RU59
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Перми

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

2 м/c,

южн.

756мм 57%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Недвижимость Суд требует снести дачи из-за угрозы взрыва

Суд требует снести дачи из-за угрозы взрыва

Снести 120 дачных домов в пригороде Перми придется собственникам, если на их сторону не встанет Верховный суд РФ. Дачники уже проиграли дело на краевом уровне. Проблема в том, что в опасной близости от построек проходит магистральный газопровод. Но трубы и дачи находятся по соседству еще с советского времени. В ситуации разбирался корреспондент Dom.59.ru.

ООО «Газпром трансгаз Чайковский», в аренде у которого находится магистральный трубопровод «Нижняя Тура – Пермь-1, 2, 3» (собственник ОАО «Газпром»), обратился в суд с требованием снести домики в части садовых участков СНТ «Ерепеты». Причина – они находятся в опасной зоне. Сейчас в охранную зону, которая по СниПам составляет 350 метров, попадает 120 домов СНТ «Ерепеты». Пока арендаторы трубы подали иски на три участка, но суды на краевом уровне уже проиграны. Люди подают апелляции в Верховный суд РФ. Собственники понимают, что на основе сложившейся практики у садовых домиков не будет шанса избежать сноса. Еще одна проблема – снос предполагается за средства собственников без выплаты какой либо компенсации.

Из документов суда картина складывается следующая. Магистральные газопроводы «Нижняя Тура – Пермь-1, 2, 3» были построены в Пермском районе в 1967–1979 годах.

1 декабря 1987 года по решению Пермского областного совета народных депутатов птицефабрике «Сылвинская» рядом с газопроводом отводится земельный участок под коллективный сад. Тогда же был сформирован план застройки участков домиками. В 1989 году было создано садоводческое товарищество «Ерепеты». При этом участки позже были зарегистрированы в собственность без ограничений, а следовательно, люди не знали о том, что не имеют права что-либо здесь строить.

«В 2009 году пришло письмо, о том, что мы находимся в зоне минимальных расстояний от газопровода, – рассказывает хозяйка одной из дач в СНТ «Ерепеты» Наталья Медведева. – Расстояние у нас составляет менее 350 метров. До 2009 года о наличии рядом газопровода нас никто не извещал: на «Газпром», ни администрация, ни правопреемники нас не уведомляли. В 2009 году «Газпром» подал иски на земельные участки, но суд вынес решения в пользу собственников. Дома не были снесены, собственники остались на участках. В 2014 году по нашему участку вновь пришел иск. Но в Пермском районном суде мы выиграли, а краевой суд отменил это решение и обязал снести строения за наш счет, за счет собственников. И без каких либо компенсаций. И при этом земля у нас остается в собственности. Позиция такова, что мы можем использовать землю, но никаких строений на ней быть не должно. Максимум сарай под хозяйственный инвентарь. Получается, что в случае взрыва газопровода в домах умирать нам нельзя, а на земле, в палатке, сажая овощи, – можно?».

Смущает то, что дачи были построены, как говорится, не вчера. Да и газопровод появился очень давно. Что же изменилось? «Как мы понимаем, был ремонт или реконструкция газопровода в 2011–2012 годах. Диаметр трубы изменился, следовательно, изменились и требования к удаленности строений. Рядом с садоводческим товариществом проходят сразу три трубы магистрального газопровода. Между ними расстояние 10–15 метров. Трубы находятся в земле, поэтому люди и не знали об опасном соседстве. В 2009 году даже табличек не было, стоял маленький знак «25 метров не копать». А сейчас везде стоят таблички», – говорит Наталья Медведева. Возможно, именно факт замены труб и поможет отстоять домики.

Собственница другой дачи в СНТ «Ерепеты» Нина Романова рассказала, что ее домик стоял еще в 1991 году. До первых исков о газопроводе никто и не слышал. «В 1991 году весной муж решил нам сюрприз устроить, посадил нас с детьми в старенький «Москвич» и мы поехали, – отмечает Нина Романова. – Куда-то едем, везде сугробы. А муж говорит: «Я купил тебе дачу, смотри». Я смотрю: такие дома красивые, думаю – этот наш или этот? Вышли из машины, подошли, а наш – домик маленький стоит. Подходим к домику – крыша есть, окна есть, дверей нет. Подарок такой был. Но в те времена участок и дача стоили 12 тысяч рублей. По тем ценам – это как новые «Жигули». С тех пор мы дачу обустраивали: обои клеили, вагонкой обшили. Домик двухэтажный. Первый этаж из гипсоблока, а второй – деревянный. Потолок высокий, ребятам нашим очень нравится. На речку раньше ходили купаться. У нас домик у самого леса. Теплицы, цветочки, раньше картофель садили – снимали по 80 мешков. Угощали всех. Сейчас меньше садим, конечно. Я огородом занималась, муж – рыбалкой, лещей огромных ловил... вся молодость там прошла».

О том, что что-то неладно, Нина Романова узнала случайно. «В апреле 2009 года у меня еще не было забора у домика, решили построить. Соседей тогда попросила помочь. Закупила пиломатериалы. Соседи звонят и рассказывают: они забор ставили, и к ним подошли мужчины и сказали: «Что вы строите, скоро вас всех здесь снесут бульдозером». Мы поняли, что что-то не так. В том же 2009 году соседям пришло письмо, что нужно снести дом. Мы пригласили с «Газпрома» юриста. Он приехал с охраной вооруженной до зубов. Мы предложили ему: раз тут опасная зона, то пусть выделят нам другую землю, соразмерную компенсацию за домики дадут. Юрист сказал: «Хорошо, мы порешаем». Разошлись. А потом начались суды – семь штук было. Один из соседей не был собственником – у него земля в аренде была, шикарный дом. Так его попросили съехать. Он все перевез в деревню. Еще одна соседка не стала судиться: она там ничего не садила и ей участок был не нужен. Остальные все выиграли суды».

Дачники рассказывают, что никто не знает, сколько до трубы реально метров. Не знают точно, где магистраль находится. «Нам сказали, что 124 метра до моего дома, – поясняет Нина Романова. – Сами мы не мерили. Но где сейчас раскопали все и знаки поставили, что проходит газопровод, раньше была дорога, спуск с трассы. Мы по ней всю жизнь ездили. Трактора там ходили. Получается, что по трубе и ездили. Есть у нас нефтепровод – о нем все знают. Он выше проходит. Там стоит знак «Нефтепровод».

Новые иски посыпались на владельцев дач в 2014 году. «Мне из суда пришла повестка 30 октября 2014 года. В день рождения, праздник мне устроили. Судья удовлетворила иск «Газпрома». Мы написали апелляцию. Суд будет в марте. Нам оставляют участок, но дом мы должны снести. Как это? Я должна 45 км каждый день туда ездить? Дачу жалко, меня она устраивает. Даже если решат взамен дать другую землю, поднимать что-то по новой тяжело будет. Даже если деньги заплатят – не осилить новую дачу», – делится Нина Романова.

Наталья Медведева рада бы и другую землю получить, но пока ее семья пытается отстоять старую дачу. «В случае, если нам не удастся отстоять позицию в Верховном суде, мы хотели бы получить компенсацию за строения и участок в безопасной зоне. Пусть это будет даже не в СНТ «Ерепеты». Мы сами понимаем, что находиться рядом с трубой опасно».

Но вряд ли собственники и арендаторы газопровода пойдут на выплату какой-либо компенсации. Приблизительная стоимость земли и построек у тех, кто попал в «зону риска», варьируется от 800 тысяч до двух–трех миллионов рублей. А если учесть, что всего участков 120, – деньги выходят не малые.

Ирина Шатрова
Фото: Фото предоставлены Ниной РОМАНОВОЙ и Натальей МЕДВЕДЕВОЙ, видео Андрея БЕЛОУСОВА, монтаж Павла ГРИНКЕВИЧА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем