Проводник пассажирского вагона Владимир Макаренко умер в больнице, куда его привезли со станции Пермь II. Причиной стали инфицированные ссадины на руках. Родственники погибшего бьют тревогу: они опасаются, что виноватым в несчастном случае признают самого Владимира. Работодатель уже подал иск в суд о том, что Макаренко получил травму не во время исполнения трудовых обязанностей.
Родственники пропустили SMS
«Привет, у меня всё плохо. Завтра по Перми снимают. Дышу через [раз], задыхаюсь, правая кисть распухла, голову обносит. Если сможешь, встреть, один не доеду», — написал пермский проводник Владимир Макаренко мужу сестры в ночь на 25 июня.
Родственники увидели SMS лишь днем, когда поезд уже находился в Перми: в месте, где стоит их дом, нередки проблемы с мобильной связью.
— Зять позвонил: «Мама, я потерял Вовку. Дома его нет», — рассказала 59.RU мать Владимира Людмила Макаренко. — Потом сразу поехал на вокзал: вдруг Володя там сидит и не может передвигаться. Там выяснил, что Володю уже отправили в реанимацию на Плеханова. Я начала звонить в эту реанимацию — сказали, что сын в плохом состоянии, безнадежный…
38-летний Владимир Макаренко скончался в тот же вечер. Родные говорят: им сообщили, что он находился на искусственной вентиляции легких и не приходил в сознание. Сейчас близкие пытаются доказать, что к гибели привела травма, полученная проводником во время работы.
— Если бы мы знали, что сыну плохо, сразу забили бы тревогу! — поделилась Людмила Макаренко. — Как можно было не оказать медицинскую помощь в дороге? Начальник поезда говорит, что сын к нему не обращался. Но Володе стало плохо еще в Сургуте. Неужели никто не видел? По пути были и Тобольск, и Тюмень, и Екатеринбург, а его везли в Пермь.
Что говорит судмедэксперт
Причиной смерти стали инфицированные ссадины на кистях обеих рук мужчины — таково заключение судмедэксперта, который обследовал тело погибшего. Он также обнаружил флегмону (гнойное воспаление с опухолью) на правой руке и септический шок, во время которого у человека наблюдается критическое снижение артериального давления.
«Морфологические признаки повреждений и их локализация позволяют сделать вывод о том, что они образовались в результате ударных или плотноскользящих взаимодействий с тупыми твердыми предметами, давность их образования составляет около 2–4 суток до момента наступления смерти. Не исключается возможность их получения при падении с положения стоя либо близкого к таковому с последующими соударениями о твердую поверхность. Ссадины кистей состоят в причинно-следственной связи с развитием флегмоны правой кисти и сепсиса, явившегося причиной смерти. Поэтому <...> расцениваются как повреждения, повлекшие развитие опасных для жизни осложнений, поэтому квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни», — указано в заключении.
Если говорить короче, Владимир Макаренко умер из-за инфицирования ссадин, полученных максимум за четверо суток до этого.
Выводы инспектора труда
Госинспектор труда Дмитрий Мусихин, проводя свою проверку, выявил переработку проводника — почти 269 часов, это более 11 суток.
— Мой сын работал проводником пассажирского вагона три года и всегда выручал и спасал свой резерв, работал без выходных, — подтвердила Людмила Макаренко. — Никогда не отказывал: «Поедешь?» — «Поеду». Конечно, организм был ослаблен — такая переработка!
Вместе с Владиром Макаренко за вагон отвечали еще две проводницы. Во время опроса, говорится в заключении госинспектора труда, обе заявили, что коллега в пути не жаловался на ухудшение здоровья и они не заметили у него видимых повреждений или открытых ран.
Начальник поезда на опросе сообщил: перед прибытием на станцию Новый Уренгой Макаренко рассказал ему о легком недомогании и слабости, но уточнил, что после принятия таблеток ему стало лучше. То есть проводник не прекратил работу и не доложил об этом непосредственному руководителю, как прописано в инструкции по охране труда. Но позже, когда начальник поезда помогал собирать и складывать личные вещи Макаренко, он увидел в служебном купе большой пакет с таблетками и пакетиками с порошками.
Изучив информацию от судмедэксперта, инспектор труда сделал вывод, что проводник получил ссадины на работе: «Ссадины левой и правой кистей Макаренко образовались в результате ударных или плотноскользящих взаимодействий с тупыми твердыми предметами, давность образования которых составляет около 2–4 суток до момента смерти, о чем свидетельствует заключение эксперта. То есть травмирование Макаренко произошло в период осуществления трудовой функции».
Дмитрий Мусихин отметил, что несчастный случай нужно квалифицировать как связанный с производством. Но, поскольку проводник никому не рассказывал об обстоятельствах получения ссадин и свидетелей происшествия не было, определить точную причину травмирования сейчас невозможно.
«Должностных лиц, ответственных за нарушения, явившиеся причинами данного несчастного случая, не установлено», — указал еще один важный момент инспектор.
Федерация независимых профсоюзов России, куда Людмила Макаренко отправляла запрос по поводу несчастного случая с ее сыном, подтвердила, что инспекция труда сделала именно такие выводы.
Разбирательство в суде
С официальными выводами о связи гибели Владимира Макаренко с его работой проводника не согласна «Федеральная пассажирская компания» — пермский вагонный участок относится к уральскому филиалу этой «дочки» ОАО «РЖД». В Дзержинском суде сейчас рассматривают иск от этой компании к госинспектору труда Дмитрию Мусихину.
— АО «Федеральная пассажирская компания» выдано предписание об оформлении акта формы Н-1, — прокомментировали 59.RU в Госинспекции труда в Пермском крае. — «Федеральная пассажирская компания» не согласилась с выводами государственного инспектора труда, посчитав, что травмы, послужившие причиной смерти, получены пострадавшим до начала исполнения трудовых обязанностей. В установленном законом порядке АО обратилось в суд с исковым заявлением об отмене заключения и предписания.
На каком основании работодатель умершего проводника пытается оспорить выводы инспектора труда, в «ФПК» не поясняют: ждут решения суда. На запрос 59.RU в компании ответили, что следующее судебное заседание по административному делу назначено на 23 ноября, но других комментариев не дали.
Мы продолжим следить за ситуацией.
Ранее мы рассказывали, что пропавшего в шахте машиниста «Уралкалия» нашли погибшим. А на Пермском пороховом заводе официально рассказали о ЧП, при котором погибли три человека.