В случае потери документов нужно обратиться в те инстанции, где вы их получали. Главное — не паникуйте, восстановить документы на квартиру не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Разберемся, в каких учреждениях вам подготовят дубликаты.
С чего начать, порталу N1.RU рассказал Илья Александров, управляющий партнер компании «Александров и партнеры»: «Нужно незамедлительно сообщить о факте утери документов в органы внутренних дел. Использовать утерянный документ мошенникам после того, как его владелец подаст соответствующее заявление, практически невозможно».
Для обращения в различные инстанции вам понадобятся:
паспорт;
оплаченная госпошлина;
заявление;
ксерокопии утерянных документов (если они есть).
Все документы, связанные с собственностью, подразделяются на три типа:
правоустанавливающие;
правоподтверждающие;
технические.
Правоустанавливающие документы
В эту группу входят договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и другие документы, подтверждающие право собственности. То есть эти бумаги содержат сведения о том, на каком основании собственник владеет недвижимостью, каким образом он ее получил.
Порядок восстановления договора купли-продажи квартиры
Если документ оформлялся в простой письменной форме без нотариуса, обратитесь в Росреестр. После уплаты госпошлины вы получите дубликат.
В случае заключения договора с участием нотариуса вы можете обратиться в нотариальную контору, оплатить услугу и получить дубликат.
Если вы заключали договор в простой письменной форме между 1996 и 1998 годом, когда нотариальное заверение было необязательным, а закон о единой регистрации еще не действовал, доступный способ восстановления договора — копия экземпляра продавца.
Юрист Максим Калинин предостерегает собственников от потери еще одного важного документа: «Большинство документов так или иначе можно получить заново. Но есть крайне важный документ, который восстановить практически невозможно. Речь идет о расписке продавца объекта о получении денежных средств от покупателя. Расписка необходима, например, для получения налогового вычета или в случае каких-либо споров с продавцом (особенно если текст договора купли-продажи не содержит утверждения о полностью произведенном расчете). Ни один из органов не сможет выдать дубликат или заверенную копию. Вы можете попросить продавца написать расписку заново, но он вполне может этого и не делать. Поэтому моя рекомендация — относиться к этому документу со всей серьезностью и хранить в надежном месте».
Правоподтверждающие документы
Эти бумаги подтверждают, что право было зарегистрировано, документы прошли правовую проверку и данные внесены в Росреестр.
Порядок восстановления свидетельства о государственной регистрации права
В настоящее время свидетельства не выдаются, и если утеряно старое свидетельство, то восстановить его не получится. Правоподтверждающим документом является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которую может получить не только собственник, но и любое заинтересованное лицо.
Технические документы
Эти бумаги отражают различные технические характеристики объекта. К ним относятся:
технический план;
технический паспорт;
кадастровый паспорт.
Порядок восстановления технических документов
«Не так давно закончился период монополии государственных Бюро технической инвентаризации (БТИ), и теперь техническая документация (техпланы и техпаспорта) — это компетенция кадастровых инженеров. Собственник вправе обратиться к любому из них. При этом дата предыдущего оформления документов сейчас не имеет значения, и оплатить новые документы придется в любом случае», — комментирует юрист Максим Калинин.
Кроме того, с 2017 года кадастровые паспорта не выдаются. Это связано с тем, что сведения из кадастра недвижимости стали частью нового единого государственного реестра недвижимости и предоставляются теперь в виде выписок из ЕГРН.
Восстановление договора социального найма
Право пользования муниципальным жильем подтверждается договором соцнайма.
Один экземпляр документа хранится в архивах соответствующих органов (жилищные отделы, департаменты администрации), где вам могут подготовить дубликат.
Сколько времени займет восстановление документов на квартиру?
«Был случай, когда после пожара восстанавливали абсолютно все документы, в том числе паспорт гражданина РФ. Это обстоятельство значительно повлияло на сроки. Но в принципе процедура восстановления документов на квартиру в нынешних реалиях занимает 2–3 недели, в то время как еще 10 лет назад на это требовалось 3–6 месяцев», — комментирует риелтор Руслан Соешев.
Фото: pixabay.com