Накануне в Пермском крае появился новый глава региона — Дмитрий Махонин. Ему 37 лет, по образованию он юрист, в 2004 году он пришел на работу в антимонопольную службу, а уже через 6 лет ее возглавил. Сначала в пермском, а потом в федеральном управлении. Рассказываем, с чем боролся Дмитрий Махонин во время работы в УФАС.
Антимонопольная служба следит, чтобы цены необоснованно не поднимались, не было оскорбительной рекламы и все выполняли правила честной конкуренции. Помните, как-то подскакивали цены на гречку? Антимонопольщики пересчитывали всех, кто так сделал, и предупреждали, чтобы не нарушали, а если нарушали, то штрафовали.
Например, несколько лет подряд антимонопольная служба предупреждала таксистов, чтобы те не поднимали цены перед Новым годом. Службы такси подозревали в сговоре.
Весной 2011 года было разбирательство о повышении цен на картошку в пермских магазинах — цена за килограмм доходила до 60–70 рублей. Тогда Дмитрий Махонин рассказал, что в ведомстве обнаружили признаки сговора между сельхозпредприятиями, которые параллельно поднимали цены на продукцию. Им выдали предупреждение.
А помните его «крестовый поход» против министра транспорта Елены Громовой? ФАС настаивала на дисквалификации Громовой из-за отказа в строительстве заправки на трассе Стаханова — Чкалова. В итоге Арбитражный суд признал, что отказ был незаконным. Но официально Громова ушла с поста не из-за этого, а по собственному решению и уехала в Москву.
Также во время работы Махонина в Перми антимонопольщики активно предъявляли претензии «ЛУКОЙЛу» по поводу повышения цен на топливо, полиции — по поводу передачи информации об умерших, штрафовали страховую компанию «Росно» и Сбербанк за сговор.
Во время работы в УФАС Махонин серьезно разбирался в сфере ЖКХ и энергетики.
— Это действительно монополизированная сфера, причем не в силу состояния рынка, а в силу естественных условий существования и развития этой отрасли, — рассказывал 59.RU Дмитрий Махонин еще в 2009 году. — Даже если директор крупного холдинга хочет ко всем относиться нормально, то нижестоящие руководители зачастую не делают этого. Они не понимают, что, умея ценить потребителя, они вкладывают в компанию, в которой работают. Есть стереотип: «Все равно тариф утвердят, и все равно свои деньги мы возьмем». Здесь нужно масштабно работать с персоналом, вбить в голову сотрудникам, что потребитель не раб, который сидит на трубе и платит деньги.
В январе 2013 года Махонин перешел в федеральное ведомство. Там он возглавил управление по контролю топливно-энергетического комплекса и химической промышленности. А это значит, что в его сфере интересов оказались ресурсники, которые обеспечивают нас бензином, газом, водой и отоплением. А также, например, предприятия, которые производят удобрения.
В 2017 году Махонин заявил, что намерен навести порядок в региональной службе по тарифам, где творится бардак.
— Мы хотим пересчитать тарифы, — заявил Махонин. — При этом они не обязательно должны стать в разы ниже. Главное, что они должны быть экономически обоснованы. Сейчас же основная проблема состоит в отсутствии прозрачности при принятии тарифов.
Тогда на совместной пресс-конференции с Антоном Удальевом (он тогда вместо Махонина возглавил краевое УФАС, а сейчас Удальев один из вице-премьеров Прикамья и отвечает за коммунальную сферу) Махонин обещал сделать тарифы в сфере ЖКХ понятными и прозрачными. При этом претензии предъявлялись как самим ресурсникам, так и тарифной службе.