Суд выносит приговор владельцу гостиницы «Карамель», располагавшейся в подвале дома на Советской армии, 21, — уже больше года назад, в ночь с 19 на 20 января 2020 года, в ее помещения залился кипяток из лопнувшего в ста метрах от дома транзитного трубопровода. Погибли пять человек: четверо взрослых и один ребенок. Как выяснилось позднее, вода затекла через негерметизированную гильзу трубы холодного водоснабжения. По словам представителей УК дома, владелец гостиницы не предоставлял доступ для того, чтобы провести работы по герметизации.
Сергея Щербакова обвиняют по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц», сам он вину не признает. Мы следим за заседанием в режиме онлайн.
Судебное заседание началось. Изначально на него не планировалось пускать журналистов, но позже решение изменили. Так как зал заседания маленький, сначала запустили фотографов — сделать несколько кадров.
Судья зачитывает материалы дела:
— Ранее в гостинице располагался пункт приема стеклопосуды. Помещение принадлежало отцу Щербакова. Несмотря на запрет на размещение туристов в подвальных помещениях, Щербаков провел незаконную самовольную перепланировку. При этом уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор он не направлял, осознавая, что помещение не отвечает правилам безопасности.
— МЧС была проведена плановая проверка, когда выявили нарушения пожарной безопасности, — продолжает судья. — В том числе сам факт размещения в подвале гостиничных номеров. [Там был] изменен класс пожарной опасности помещения, отсутствует второй эвакуационный выход, ширина эвакуационного выхода менее метра. Ему выдано предписание по устранению нарушений. Но, понимая, что исправить нарушения невозможно, Щербаков предписание проигнорировал.
— Подвал Щербаков получил от отца. Уведомление в Роспотребнадзор не направил, поскольку в налоговой ему сказали, что сделают это сами, — цитирует судья материалы дела. — Сам он в гостинице бывал редко, но всегда следил за работой. В период работы в гостинице происходили затопления ливневыми водами. Он неоднократно обращался в УК «Профидом». Поэтому ему самостоятельно пришлось сделать отмостку дома.
Судья сообщает новые подробности о работе гостиницы. Оказывается, Щербаков планировал ее закрыть и перепрофилировать под офис. Гостиницу должны были закрыть 3 февраля.
— Когда он получил сообщение о ЧП, то собирался приехать в гостиницу, — продолжает судья. — Но когда узнал о жертвах, то испугался и решил скрыться. Но позже вернулся. Себя виновным не считает, поскольку ЧП произошло не из-за его действий, а из-за УК и ресурсников.
Судья начал зачитывать показания потерпевшего Эдуарда Мезенцева. В ту ночь он был в гостинице с друзьями. Мужчина одним из первых заметил, что подвал стало заливать кипятком.
— Мезенцев был в номере с друзьями. Внезапно увидели, что из отверстия под батареи пошла вода. Сообщил об этом администратору, но она в номер не пришла и где потом была — неизвестно. Он уговаривал друзей уйти, но те не хотели, потому что на полу была горячая вода. Они сидели на кровати и звонили в службы. Потом Мезенцев всё же решил уйти. Шел на ощупь, поскольку из-за пара практически ничего не было видно. Потерял сознание и пришел в себя уже на крыльце.
По показаниям сотрудников, в гостинице и ранее происходило несколько затоплений. Одна из сотрудниц уволилась после таких ЧП, поскольку переживала за свою безопасность.
Например, одно из ЧП произошло 20 августа 2019 года. Тогда на улице был сильный дождь, и это могла быть дождевая вода. В 2017 или 2018 годах также были затопления, во время которых пришлось подключать насос, чтобы откачать воду.
Судья перешел к показаниям технических специалистов, которые обследовали дом до ЧП. По их словам, сотрудники УК просили предоставить доступ к коммуникациям. Владелец гостиницы письменно давал разрешение, но фактически в доступе препятствовал.
В своих показаниях отец Щербакова заявил, что не знал, что сын там устроил гостиницу. Узнал только уже по факту в 2016 году. Виновным сына не считает.
Сотрудник Госпожнадзора МЧС Исмакаев, который проверял гостиницу, выписал Щербакову предписание — исправить нарушения до 3 февраля 2020 года. Всего было 9 нарушений. Но самое интересное, что фактически устранить их Щербаков мог только убрав гостиницу из подвала.
На суде начали заслушивать показания мастера ПСК Караулова. Он отвечает за квартальные сети, расположенные рядом с домом на Советской Армии, в котором находилась «Карамель».
— В 2017 году помещение уже топило, но это была труба горячей воды с температурой воды около 60 градусов, — зачитывает судья. — Последний осмотр трубы проводился 13 января. Воды в тепловой камере не было. При опрессовке были порывы в другой тепловой камере, и они были устранены.
Другой специалист ПСК сообщил, сети передали на их баланс в декабре 2019 года. Они должны были осмотреть их, но сделать этого не смогли, поскольку в гостиницу их не пустили. Кроме того, главный инженер УК «Профидом» рассказал, что выводы труб в дом были закрыты гипсокартоном, инженер неоднократно об этом говорил.
Мы уже рассказывали, что владелец «Карамели» взыскивал с ресурсников и коммунальщиков компенсации за прорывы. Судья назвал, сколько Щербаков смог отсудить у них.
— Щербаков взыскал с ПСК из-за затопления помещения 392 тысячи рублей. С УК «Профидом» дважды взыскивали почти по 200 тысяч рублей. По 140 тысяч рублей — с УК и ПСК, а также еще 500 тысяч рублей с ПСК.
Наш корреспондент продолжает присылать подробности с заседания. Свидетель Чернев, который оказывает консультации в области пожбезопасности, рассказал, что в 2019 году Щербаков обратился к нему и попросил подготовиться к проверке пожнадзора.
— Он увидел, что гостиница находится в подвале без окон и системы дымоудаления, — цитирует судья свидетеля. — Состояние объекта в области пожбезопасности было удручающим. Об этом он сообщил Щербакову и даже не стал заключать с ним договор. Поскольку результат проверки был очевиден. Щербаков сообщал о неоднократном затоплении помещения.
Позже Чернев разбирал со Щербаковым предписание. Объяснил, что можно устранить только часть нарушений. Специалист советовал закрыть гостиницу.
Свидетель Цевковский является директором компании «Новые технологии пожарной безопасности». Его привлекли в ходе расследования дела. После ЧП он участвовал в осмотре и выявил еще 19 нарушений, помимо тех, что уже были ранее отражены в акте сотрудника МЧС Исмакаева.
По словам свидетеля, объект находился в крайне удручающем состоянии. Притом что инспектор МЧС дал один год на устранение нарушений. Хотя было понятно, что такой объект в подвале находиться не может. Будь в помещении гостиницы не затопление, а пожар, жертв могло быть еще больше.
После небольшого перерыва заседание суда продолжилось. Как сообщает корреспондент 59.RU, в зале очень много журналистов, места на всех почти не хватает.