В двадцатые годы XX века эксперименты коснулись не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Внешний вид зданий стал меняться — архитекторы отказались от затейливых форм, колонн и виньеток и буквально «раздели» здания, вычленив главное — их форму, функциональность и конструкцию. Так появился конструктивизм. В сороковые он сменился пафосным сталинским ампиром — классические колоннады и рельефы с гербами вновь заняли свое место на фасадах. О конструктивизме вновь вспомнят, правда, уже во времена Никиты Сергеевича, и воплотят в типовых домах-хрущевках, зданиях обкомов и кинотеатров и назовут «модернизм». В основе — измененный, но все тот же конструктивизм.
Мы прогулялись по Перми и нашли немало классических примеров конструктивизма двадцатых и тридцатых годов. Зданий оказалось так много, что мы решили поделить эту историю на две части.
ОСА, Баухауз и Корбюзье
Исследователи относят появление конструктивизма к 1915 году, а его конец — в середине тридцатых годов. В Германии новым направлением занималась архитектурная школа Баухаус, в Голландии — объединение художников Де Стейл, а в Советском Союзе — ОСА (Объединение современных архитекторов). Характерные памятники конструктивизма в нашей стране — фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы и дома-коммуны.
Художники и архитекторы провозглашали отказ от старого. Искусство должно было служить производству, а производство — народу. На конструктивизм повлияли футуризм, супрематизм, кубизм и другие новаторские течения в изобразительном искусстве, но основой стало «производственное искусство». Одними из первых конструктивистов в СССР были братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. В эти же годы советские архитекторы увлеклись идеями Ле Корбюзье, который сам приезжал в СССР и сотрудничал с лидерами ОСА.
Принципы конструктивизма, по которым можно легко узнать этот стиль, просты, в основе — геометрические формы: куб, параллелепипед, цилиндр, шар, а также их монолитность и целостность, использование стекла и бетона, лаконичные цвета, и главное — выявление функциональной конструкции. Здания словно напоминают постройки из детского конструктора.
Узел связи речного пароходства
Улица 25 Октября, 2
Наверняка вы просто пробегаете мимо этого монолита и не замечаете его, и напрасно. Здание было построено в 1930 году, а не в семидесятые, как думают многие, для узла связи Камского речного пароходства, которое переехало в него из Дома Мешкова. Железобетонная постройка представляет собой классику конструктивизма — кубическая форма, лаконичная поверхность стен с четкими квадратами окон. Вытянутые балконы (их часто использовали в конструктивизме) придают зданию динамику. Угол выделен совмещающимися окнами. В девяностые годы ведомство покинуло здание, и сюда заселились банки. Постройка входит в пешеходный маршрут «Зеленая линия».
Дом чекистов
Улица Сибирская, 30
Здание построили в тридцатые годы на месте бывшей Сибирской заставы. Автор проекта — архитектор Николай Шварёв, который спроектировал здание школы № 9 на Компросе, а также В. Саламатов и А. Русаков. Дом образует в плане печатную букву «С». По одной из исторических версий, на бывшей улице Карла Маркса, ныне Сибирской, планировали построить целый чекистский городок. Его дома по форме должны были сложиться в слово «Сталин», но проект не удалось осуществить полностью.
Дом чекистов — не просто дом, а целый жилой комплекс, в котором, кроме квартир для сотрудников НКВД, располагались поликлиника ведомства, магазин и даже редкость для того времени — солярий. Банно-прачечный комбинат, библиотека и бильярдная располагались в круглом пристрое, но позже их заменили на коммунальные квартиры. Квартиры в доме давали представителям партийной элиты, руководителям крупных заводов и силовых ведомств.
Основные части здания пятиэтажные, но самая высокая из них состоит из семи этажей и возвышается над другими, играя роль башни. На ее крыше — металлическая винтовая лестница с флагштоком. Здание украшают угловые балконы, придающие архитектуре особую динамику. Изначально они были выкрашены в красный цвет. По замыслу архитекторов, они должны были напоминать развевающиеся знамена.
В доме был устроен один из первых в городе лифтов, двор украшала круглая клумба и росли плодоносящие яблони.
В 1960-е годы в круглой пристройке разместилось Пермское книжное издательство, где бывали Виктор Астафьев, Лев Давыдычев, Владимир Воробьев, Лев Кузьмин и Алексей Решетов.
Интересно, что дома чекистов в других городах похожи на пермское здание. Смотрите сами.
Жилой дом
Улица Ленина, 7а
Никогда не думали, что эта неприметная четырехэтажка построена аж в 1928 году? А это так. И он тоже построен в стиле конструктивизм. Его строгий облик украшен лишь скромным фризом на карнизе. Имя архитектора неизвестно. На первом этаже здания находится кафе «Кёльш».
Дом горсовета («пятиэтажка»)
Улица Екатерининская, 51
В Перми несколько домов горсовета. Один из них находится в самом центре Перми. Это было одно из первых пятиэтажных зданий, построенных в тридцатые годы, поэтому в народе оно получило название «пятиэтажка». 40-квартирный Дом горсовета на улице Большевистской (старое название улицы Екатерининской) был одним из первых газифицированных домов. Имеет статус регионального памятника.
В доме жил известный акушер-гинеколог, профессор медицины Павел Гузиков. За свою жизнь он спас жизнь сотням и принял роды у тысяч женщин. В шутку его называли «женский бог». В гостях у него — вот в этой самой «пятиэтажке» — бывал Вениамин Каверин, который некоторое время жил в Перми. Известно, что отношения профессора с супругой Варварой Бахталовской и двумя усыновленными им детьми отразились в романе «Два капитана».
Павел Гузиков также стал прототипом героя романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», которая дружит с его дочерью. Писательница изменила только фамилию героя, а имя и отчество оставила те же — Павел Алексеевич.
Гостиница «Центральная»
Улица Сибирская, 9
Еще один дом, интересный не только архитектурой, но и историей. Гостиницу построили в 1930–1933 годах по проекту пермского архитектора Федора Морогова. Кстати, этот архитектор перепроектировал в советские годы под магазин «Мелодия» бывшее здание купца Базанова на углу Ленина и Карла Маркса (ныне Сибирская) напротив центрального Гастронома.
Здание гостиницы выполнено в форме конструктивизма и было самым высоким в городе. Название «семиэтажка» надолго сохранилось за ним и до сих пор используется.
Простые и четкие фасады украшены срезанным углом, который выделен еще и по высоте.
Изначально здание проектировалось как «идеальное общежитие» и в народе называлось «дом одиночек». Но так как в городе практически негде было остановиться приезжим, здание стали использовать как гостиницу.
Во время войны здесь жили эвакуированные в Пермь артисты и деятели культуры: балерины Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская и гипнотизер Вольф Мессинг. Композитор Арам Хачатурян написал здесь свой знаменитый «Танец с саблями», а Сергей Прокофьев сочинил партитуру к балету «Золушка» (6+). Прозаик и поэт Юрий Тынянов дописывал здесь свой последний рассказ «Гражданин Очер», а писатель Вениамин Каверин нашел здесь эвакуированных в Пермь жену и дочку, которых потерял в годы войны. В этой гостинице в годы войны он стал жить и сам, создал главы романа «Два капитана», в котором описал Пермь как похожий на город Энск. Сейчас в здании находятся отель и несколько организаций.
Бизнес-центр (Проектно-технологический институт экологии ТЭК)
Улица Островского, 60
Здание построено в середине тридцатых годов и имеет статус памятника градостроительства и архитектуры. Здание асимметричное, в нем объединены четкие геометрические объемы. Угол здания скруглен, а вход оформлен цилиндрической башней с балконом. Большие окна имеют витражное остекление.
Изначально здесь располагался коммунально-строительный техникум, в начале войны помещение передали военному ведомству, а позже организовали военный госпиталь. После войны здесь опять открыли техникум. Спустя годы сюда въехал Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны окружающей природной среды в угольной промышленности.
Сейчас здесь располагается межотраслевой Научно-исследовательский и проектно-технологический институт экологии топливно-энергетического комплекса, управление по вопросам миграции и другие организации.
ГДКБ имени Пичугина
Улица Тимирязева, 57
Больница была построена в семидесятые годы, но является примером применения отчетливых черт конструктивизма в более поздней пермской архитектуре. В советские годы здесь была ведомственная больница, сейчас располагается один из филиалов детской больницы имени Пичугина.
Городская клиническая больница № 7
Улица Героев Хасана, 24
Лишь одна из частей этого монументального и вытянутого вдоль квартала здания была построена в 1930-е годы, остальная часть, напоминающая корабль, пристроена в поздние советские годы. Архитекторы «подстроились» под старое здание и создали рядом здание в духе конструктивизма, «подыграв» его исторической части. Четкие геометрические формы, вертикали подъездов и длинные горизонтальные балконы, выступающие округлые части и скругленный угол — в здании очевидны все черты конструктивизма.
Мы продолжим прогулки по Перми в поисках других образцов конструктивизма и расскажем о них в следующей публикации.
Ранее мы рассказывали о башенках на старых зданиях Компроса, Мотовилихи и других районов Перми. Также мы знакомили читателей с тем, как выглядели пермские дома и улицы в старом советском кинематографе.