Из-за соседства с рекой и из-за динамичного силуэта пермяки нарекли его «домом-кораблем» или «домом-сыром», а сам архитектор — «луной». С одной стороны он имеет круглую стену, напоминающую стену Колизея, а с другой — обычный фасад.
Этот дом построен для сотрудников Пермского театра оперы и балета. Несмотря на сложность участка, рельефный склон, пережитые экономические кризисы и пятнадцать лет долгостроя, дом был возведен. «Дом-сыр» включен в маршрут экскурсии Remote Perm, организованной театром, и является завершающим пунктом маршрута. С крыши дома открывается круговая панорама города и вид на реку.
Архитектор Виктор Щипалкин, автор проекта, устроил 59.ru экскурсию по дому и рассказал историю его создания.
— В 1998 году в наше проектное бюро обратились представители Министерства культуры, — рассказывает 59.ru Виктор Щипалкин. — Перед нами поставили задачу построить общежитие для артистов театра оперы и балета и показали весьма специфичный участок для стройки. Он был небольшой, вытянутый и очень сложной формы. Границы участка были изрезаны, так как со всех сторон его окружали постройки. Со стороны двора находилось недействующее предприятие по розливу воды, у которого был собственник, а с другой стороны — здания складов железной дороги.
Виктор Щипалкин рассказывает: архитекторы должны были придумать такой дом, который бы буквально «втиснулся» в заданные параметры. Кроме того, его нужно было разместить на склоне. Перепад высот рельефа в этом месте — 6,5 метра. Но за работу взялись с удовольствием — чем сложнее задача, тем интереснее архитекторам.
Варианты подбирали полгода. Их было очень много: угловой дом, дом смягченной формы... Когда появился проект «Дом-луна», как назвали его проектировщики, все сразу поняли, что это именно то, что нужно. Проект учитывал все необходимое, в том числе минимальный размер площадки.
— Стоянку заложили в подземное пространство, — продолжает Виктор Щипалкин. — Заметьте, это был конец девяностых, и это был один из первых проектов Перми, в котором цоколь использовался под автомобили.
Изначально планировали всего семь этажей, но в процессе работы у заказчика появилась необходимость надстроить еще один этаж.
«Дом-сыр» также стал известен как один из пермских долгостроев. Начали его строить с 1999 года и закончили лишь в 2014 году. Стройка долгое время стояла из-за начавшегося кризиса, объясняет Виктор Щипалкин. Дом появился во многом благодаря усилиям Анатолия Пичкалева, который тогда был директором театра и поднял этот вопрос перед краевыми властями. А губернатор Олег Чиркунов и краевые власти поддержали проект.
Одна из сторон дома выходит на север. Здесь архитектор закруглил фасад так, чтобы площадь инсоляции была как можно больше. Это оригинальное решение позволяет солнцу попадать с запада и востока почти в каждое окно.
Одним из плюсов расположения дома является соседство с рекой. Почти изо всех окон открывается вид на Каму.
— Архитектура — это работа с пространством, — говорит архитектор. — Двух одинаковых участков, особенно в центре города, не бывает. Работать в городской среде очень сложно. Потому что сложилась инфраструктура, сложились кварталы.
Особенно сложно проектировать дома в историческом центре. Наличие исторических памятников усложняет введение новых элементов, поскольку нужно находить с ними диалог.
Автор проекта Виктор Щипалкин известен также по другим оригинальным проектам в Перми. Среди его работ — жилой комплекс «Паруса» на берегу Камы, бизнес-центр «Авангард», реконструкция кинотеатра «Кристалл» и многие другие.
Всего в квартирах дома пять тысяч квадратных метров, на восьми его этажах — 66 квартир. 31 из них занимают артисты Пермского театра оперы и балета на условиях театрального общежития. До переезда сюда приезжие артисты и сотрудники театра жили в историческом здании на Сибирской, 5. Дом известен как бывшие «Королевские номера», в которых в 1918 году жил, отбывая ссылку, Великий князь Михаил Романов. Об истории этого дома читайте подробный материал на сайте 59.ru.
Ранее мы писали о том, как преобразили Пермь в своих проектах молодые архитекторы, победившие в проекте «Школа молодых архитекторов» в июле 2018 года.