— Я 15 лет уже был на госслужбе, хотел всё оформить юридически безупречно, — заявил сегодня, 30 апреля, в Ленинском районном суде Перми подсудимый Алмаз Закиев, отвечая на вопрос о продаже квартиры. Именно разницу в её изначальной и конечной стоимости ФСБ и СКР считают взяткой. Но сам бывший министр транспорта Пермского края не согласен с обвинением в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями при проведении электронных торгов на строительство автодороги в обход Чусового.
Итальянский паркет, сауна и двухместная ванна
Семикомнатные апартаменты общей площадью 304 квадратных метра на шестом — седьмом этажах элитного дома в историческом центре Тюмени Закиев продал в феврале 2016 года. За 28 миллионов рублей при рыночной стоимости в 19,5 миллиона рублей их приобрело ООО ГП «Капитал», подконтрольное московскому АО АКБ «Пересвет». В марте того же года квартиру перепродали, ее новым владельцем стало ООО «СП Фоника», соучредителем которого (10 уставного капитала) являлся Сергей Полевиков. Это совместное предприятие числилось единственным владельцем тюменского ООО «Мостострой-12» — претендента на госзаказ по возведению автотрассы в обход Чусового. Полевиков трудился в «Мострострое-12» финансовым директором. И именно «Мостострой-12» в те годы участвовал в конкурсе на дорожные работы.
По просьбе адвоката Светланы Кропотиной на суде 30 апреля были оглашены и показания Закиева, данные им 27 ноября 2017 года на дополнительном допросе в СКР, поясняющие покупку этой квартиры самим Закиевым.
— С 14 августа 2001 года по 20 июня 2014 года я работал начальником управления автомобильных дорог Тюменской области. Зарплата у меня была 350 тысяч рублей в месяц, — сообщил тогда обвиняемый Закиев. — Я взял ипотеку. Квартира была куплена за 12 миллионов, по 40 тысяч рублей за квадратный метр, у Галины Рокецкой — супруги бывшего губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого. Потом старшие дети уехали из Тюмени, родители моей супруги купили свое жилье. Мы с супругой уже снимали квартиру в Перми. Коммунальная плата за тюменскую квартиру была 15 тысяч рублей в месяц. Поэтому я предлагал обеспеченным знакомым купить ее.
Также на сегодняшнем суде Закиев уточнил: семья купила эту квартиру в 2006 году, когда родился четвертый ребенок. Для её покупки продали другую недвижимость, заехали туда с родителями жены.
— В 2014 году, когда я был приглашен работать в Пермский край, дети подросли, и мы с супругой понимали, что надо продавать, — рассказал на допросе в суде Закиев. — Мы изучили рынок и увидели, что квартиры с подобной отделкой стоят минимум 100 тысяч рублей за один квадратный метр. Ведь мы смонтировали сауну, построили настоящий камин, установили двухместную ванну. От прежних хозяев достался настоящий итальянский дубовый паркет. Мы считали квартиру элитной и хотели за нее 30 миллионов рублей.
«Все телефоны чиновников прослушиваются»
Отвечая на вопросы гособвинителя Дмитрия Красноперова, подсудимый Закиев подтвердил свои прежние показания о том, что сам предложил Полевикову сделку с квартирой с участием какой-нибудь «третьей» компании. Но отметил, что не знал о том, что СП «Фоника» является учредителем «Мостостроя-12». Также Закиев сообщил, что о сделке они договаривались в Москве, во время прогулки рядом с офисом Полевикова.
Прокурор Красноперов напомнил показания, которые дал в суде сам Полевиков. По его словам, инициатором того, чтобы выйти на улицу, оставив телефоны в офисе, был Закиев.
— Все телефоны чиновников, согласно этому уголовному делу, прослушиваются, — ответил на это Закиев. — Допускаю, что Полевиков меня оговаривает. До возбуждения уголовного дела мне не было известно о том, что квартира потом была продана его компании.
Сам Полевиков при этом был освобожден от уголовной ответственности, поскольку добровольно признался в даче взятки Закиеву, сообщил 59.RU гособвинитель Дмитрий Красноперов.
Вспомним про «Мостострой-12» и «Уралмостострой»
На работу в Пермь в 2014 году Закиева пригласил губернатор Виктор Басаргин, с 11 ноября он занимал должность и.о. министра, с 12 февраля 2015 года стал министром транспорта. При нём в крае проходили торги на строительство автомобильного обхода Чусового. 1 октября 2015 года прошёл первый конкурс — за контракт в 1,94 миллиарда рублей, в нём победил ООО «Мостострой-12». При этом в допуске к торгам отказали челябинскому ЗАО «Уралмостострой». Компания пошла в суд, и арбитраж Пермского края запретил заказчику — КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» («УАДиТ») — заключать договор с победителем. Тогда министр Закиев потребовал отменить данную обеспечительную меру. С доверенностью КГБУ «УАДиТ» он лично участвовал 18 ноября 2015 года в судебном заседании — но проиграл.
Сегодня на суде Закиев сообщил, что тогда «выполнял поручение правительства Пермского края и своего непосредственного руководителя Владимира Рыбакина» (зампредседателя краевого правительства. — Прим. ред.). А также отрицал какое-либо давление на конкурента ООО «Мострострой-12» из Челябинска.
8 июля 2016 года были проведены повторные торги с начальной ценой уже в 2,12 миллиарда рублей. Их опять выиграло ООО «Мостострой-12». После этого подчиненное министру Закиеву КГБУ «УАДиТ» перестало оплачивать выполненные ЗАО «Уралмостострой» работы по возведению транспортной развязки возле пермского аэропорта Большое Савино. А затем уведомило об одностороннем расторжении данного контракта и намерении включить челябинского подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
По требованию Закиева в сентябре 2016 года ЗАО «Уралмостострой» отозвало свои очередные иски из арбитражных судов Перми и Москвы. Взамен КГБУ «УАДиТ» сразу погасило четырехмесячный долг по объекту в Большом Савино на сумму более 11,9 миллиона рублей.
— Да, КГБУ «УАДиТ» подведомственно Минтрансу. Но прямого подчинения нет, — сказал сегодня на допросе бывший министр.
Подряд на возведение автомобильного обхода Чусового ЗАО «Уралмостострой» получило только после возбуждения 24 октября 2016 года уголовного дела против Закиева, сообщил 59.RU представитель этой компании, признанной потерпевшей, Александр Колотильщиков.