они находятся и сейчас. Думаю, то же о внимании директора к своим нуждам могли бы сказать и наши спортсмены, поэты, музыканты — никогда не слышал, чтобы она хоть кому-то, проявившему себя в чем-либо созидательном, намекнула, что это в ущерб учебе.

Павел отмечает, что в последнее время она стала уделять слишком много времени «борьбе с разными инстанциями», а победа в ней директору далась нелегко. По мнению ученого, Элеонора Падей по призванию была учителем в широком смысле, но никак не чиновником.

Также слова соболезнования высказали губернатор региона и исполняющий обязанности мэра Перми.

— Примите глубокие соболезнования в связи с уходом из жизни Элеоноры Николаевны Падей. Это невосполнимая утрата для всего Пермского края. Посвятив свою жизнь любимому делу, Элеонора Николаевна внесла огромный вклад в развитие образования. Более полувека она трудилась в отрасли, свыше 40 лет — руководила гимназией № 17, которая стала одним из лучших учебных заведений нашего региона во многом благодаря профессионализму и таланту Элеоноры Николаевны. Ее заслуги были высоко оценены на государственном уровне, а коллеги, ученики и их родители отмечали отзывчивость педагога, искреннюю заботу о достойном воспитании молодого поколения. В нашей памяти Элеонора Николаевна навсегда останется опытным и мудрым наставником, добрым и светлым человеком, — высказался Дмитрий Махонин.

— Благодаря умелому руководству Элеоноры Николаевны гимназия № 17 стала признанным лидером в системе образования Прикамья, заняла заметное место во всероссийских рейтингах общеобразовательных организаций. По итогам независимого анализа образовательных результатов учреждение включено в списки «100 лучших школ по экономическому профилю», «100 лучших школ по математическому профилю», учреждение входит в число «300 лучших школ России по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России», в число «500 лучших образовательных организаций страны — 2019». Заслуги Элеоноры Падей получили высокую оценку на государственном уровне. Она была награждена знаком «Отличник народного просвещения», а ее имя занесено в «Книгу почета» отрасли «Образование» города Перми. Искренне выражаем глубочайшие соболезнования всем родным, близким, ученикам и коллегам Элеоноры Николаевны Падей, всем, кто знал и любил ее, — написал Алексей Дёмкин.

В гимназии № 17 учился и бывший губернатор Пермского края, ныне — министр экономического развития РФ Максим Решетников. Слова соболезнования он написал на своей странице в Инстаграм: «Сегодня не стало Элеоноры Николаевны Падей, которая для нас, учеников 17-й пермской гимназии, была не просто директором, а Учителем с большой буквы, наставником и вдохновителем. А кому-то, как и мне, за годы учебы стала родным человеком. И даже после окончания гимназии, по прошествии многих лет, приезжая в гости, я всегда немного робел и восторгался ее мудростью, силой и энергией. Соболезную родным и всем, кто знал Элеонору Николаевну. Светлая память».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем