14 октября издание The Himalayan Times сообщило, что в горах Непала пропала чемпионка России по альпинизму — 38-летняя пермячка Надежда Оленёва. Вертолет на место происшествия вылетел только на следующий день. Девушку обнаружили на 500 метров ниже уровня, с которого она пропала. Из-за отсутствия специального оборудования и аккредитованного местного спасателя эвакуировать ее не смогли. В следующий вылет, 17 октября, место падения засыпало снегом, эвакуация была невозможна.
Из России поиски координировала Ирина Морозова, которая была на связи с группой с самого начала экспедиции. Ирина — руководитель пресс-службы Федерации альпинизма России (ФАР), сама инструктор по альпинизму второй категории, имеет жетон «Спасение в горах» № 25. Женщина уверена: время для проведения спасательной операции упустили. Мы подробнее пообщались с Ириной Морозовой о том, как проходили поиски. Рассказываем о спасательной операции в Непале и о проблемах, возникших в ходе нее.
Ирина Морозова познакомилась с Надеждой Оленёвой в 2012 году. Тогда она организовывала соревнования для женщин в США, поездка очень впечатлила начинающую альпинистку Надежду Оленёву. Позже девушка говорила: «Тогда я впервые попробовала щелевое лазание, попробовала лазать сложные трассы со своими точками. Это было потрясающе, сложные скальные маршруты нравились всё больше. Та поездка была вдохновляющей!»
На Даулагири Надежда восходила в ходе международного соревнования по альпинизму в группе с Романом Абилдаевым и Расимом Кашаповым. Ирина Морозова была на связи со спортсменами, как руководитель пресс-службы ФАР она обеспечивала освещение мероприятия в медиа.
— 14 октября по московскому времени в 08:34 пришло сообщение, что они в лагере «Два на 6700» (имеется в виду место стоянки на высоте 6700 метров. — Прим. ред.): «Всё хорошо. Восстанавливаем площадки для палаток». И буквально через 15 минут, в 08:49, пришло сообщение: «Надя сорвалась, и нужен облет». То есть они были уже у лагеря два, начинали устанавливать палатки, и это произошло, — вспоминает тот день Ирина.
С этого момента начали организовывать спасательную операцию. Ирина сообщила информацию старшему тренеру и представителю сборной России по альпинизму на международных соревнованиях Александру Пятницину, который находился в горах Непала, а также связалась с принимающей компанией и запросила облет. Как поясняет Ирина, принимающая компания руководит логистикой восхождения, то есть помогает оформить необходимые документы, нанимает портеров, если нужно донести вещи, организует заброску на вертолете, и она же организует спасательные операции.
Директору принимающей компании Ирина передала координаты места падения, ссылку на трекер, где показывался путь, контакты руководителя группы — Романа. Также женщина нарисовала предполагаемые линии падения и передала их для организации быстрых поисков.
— От компании я получила сообщение о необходимости подтверждения страховой компании, что этот вылет будет оплачен. Соответственно, я связалась со страховой компанией. Но вы же понимаете, что это всё не очень быстро, — делится Ирина. — Для страховой нужны документы. Они зарегистрировали заявку, но дальше начался запрос различных документов. В частности, они запрашивали копию страницы паспорта со штампом прилета в Катманду. Когда страховая направила гарантийное письмо и директор подтвердил, что они его получили, вылететь уже было невозможно. Было близко к 6 часам вечера по непальскому. Уже темнеет, и вертолет, соответственно, никуда не полетит. Поэтому вылет назначили на 06:30 следующего дня.
15 октября во время облета Надежду заметили в неестественном положении на высоте примерно 6100 метров. Чтобы спуститься к альпинистке и подцепить ее, требовалось специальное оборудование. Роман Абилдаев, руководитель группы, который восходил на Даулагири с Надеждой, предлагал свою помощь, так как является спасателем и проводил подобную эвакуацию. Но в тот день вертолет улетел обратно. Принимающей компании требовалось само оборудование, профессиональный спасатель, аккредитованный в Непале, и вновь деньги для оплаты следующего вылета — 25 тысяч долларов. У Романа Абилдаева разрешения на работу в Непале не было. Деньги оперативно перевести не могли из-за сложностей с переводами валюты в условиях санкций в работе платежных систем. На организацию следующего вылета ушло еще практически два дня.
— Когда посмотрели фотографию, то поняли, что, скорее всего, шанса не было. Но бывало много ситуаций в горах, когда, казалось бы, по всем теоретическим заключениям шансов выжить нет, а при этом люди выживали, — говорит Ирина. — В первый день она могла быть жива, с каждым днем шансы уменьшались. Добавлялось переохлаждение. Хоть один процент шанса, что человек даже при падении может оказаться живым, всегда сохраняется. Никто не может на 100% гарантировать. Пока окончательно не засыпало снегом, нельзя было со стопроцентной гарантией сказать, жива она или не жива.
17 октября, когда вертолет вылетел вновь, в месте падения Надежды Оленёвой сошли новые лавины. Слой снега, по примерным подсчетам, увеличился на 10 метров. Безопасный и быстрый вариант эвакуации, когда человек спускается на веревке с лебедкой и подцепляет пострадавшего, уже невозможно было воплотить. А высаживать людей, чтобы они на месте работали лопатами, было опасно — их также могло накрыть лавиной.
— К сожалению, время было упущено из-за вопросов, связанных с оплатой. Понятно, что страховая всегда запрашивает определенный ряд документов. Но у меня были ситуации работы с другими компаниями. В Иордании всё происходило по-другому — спасработы шли параллельно тому, как решался вопрос со страховой. Не было такого, что сначала решается вопрос с гарантийным письмом от страховой, а потом уже начинается спасательная операция, — говорит Ирина. — Давно занимаюсь организацией альпинистских мероприятий в разных горах мира, но с таким столкнулась впервые. С учетом того, что в Непале большой наплыв людей и коммерческих экспедиций, которые ходят на Эверест и в трекинги. Может произойти любой страховой случай. Поэтому надо отработать механизм, как начинать оперативно оказывать помощь, проводить спасательную операцию и параллельно решать вопросы со страховой и оплатой.
После ЧП с Надеждой Романа Абилдаева и Расима Кашапова забрал вертолет. Участники группы восхождения участвовали в облетах и помогали с поисками. Группа не стала продолжать восхождение. Теперь происшествие будет разбирать контрольно-техническая комиссия ФАР, чтобы составить точную картину того, что произошло.
Ранее мы подробно рассказывали про Надежду Оленёву. Некоторые друзья считают, что она ходила бы в горы, даже если бы знала исход.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.