15 декабря в Керченском проливе два танкера разошлись по швам и затонули. Во время крушения пермского судна «Волгонефть-212» погиб моряк. С танкеров, которые могли перевозить больше 9 тысяч тонн нефтепродуктов, в море попал мазут. Насколько много его утекло с танкеров, пока неизвестно, но на побережье Анапы разворачивается экологическая катастрофа. Что известно о крушении танкеров, мы собрали в этом материале.
Хронология событий
О том, что «Волгонефть-212» терпит бедствие в Керченском проливе, стало известно днем 15 декабря. Об этом рассказали в телеграм-канале МЧС России, отметив, что на борту, груженом нефтепродуктами, находятся 13 человек. Причиной крушения назвали непогоду.
Как выяснилось позже, судно принадлежит пермской компании «Кама Шиппинг». Его ввели в эксплуатацию 15 декабря 1969 года. Танкер потерпел крушение в день своего 55-летия. На его борту находилось трое пермяков.
В это же время в телеграм-каналах начали появляться кадры с места крушения. Так, в канале Baza опубликовали видео с разломленным надвое танкером. По сообщению канала, судно «Волгонефть-212» тонуло в 8 километрах от берега.
- Ребята, главное дело не паникуйте, все нормально будет, — слышно спокойный голос за кадром.
Оператор на видео поворачивает камеру и становится видно моряков в спасательных жилетах, собравшихся в капитанской рубке.
Позже появились и другие кадры с места ЧП. Так, в телеграм-канале «Волгонефть и не только» опубликовали жуткое видео с пермского танкера. На нем моряк, стоящий на верхней палубе, говорит: «Всё, мам, мы тонем». На другом видео в этом же канале слышно как завывает ветер и видно огромные волны.
Через два часа после сообщения о крушении танкера пермской компании всех 13 членов экипажа эвакуировали. Они получили обморожения. К сожалению, 23-летнего матроса из Астрахани спасти не удалось — он погиб. Трех пермяков отвезли в больницу Анапы.
Губернатор Пермского края сообщал, что один из моряков был в тяжелом состоянии. Позже в Минздраве сообщили 59.RU, что они находятся в удовлетворительном состоянии и их скоро выпишут.
Также по информации телеграм-канала Baza, капитан танкера «Волгонефть-212» — Леонид Волегов из Перми. «Он сильно пострадал при крушении судна, наглотался воды с мазутом, потерял сознание, получил ушиб позвоночника и обморожение», — написали в канале. При этом, вечером 17 декабря появилась информация, что капитана танкера задержали в качестве подозреваемого и планируют доставить из больницы в Симферополь. «Он уже дал первые показания», — написали в канале.
В течение часа начал терпеть бедствие второй танкер
Меньше чем через час стало известно, что неподалеку от танкера «Волгонефть-212» начал терпеть бедствие танкер «Волгонефть-239», принадлежащий ЗАО «Волгатранснефть». Спасатели сообщили, что на его борту 14 человек и нефтепродукты, но не уточнили их объем.
Спасение моряков с «Волгонефти-239» затянулось почти на сутки. Эвакуацию приостанавливали из-за непогоды. Как написали наши коллеги из Саратова, рулевым судна работала 26-летняя Анастасия Юденко. Во время ожидания спасения она выложила в соцсетях видео с подписью: «Мама, я домой», кадры быстро облетели интернет. Девушку начали считать капитаном танкера, но, как объяснили наши коллеги из 164.RU, таким тысячетонным танкером управляют с помощью автоматики.
— К ним прилетал вертолет, пытались их снять, была люлька со спасателями, но в такую погоду эвакуировать экипаж сложно, и капитан принял решение не подвергать людей опасности и ждать улучшения погодных условий. Сейчас они находятся на танкере, весь экипаж в порядке, они восстановили электричество. Питание у них есть, вода тоже есть. Они ждут улучшения погоды, — рассказала нашим коллегам из 164.RU председатель совета директоров ОАО «Поволжский туристический холдинг» Светлана Тимошок.
Всех 14 членов команды танкера эвакуировали на берег на следующий день, 16 декабря.
Что сейчас происходит на месте крушений?
Обломки танкеров сейчас дрейфуют в море. Часть «Волгонефти 239» осела на берегу. Из танкеров вытек мазут, но в каких объемах, еще уточняется. По данным ТАСС, «Волгонефть-212» перевозило 4,9 тысяч тонн мазута, а «Волгонефть-239» — 4,3 тысяч тонн мазута.
— Пока рано говорить, сколько нефтепродуктов попало в море. Часть мазута остается в танкерах, которые находятся на дне моря. Из-за температурных режимов мазут остается на дне. Сейчас наши коллеги из Морспасслужбы готовят водолазов, которые обследуют останки судов и дадут свое заключение, — рассказал 16 декабря журналистам министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. — Наша задача сейчас — патрулировать, чтобы вовремя обнаруживать пятна. Если они будут подниматься, сразу их локализовывать и не допускать их попадания на берег.
Видео с облета территории опубликовали 16 декабря в канале «Природоведение». На нем было видно обломок танкера, но не замечено пятен мазута.
17 декабря мазутные пятна появились на берегу Анапы. Как рассказала руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, нефтепродукты вынесло на берег от посёлка Веселовка в Темрюкском районе и до станицы Благовещенской в Анапе. В этих территориях ввели режимы ЧС.
Место загрязнения находится в стороне от Керченского пролива. Расстояние между точками на карте почти 20 километров. Между ними находится Кизилташский лиман, площадь которого, по данным туристических гидов, 137 квадратных километров. На нем уже около 60 лет работает кефалевое хозяйство, которое сохраняет местных рыб.
В телеграм-каналах также начали публиковать кадры с загрязненным берегом и пострадавшими от нефти животными. Так, Shot опубликовал кадры с птицей, полностью облитой мазутом.
— Она вся в нефти, бедолага. Елки-палки, это что такое? Как тебя сейчас вылечить, — говорит мужчина на видео. — Все, птица обречена на гибель. Что теперь с ней делать? Даже помочь не знаю как.
Кадры с огромным количеством мазута опубликовали и в местном сообществе «Подслушано в Анапе» во «ВКонтакте».
— Охренеть вообще. Слов нет. Какими мешками это все собирать? По всему горизонту, — описывает масштабы бедствия мужчина на видео.
Как сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, мазут на берегу убирают спасатели и волонтеры. От оперативных служб работают 267 человек. Но местные жители отмечают в комментариях, что этого может быть недостаточно.
— Пятна? Там реки мазута, выдайте тем, кто убирает, респираторы! Дышать невозможно, горло дерет! — написала жительница.
— Делайте выходные дни, чтобы люди шли и помогали, — предложила другая подписчица.
Местные жители в комментариях к записи губернатора добавляют, что нефть дошла и до Витязево до реки Можепсин.
Были ли ранее аналогичные катастрофы и какие последствия это повлекло?
В Керченском проливе уже были изливы мазута. В 2007 году здесь также разломился надвое танкер «Волгонефть-139». Точный объем мазута, попавшего тогда в море, не установили. По некоторым данным ученых, в море попало около 1600 тонн мазута.
О последствиях той аварии и рисках двух новых крушений 16 декабря высказался ученый Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН Сергей Алемов.
— Последствия были очень серьезные в прибрежной зоне. Основная масса мазута попала на оба берега Керченского пролива, а также острова Тузла. Пришлось убирать очень большие объемы загрязненного грунта, водорослей. За полтора месяца все было вывезено. Дальнейших последствий мы не наблюдали, — заверил Сергей Алемов. — Уже через полгода, следующей весной, в пробах мы не обнаруживали остатков нефтепродуктов. Поскольку сейчас в Керченском проливе схожие условия, то есть надежда, что и ситуация будет развиваться по тому же сценарию.
Ученый также заметил, что при выбросе мазута на берег под угрозой окажутся чайки, бакланы и другие водоплавающие птицы. Если им не очистить перья, они погибнут.
Кто виноват в экокатастрофе и гибели моряка?
Причины крушения танкеров еще устанавливают следователи и власти. Как рассказали в СК Крыма и Севастополя, оба танкера проходили проверку в июле этого года. Судя по тому, что они оказались в море, танкеры были пригодны для перевозки опасных грузов.
Следователи будут оценивать действия экипажа в сложных погодных условиях, а также действия владельцев судов по обслуживанию танкеров и их содержанию. Сейчас расследование ведется по статьям о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта. При этом в деле о крушении танкера пермской компании виновные лица могут понести более тяжелое наказание, так как там погиб человек. Статья предусматривает наказание вплоть до пяти лет лишения свободы.
Ранее мы подробнее рассказывали, что известно о затонувшем пермском танкере и его владельцах.