
17 октября умер пермский писатель-фантаст Сергей Щеглов. Он известен любителям фантастики по серии книг «Пангийский цикл». Главная роль в них принадлежит могущественному колдуну, бывшему скромному бухгалтеру Валентину Шеллеру.
Сергей Щеглов родился 8 июня 1965 года в Перми, в семье служащих. С детства увлекался астрономией, шахматами и математикой.
«Учился в обычной пермской средней школе, — писал Сергей в своей автобиографии. — В силу романтики 80-х поступил в Пермский политех «по ракетам». Но основное время тратил на фантастику, а также философию. По окончании института занялся философией (аспирантура), но по ходу дела увлекся программированием (FoxPro). В результате попал в коммерцию: сначала — как программист, потом — как коммерческий директор, в качестве которого и работал во многих последовательно разорявшихся организациях. Времени на творчество практически не оставалось. В 1996 году наконец-то не смог устроиться «по специальности», в результате чего появилось свободное время — на «Часового Армагеддона», который и вышел в 1998-м».
Писатель состоял в пермском клубе любителей фантастики «Рифей». В начале девяностых годов вышла его повесть «Замок», а в 1998 году опубликован первый роман Щеглова «Часовой Армагеддона». Он стал первым в «Пангийском цикле». Его коллеги и друзья сравнивали фантаста с братьями Стругацкими — по манере построения фразы и языку.
Сергей умер 17 октября. Предположительная причина смерти — инсульт. До этого писатель перенес коронавирус.
Товарищи писателя оставили прощальные слова в Facebook.
«Как так, за что? Почему? И как теперь быть? Что ж за дела-то, Сережа, Сергей Щеглов, как ты мог?» — написала пермская журналистка Юлия Баталина.
«Спасибо за дружбу и общение, коллега. Было круто и нужно», — оставил сообщение волгоградский писатель Сергей Жарковский.
«Говорят, Сергей Щеглов умер. Ядерная смесь из рака, ковида и инсульта. Буду помнить», — написал Alexander Militsky.
Возрожденческий человек
О Сергее Щеглове 59.RU рассказала журналист, арт-критик, редактор отдела культуры издательского дома «Компаньон» Юлия Баталина.
— Мы знакомы с Сережей Щегловым с 1982 года, познакомились в клубе фантастики «Рифей», — говорит Юлия Баталина. — Он тогда учился в политехе по инженерной специальности и был круглым отличником. Однажды он получил четверку, и вся наша компания была вне себя — как это, Щеглов получил четверку, такого не может быть! После окончания института начались все эти перестроечные дела. Очень многие меняли специальность, и Сережа вдруг стал писать кандидатскую по философии. Я у него спросила: «Как так, получается, ты получил инженерное образование без толку?» Он сказал: «Нет, оно мне очень помогает, потому что я пишу диссертацию об особенностях инженерного мышления».
Но работать Сергей стал совершенно по другой специальности — он стал программистом.
— Программистов тогда практически не было, и он был одним из первых. Вдвоем с другом они писали программное обеспечение для Пермской птицефабрики. Сережа стал этим способом зарабатывать. Я у него спрашивала: «У тебя есть профессия? Ты кто?» — «Когда ты делаешь что-то профессионально, то делаешь этим деньги, — отвечал Сергей. — Поэтому я и философ, и инженер, и программист, и писатель. Мне платят за всё». Он был очень разносторонний человек, такой возрожденческий. Очень оригинально мыслил, оригинально говорил. Все его фразы были очень неожиданными.
«Торгуем дешевыми «Фунаями»»
— С парой приятелей Сергей организовал один из первых бизнесов в Перми — торговый дом «ТДФ», — продолжает Юлия. — Они продавали бытовую технику, видеоаппаратуру и электронику. Никто толком не знал, как расшифровывалась аббревиатура, но одна из шуток была «Торгуем дешевыми «Фунаями»». Бизнес в Перми тогда только рождался, и это было одно из первых пермских начинаний. Подобные объединения исчезли, когда появились сетевые «Эльдорадо», DNS и прочие. Но тогда это была эпоха бизнес-романтизма. И это был идеальный бизнес. Это была команда, которая непрерывно креативила: они изобретали новые рекламные стратегии, постоянно тусили на работе, устраивали мозговые штурмы. Было очень интересно. Потом это прекратилось, из «ТДФ» вышло много толковых деятелей в разных сферах, политиков в том числе. Это была важная эпоха в пермском бизнесе.
«Он был в маске мизантропа, при этом добрым и заботливым человеком»
— Когда эпоха бизнес-романтизма кончилась, Сережа ушел в индивидуальное плавание — занимался тем, что ему интересно, и написал много фантастических романов. Некоторые из которых, «Пангийский цикл», стали бестселлерами. Он делал всё время что-то то в банковской сфере, то в программировании. В фейсбуке его посты были не бытовыми, а посвящены экономическому, политическому анализу, философским выкладкам. Он был настоящим общесетевым писателем. И именно там его нашел Михаил Хазин (публицист, блогер, писатель, ведущий программы «Диалог» (18+) на РБК и приглашенный эксперт радио «Эхо Москвы», телевизионной программы «Однако» (16+). — Прим. ред.). Они стали вместе работать и написали книгу «Лестница в небо» про власть, которая стала бестселлером. Книга очень сложная и основана на большом материале. Там миллионы исторических примеров — от Макиавелли до Киссинджера. Всё это лихо разобрано и парадоксально изложено, но при этом интересно. Ее читали, читают и будут читать.
Сережа был интересным и по-своему очень обаятельным человеком. Он был в такой маске странного мизантропа, при этом очень добрым и заботливым человеком. Очень любил жену и заботился о ней. Инсульт у него случился, когда он варил ей кофе.
У него было много интересных увлечений, ко всему подходил капитально и обстоятельно. Он любил путешествовать, любил travel-фото и к фотографии относился придирчиво, выбирал только лучшие кадры, пользовался хорошей техникой. Любил хорошие напитки, в винах разбирался профессионально, как сомелье. Ко всему, что его интересовало, подходил очень тщательно — это удивительное качество, которое редко встретишь, и оно всегда подкупает.
Панихида пройдет в четверг, 21 октября, в 13:40 в зале прощания на улице Старцева, 61.
Недавно мы сообщали о смерти Игоря Гринберга — основателя группы охранных предприятий «Альфа» и бывшего совладельца медиагруппы «Пермский обозреватель».