Недвижимость История Перми обзор «Казус Кукоцкого», кубики и железобетон: история пермского конструктивизма

«Казус Кукоцкого», кубики и железобетон: история пермского конструктивизма

Мы нашли в Перми немало интересных построек двадцатых и тридцатых годов

В Перми немало классических образцов конструктивизма. Например, этот дом — на улице 25 Октября. Он был построен еще в двадцатые годы, а выглядит как новенький

В двадцатые годы XX века эксперименты коснулись не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Внешний вид зданий стал меняться — архитекторы отказались от затейливых форм, колонн и виньеток и буквально «раздели» здания, вычленив главное — их форму, функциональность и конструкцию. Так появился конструктивизм. В сороковые он сменился пафосным сталинским ампиром — классические колоннады и рельефы с гербами вновь заняли свое место на фасадах. О конструктивизме вновь вспомнят, правда, уже во времена Никиты Сергеевича, и воплотят в типовых домах-хрущевках, зданиях обкомов и кинотеатров и назовут «модернизм». В основе — измененный, но все тот же конструктивизм.

Мы прогулялись по Перми и нашли немало классических примеров конструктивизма двадцатых и тридцатых годов. Зданий оказалось так много, что мы решили поделить эту историю на две части.

ОСА, Баухауз и Корбюзье


Исследователи относят появление конструктивизма к 1915 году, а его конец — в середине тридцатых годов. В Германии новым направлением занималась архитектурная школа Баухаус, в Голландии — объединение художников Де Стейл, а в Советском Союзе — ОСА (Объединение современных архитекторов). Характерные памятники конструктивизма в нашей стране — фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы и дома-коммуны.

Одно из первых зданий конструтивизма в нашей стране — ДК ЗИЛ, разработан братьями Весниными и был построен в Москве. Пермские постройки тоже на него похожи

Художники и архитекторы провозглашали отказ от старого. Искусство должно было служить производству, а производство — народу. На конструктивизм повлияли футуризм, супрематизм, кубизм и другие новаторские течения в изобразительном искусстве, но основой стало «производственное искусство». Одними из первых конструктивистов в СССР были братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. В эти же годы советские архитекторы увлеклись идеями Ле Корбюзье, который сам приезжал в СССР и сотрудничал с лидерами ОСА.

Интерьер ДК ЗИЛ. И у нас, в Перми, такие есть

Принципы конструктивизма, по которым можно легко узнать этот стиль, просты, в основе — геометрические формы: куб, параллелепипед, цилиндр, шар, а также их монолитность и целостность, использование стекла и бетона, лаконичные цвета, и главное — выявление функциональной конструкции. Здания словно напоминают постройки из детского конструктора.

Узел связи речного пароходства


Улица 25 Октября, 2

Наверняка вы просто пробегаете мимо этого монолита и не замечаете его, и напрасно. Здание было построено в 1930 году, а не в семидесятые, как думают многие, для узла связи Камского речного пароходства, которое переехало в него из Дома Мешкова. Железобетонная постройка представляет собой классику конструктивизма — кубическая форма, лаконичная поверхность стен с четкими квадратами окон. Вытянутые балконы (их часто использовали в конструктивизме) придают зданию динамику. Угол выделен совмещающимися окнами. В девяностые годы ведомство покинуло здание, и сюда заселились банки. Постройка входит в пешеходный маршрут «Зеленая линия».

Дом построен на горе, но архитекторы смогли справиться со сложной задачей, использовав при постройке железобетон
Эта стена идеальна
Окна на фасадах большие

Дом чекистов


Улица Сибирская, 30

Здание построили в тридцатые годы на месте бывшей Сибирской заставы. Автор проекта — архитектор Николай Шварёв, который спроектировал здание школы № 9 на Компросе, а также В. Саламатов и А. Русаков. Дом образует в плане печатную букву «С». По одной из исторических версий, на бывшей улице Карла Маркса, ныне Сибирской, планировали построить целый чекистский городок. Его дома по форме должны были сложиться в слово «Сталин», но проект не удалось осуществить полностью.

Вид дома с угла

Дом чекистов — не просто дом, а целый жилой комплекс, в котором, кроме квартир для сотрудников НКВД, располагались поликлиника ведомства, магазин и даже редкость для того времени — солярий. Банно-прачечный комбинат, библиотека и бильярдная располагались в круглом пристрое, но позже их заменили на коммунальные квартиры. Квартиры в доме давали представителям партийной элиты, руководителям крупных заводов и силовых ведомств.

Окна подъезда

Основные части здания пятиэтажные, но самая высокая из них состоит из семи этажей и возвышается над другими, играя роль башни. На ее крыше — металлическая винтовая лестница с флагштоком. Здание украшают угловые балконы, придающие архитектуре особую динамику. Изначально они были выкрашены в красный цвет. По замыслу архитекторов, они должны были напоминать развевающиеся знамена.

Балконы когда-то были выкрашены в красный цвет и напоминали флаги

В доме был устроен один из первых в городе лифтов, двор украшала круглая клумба и росли плодоносящие яблони.

Пристрой во дворе дома
В издательстве работали многие известные писатели

В 1960-е годы в круглой пристройке разместилось Пермское книжное издательство, где бывали Виктор Астафьев, Лев Давыдычев, Владимир Воробьев, Лев Кузьмин и Алексей Решетов.

Во дворе дома. Любимый прием конструктивизма — вертикальные полосы, которыми здесь выделены окна подъезда

Интересно, что дома чекистов в других городах похожи на пермское здание. Смотрите сами.

Дом чекиста в Нижнем Новгороде тоже имеет круглый пристрой

Жилой дом


Улица Ленина, 7а

Никогда не думали, что эта неприметная четырехэтажка построена аж в 1928 году? А это так. И он тоже построен в стиле конструктивизм. Его строгий облик украшен лишь скромным фризом на карнизе. Имя архитектора неизвестно. На первом этаже здания находится кафе «Кёльш».

Один из первых жилых домов, построенных в Перми
И здесь центр выделен вертикальным выносом
Во дворе идет ремонт, и вид фасадов пока не очень привлекательный

Дом горсовета («пятиэтажка»)


Улица Екатерининская, 51

В Перми несколько домов горсовета. Один из них находится в самом центре Перми. Это было одно из первых пятиэтажных зданий, построенных в тридцатые годы, поэтому в народе оно получило название «пятиэтажка». 40-квартирный Дом горсовета на улице Большевистской (старое название улицы Екатерининской) был одним из первых газифицированных домов. Имеет статус регионального памятника.

В это доме бывал Венимамин Каверин

В доме жил известный акушер-гинеколог, профессор медицины Павел Гузиков. За свою жизнь он спас жизнь сотням и принял роды у тысяч женщин. В шутку его называли «женский бог». В гостях у него — вот в этой самой «пятиэтажке» — бывал Вениамин Каверин, который некоторое время жил в Перми. Известно, что отношения профессора с супругой Варварой Бахталовской и двумя усыновленными им детьми отразились в романе «Два капитана».

Наверху угловой башни есть надпись «Дом горсовета», но буква «Г» отвалилась. Теперь это «Дом орсовета»

Павел Гузиков также стал прототипом героя романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», которая дружит с его дочерью. Писательница изменила только фамилию героя, а имя и отчество оставила те же — Павел Алексеевич.

На боковых фасадах — уже знакомые вертикальные выносы и четкие прямоугольники окон

Гостиница «Центральная»


Улица Сибирская, 9

Еще один дом, интересный не только архитектурой, но и историей. Гостиницу построили в 1930–1933 годах по проекту пермского архитектора Федора Морогова. Кстати, этот архитектор перепроектировал в советские годы под магазин «Мелодия» бывшее здание купца Базанова на углу Ленина и Карла Маркса (ныне Сибирская) напротив центрального Гастронома.

Пермская «семиэтажка» — одно из известных зданий в Перми

Здание гостиницы выполнено в форме конструктивизма и было самым высоким в городе. Название «семиэтажка» надолго сохранилось за ним и до сих пор используется.

Простые и четкие фасады украшены срезанным углом, который выделен еще и по высоте.

Изначально здание проектировалось как «идеальное общежитие» и в народе называлось «дом одиночек». Но так как в городе практически негде было остановиться приезжим, здание стали использовать как гостиницу.

Памятная доска на фасаде

Во время войны здесь жили эвакуированные в Пермь артисты и деятели культуры: балерины Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская и гипнотизер Вольф Мессинг. Композитор Арам Хачатурян написал здесь свой знаменитый «Танец с саблями», а Сергей Прокофьев сочинил партитуру к балету «Золушка» (6+). Прозаик и поэт Юрий Тынянов дописывал здесь свой последний рассказ «Гражданин Очер», а писатель Вениамин Каверин нашел здесь эвакуированных в Пермь жену и дочку, которых потерял в годы войны. В этой гостинице в годы войны он стал жить и сам, создал главы романа «Два капитана», в котором описал Пермь как похожий на город Энск. Сейчас в здании находятся отель и несколько организаций.

Бизнес-центр (Проектно-технологический институт экологии ТЭК)


Улица Островского, 60

Здание построено в середине тридцатых годов и имеет статус памятника градостроительства и архитектуры. Здание асимметричное, в нем объединены четкие геометрические объемы. Угол здания скруглен, а вход оформлен цилиндрической башней с балконом. Большие окна имеют витражное остекление.

Из стены выступает полуцилиндрический объем, в котором расположен вход в здание

Изначально здесь располагался коммунально-строительный техникум, в начале войны помещение передали военному ведомству, а позже организовали военный госпиталь. После войны здесь опять открыли техникум. Спустя годы сюда въехал Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны окружающей природной среды в угольной промышленности.

Над входом — большой балкон

Сейчас здесь располагается межотраслевой Научно-исследовательский и проектно-технологический институт экологии топливно-энергетического комплекса, управление по вопросам миграции и другие организации.

Фасады здания — разноэтажные

ГДКБ имени Пичугина


Улица Тимирязева, 57

Больница была построена в семидесятые годы, но является примером применения отчетливых черт конструктивизма в более поздней пермской архитектуре. В советские годы здесь была ведомственная больница, сейчас располагается один из филиалов детской больницы имени Пичугина.

Один из филиалов больницы Пигучина построен в поздние советские годы, но постройка унаследовала принципы все того же конструктивистского стиля
Еще одна башенка
Горизонтальные полосы на фасадах похожи на балконы старых зданий

Городская клиническая больница № 7


Улица Героев Хасана, 24

Лишь одна из частей этого монументального и вытянутого вдоль квартала здания была построена в 1930-е годы, остальная часть, напоминающая корабль, пристроена в поздние советские годы. Архитекторы «подстроились» под старое здание и создали рядом здание в духе конструктивизма, «подыграв» его исторической части. Четкие геометрические формы, вертикали подъездов и длинные горизонтальные балконы, выступающие округлые части и скругленный угол — в здании очевидны все черты конструктивизма.

Эта больничная постройка позднего времени также имитирует геометризм советской архитектуры
Старый фрагмент здания

Мы продолжим прогулки по Перми в поисках других образцов конструктивизма и расскажем о них в следующей публикации.

Ранее мы рассказывали о башенках на старых зданиях Компроса, Мотовилихи и других районов Перми. Также мы знакомили читателей с тем, как выглядели пермские дома и улицы в старом советском кинематографе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем