15 декабря два танкера, среди которых был пермский «Волгонефть 212», потерпели крушение во время шторма в Керченском проливе. Они перевозили 8550 тонн мазута. Из-за аварии нефтепродукты вылились в Черное море. Бывшая сотрудница администрации Краснотурьинска Эльмира Волосатова два года назад переехала в Краснодар. Они с мужем решили поселиться поближе к морю, но никак не думали, что окажутся в эпицентре экологической катастрофы.
Уже вторую неделю сотни волонтеров приезжают на пляжи Анапы, чтобы спасти побережье, птиц и дельфинов от мазута. Среди добровольцев оказалась и Эльмира. Она рассказала E1.RU о масштабах катастрофы, которую увидела своими глазами. Далее — от первого лица.
Когда я видела это на фотографиях, то думала: ну есть над чем поработать. Но, когда приехала на место, был огромнейший шок от урона. Мы были на Пионерском проспекте, заезд в Джемете, куда нас отправил основной штаб волонтеров, так как там самое большое скопление мазута. Но он везде!
Это страшно. У меня текли слезы, голова болела, я не могла понять, то ли от токсичных запахов этого мазута, то ли от слёз. Ехала я в первую очередь помогать животным и птицам, потому что болит душа за них. Но на том месте, где мы были, я их не видела. В штабе МЧС сказали, что мыть некого, никого тут нет.
Из новостей узнали, что в Новороссийске волной уже выбросило на берег мертвых дельфинов, около десяти штук. Они умерли в воде.
Много птиц погибло, но большое количество спасли волонтеры. Вопрос, насколько быстро они оправятся. Я так поняла, структура пера уже повреждена и сейчас их выпускать очень опасно: они на воде не смогут удержаться. Надо ждать периода линьки, а она весной будет.
На базе отелей, которые сейчас законсервированы, создаются пункты передержки: в одних птиц моют, в других содержат. Мы отправили гуманитарную помощь — собрали много ветоши, крахмала, полисорба. Всё отправили туда.
Выглядит так, будто наступил конец света. Это как в фильме «Сталкер». Пляж — большое леопардовое поле. Мазут в примеси с песком. Выглядит страшно красиво. Ты наступаешь и проваливаешься. Самое страшное, что мы сняли слой мазута и песка, думая, что мы молодцы. Но кто-то копнул ниже, а там спустя десять сантиметров песка еще мазут. Я не представляю, какую надо провести работу по снятию этого огромного слоя. Что тогда там останется? Это нескончаемо. Песок весь заражен, пропитан этим едким запахом.
Мы с друзьями каждый год по три-четыре раза ездим на один и тот же пляж. Приехав туда сейчас, я не могла поверить, что буквально несколько месяцев назад бегала там босиком с детьми, а теперь вынуждена надевать резиновые сапоги и скрывать все части тела так, чтобы, не дай бог, этот мазут на меня не попал.
Море, которое всегда для меня было чем-то чистым и красивым, теперь выглядит страшно. Там не медузы плавают, которых ты всегда боялась, а ошметки мазута.
Очень быстро создали группы волонтеров. Меня коллега позвала в одно из них. Мы организовали сбор средств, чтобы закупить большое количество мешков. Это самый ходовой товар сейчас. Нужны мешки полиэтиленовые и холщовые — по одиночке они не могут сработать. Мазут разъедает полиэтилен, а из холщового это всё вытекает, поэтому только при наличии двух этих мешков можно хоть как-то собрать мазут.
Больше тысячи мешков мы собрали. Когда поехали, было штормовое предупреждение о том, что будет ливень и ветер, но мы всё равно поехали. На нас были ковидовские костюмы, которые спасали и от мазута, и от ветра. Я вся мокрая была, настолько он воздухонепроницаем. Без него было бы сложновато. Я видела людей, которые просто в мусорные пакеты запаковывали себя, чтобы хотя бы от дождя как-то спрятаться. В них влезали и скотчем на себе фиксировали.
За техникой безопасности на месте никто не следит. Ты приезжаешь и сам за себя отвечаешь. Мы взяли рекомендации врача, которые выдают волонтерам, что нужно пить полисорб и другие таблетки, но головные боли всё равно были. Конечно, бесследно это не пройдет. Говорят, у кого-то обжигает легкие, кто-то теряет сознание.
Все понимают, что это идет не во благо здоровью, ты не морем едешь дышать и условия работы тяжелые. Один биотуалет на весь пляж, к нему очередь. То есть ты должен быть готов выйти из зоны комфорта просто на сто процентов.
Мешки плотно завязывают и фиксируют в надежде, что их вывезут, но техники не хватает, не успевают их вывозить. Тысячи мешков с мазутом лежат на берегу, их уносит в море, и там это снова всё разливается. Мы за собой свои мешки вывезли, сами наняли самосвал, он увез их на перерабатывающий завод. А вот если просто семья пришла, куда им вывозить? Оставляют просто кучей на пляже.
Волонтеров очень много, группы организуют предприятия, многие самостоятельно просто собираются и едут. Это очень мотивирует — единство и желание помогать. Мы сейчас очень ждем новогодних праздников, чтобы поехать снова. Я прямо жду выходных.
В ближайшие два-три года я детей туда точно не повезу, настолько в воздухе держится этот запах мазута. Его слышишь уже на второй береговой линии. Это просто экологический апокалипсис.
«Волгонефть 212» принадлежит пермской компании «Кама Шиппинг». Судном командовал пермяк Леонид Волегов. Его и капитана другого танкера «Волгонефть 239» задержали и обвинили в кораблекрушениях. Позже стало известно, что Леонид Волегов две недели просил разгрузить судно, в последний раз — за день до трагедии. Через день после задержания Волегова заключили под стражу, а другого капитана отправили под домашний арест.