Недвижимость Убирают окна, откручивают сайдинг: смотрим, как в Березниках сносят 58 домов за 1,4 миллиарда рублей

Убирают окна, откручивают сайдинг: смотрим, как в Березниках сносят 58 домов за 1,4 миллиарда рублей

Микрорайон Усольский-2 строили для переселения из зоны провалов, но он оказался опасен для жизни

В микрорайоне Усольский-2 89 формальдегидных домов

Если не считать газонов, заросших травой высотой по пояс, здесь довольно уютно: красивые двухэтажные домики, просторные дворы, где могут гулять дети и оставаться на ночь машины. Но таким микрорайон Усольский-2 в Березниках останется ненадолго. Да и не был никогда на самом деле — дома, построенные для переселенцев, оказались непригодны для жизни из-за плохих стройматериалов, выделявших формальдегид. Сейчас их сносят. Мы побывали в микрорайоне, стоять которому осталось считаные недели.

58 из них — желтые и бежевые — сейчас сносят
Синие пока останутся стоять
В них пока будут жить рабочие, которые сносят остальные здания

Микрорайон Усольский-2 пустовал с 2013 года — тогда его покинули последние жители. Разбирать дома начали 24 июля 2018 года. По словам жителей соседних с Усольским-2 многоэтажек, в первый день на площадку приехал экскаватор и своим ковшом разломал одну из построек. Перед этим из дома ничего не вынесли, не сняли окна и двери. Разрушили целиком. Теперь на этом месте только груда обломков.

Крупной техники на площадке нет
Экскаватор тут был днем раньше и разрушил один из домов. Сейчас вместо него груда мусора
Сегодня в микрорайоне есть самосвалы, они вывозят асфальт, который убрали с дорог

25 июля корреспондентам 59.ru не удалось увидеть в Усольском-2 тяжелую технику. Не нашли мы и представителя компании, ответственной за снос. Периодически на улице появлялись люди в куртках с надписью «Охрана», но они не проявляли интереса к посетителям. Ходить по микрорайону и фотографировать его можно было беспрепятственно. Люди без специальной формы, скручивавшие сайдинг со зданий, грузившие в машины окна, сантехнику, двери, кухонные плиты и материалы кровли, охранников тоже не интересовали.

В Усольском-2 есть люди. Они приехали, чтобы забрать пригодные для повторного использования стройматериалы, и стараются не попадаться на глаза журналистам
Вдоль центральной дороги — множество машин, большинство приехали за стройматериалами

— Вы здесь работаете, дома сносите? — спросили мы у компании мужчин, выносящих из дома стройматериалы.

— Нет, мы тут сами по себе. Не снимайте нас, — ответили они и снова скрылись в здании.

Общаться не согласились и те, кто работал в других домах.

Самым большим спросом пользуются окна — многие дома уже стоят без них
Правда, не всегда вынуть их получается аккуратно — время от времени попадаются разбитые стеклопакеты

Зато мы смогли зайти внутрь жилья, предназначавшегося для переселенцев. Начали с желтых домиков с бордовой крышей. Ни в одной квартире мы не увидели мебели — только голые стены. Где-то отделка сохранилась почти полностью, а где-то все ценное, вроде окон и сантехники, уже скручено. Кое-где — не очень удачно. Это видно по осколкам стекла и санфаянса на полу.

С этого дома уже сняли все полезное: окна, двери, сантехнику, сайдинг, кровлю
А этот пока почти не тронут

Через дорогу от желтых домов — бежевые. Они тоже частично разобраны, но остовы пока стоят. В этой части микрорайона мы нашли работников компании, ответственной за снос, — они убирали с земли асфальт и грузили его в самосвалы. Говорить с журналистами рабочие постеснялись.

Кстати, дома с синими крышами сносить пока не будут. В них сейчас живут те, кто занимается демонтажем остальных строений.

Подъезды зданий часто разрисованы
Иногда в них валяется утеплитель и прочий хлам

Разговорчивей оказались жители соседнего многоэтажного микрорайона Любимов, который стали строить после того, как Усольский-2 признали непригодным к проживанию.

— Мы рады, что формальдегидные дома сносят. Они нам не мешали, бомжи и шумные компании в них не собирались, но все равно соседство было неприятным. Знаете, когда идешь по улице, а вокруг все дома нежилые, становится не по себе. Будто идешь по кладбищу. Ощущение, будто что-то случилось, остался мертвый город, — делится с корреспондентом 59.ru семейная пара Андрей Георгиевич и Анна Валерьевна. — Если на месте домов не останется руин, а построят нормальный город, мы будем рады. О деньгах, которые были потрачены на Усольский-2, мы не думаем. Стараемся радоваться тому, что имеем. Нам здесь дали хорошую квартиру, нам нравится. Магазины есть, детская площадка лучше, чем многие в центре.

Дома под снос находятся совсем рядом с новым микрорайоном Любимов
Жильцы Любимова признались, что заброшенные формальдегидные дома производят на них неприятное впечатление — эти пустые кварталы похожи на вымерший город

Арсений, который тоже живет в Любимове, успел побыть жильцом Усольского-2.

— Я жил в формальдегидном доме больше двух лет. Здоровье немного ухудшилось, но я не могу утверждать, что это произошло из-за вредного газа. Возможно, зрение село из-за того, что много сижу за компьютером, а проблемы с желудком были из-за того, что неправильно питался, — говорит Арсений. — Конечно, жалко, что такие деньги выброшены на эти дома. Они изначально были некачественные. Стены были тонкие, на них нельзя было повесить шкафчик, звукоизоляции никакой, слышно, что происходит в соседней квартире. Дома сдали с недостатками: крыша постоянно текла, появлялась плесень, проседали потолки. Хотя визуально, конечно, красиво, сделано все по европейскому стандарту.

На строительство формальдегидных домов потратили 1 миллиард 370 миллионов, но люди стараются не думать об этом факте
Говорят, дома в Усольском-2 построили некачественно: слышимость большая, шкафчики на стены не повесить, крыша текла

По словам Арсения, жильцы Усольского-2 очень болезненно отреагировали на новость о превышении формальдегида в воздухе.

— Люди были возмущены. Не все хотели переезжать в маневренный фонд. Кто-то настаивал на том, чтобы дома доводили до ума, кто-то хотел получить денежную компенсацию, — вспоминает молодой человек. — Кстати, не все дома были заселены. Бежевые так и стояли пустые вплоть до сноса. Я не против, чтобы их убрали, но хочу, чтобы рабочие не оставили после себя груды мусора.

В зарослях Усольского-2 можно найти детские площадки

Нина Герасимовна, еще одна жительница Любимова, тоже не против сноса домов.

— Пускай убирают, они же формальдегидные. Возмущаться или нет тем, что на них деньги потрачены, я не знаю. Непонятно ведь, кто виноват. Рабочие, конечно, мешают, шумят, но куда деваться, — разводит руками Нина Герасимовна. — Я тут год живу, и мне пока ничего не нравится. Не привыкла. Неудобно, что аптеки тут нет, терапевт редко принимает.

В микрорайоне есть охрана, но приехать туда может любой — никого не останавливают

Усольский-2 появился на противоположном от основных районов Березников берегу Камы после того, как в один из рудников по добыче калийной соли, расположенный в черте города, в больших количествах начал поступать рассол. Остановить течь не удалось, поэтому шахту затопили. Вскоре после этого в соседних микрорайонах начал проседать и проваливаться грунт. Часть домов признали аварийными и решили построить для людей новое жилье. Решение об этом принимали на самом высоком уровне — в федеральном правительстве.

Первые дома, построенные по каркасной технологии в Усольском-2, были готовы в конце 2007 года. В итоге построили 89 домов, часть успели заселить. Общая стоимость строительства составила 1 миллиард 370 миллионов рублей. А в 2011 году Роспотребнадзор выяснил, что концентрация формальдегида в домах превышена в десятки раз. Газ выделяли стройматериалы: цементно-стружечные плиты, из которых сделали стены, а также утеплители. По мнению медиков, продолжать жить в таких домах было опасно. Поэтому людей вновь переселили — жилье для них нашли в маневренном фонде города. Последние жильцы покинули формальдегидные новостройки в 2013 году.

С тех пор весь проблемный микрорайон пустовал. В январе 2017 года краевые власти приняли решение снести большую часть формальдегидных домов — 58 штук. Компания, которая проводит работы, ничего не получит из бюджета. По условиям контракта, платой за разборку домов и рекультивацию земли (снятие слоя асфальта) будут материалы домов, которые можно продать.

За строительство непригодных для жилья домов никого не наказали. Уголовные дела на чиновников краевой и городской администраций закрыли из-за истечения сроков давности. На месте зданий, выделяющих формальдегид, планируют построить новые дома.

Подписывайтесь на наш Twitter и читайте главные новости Перми.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter