«ачем человеку нужен мозг? ѕочему умение забывать — благо, а помнить всЄ — скорее отклонение от нормы — рассказывает профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета ѕ√Ќ»”, по совместительству профессор отдела нейробиологии института имени ¬ейцмана в »зраиле Ёдуард  оркотиан.

ѕрофессор преподаЄт в двух университетах — в ѕерми и в »зраиле
ѕрофессор преподаЄт в двух университетах — в ѕерми и в »зраиле

ћиф № 1. „еловек может вспомнить событи€ детства, младенчества, рождени€ и даже реинкарнаций, а также то, чего в его жизни не было

— ѕо поводу реинкарнаций ничего сказать не могу. ¬ообще, нет смысла спрашивать мен€ про эзотерику, магию и прочее волшебство. я искренне призываю читателей жить в современном мире — в мире космических технологий, робототехники, искусственного интеллекта, а если говорить о мозге, то в мире вирусной трансформации, оптогенетики, электронных интерфейсов, а не первобытных сказок. ¬ современной науке тоже есть свои мифы, но совершенно другого уровн€.

Ќасчет воспоминаний детства: € не знаю, что именно хранитс€ в мозгу отдельного человека, и с какого возраста он себ€ помнит. ѕолагаю, что это индивидуально. Ќо точно установлено, что мозг — это не диктофон и не видеорегистратор. ќн весьма дорогосто€щее в эволюционном смысле приобретение. ћозг давал нашим предкам определенные преимущества в борьбе за выживание, но был очень энергоемок. ≈го не так-то просто прокормить. ѕримерно подсчитано, что мозг человека потребл€ет до п€той части всей поступающей в организм энергии. »з этого со всей однозначностью следует, что организм не будет тратить драгоценных ресурсов на запоминание лишней или бесполезной информации.

” каждого человека возраст, с которого он себ€ помнит — индивидуален
” каждого человека возраст, с которого он себ€ помнит — индивидуален

ѕредставьте, что вы собираетесь в поход и положили в рюкзак запас провизии, которую потащите на себе. ¬ы, кр€хт€, надеваете этот т€желый рюкзак и вдруг замечаете старые гантели, которые годами пыл€тс€ под кроватью. «ј возьму-ка € и гантели, вдруг в походе пригод€тс€», — рассуждаете вы.  ак вам такой сценарий? ћне — как-то не очень.

ћиф № 2. ѕам€ть передаЄтс€ по наследству

— Ёто ерунда. ѕам€ть по наследству не передаетс€. ƒавайте подумаем вместе: дл€ чего когда-то по€вилс€ мозг, не у человека, разумеетс€, а у наших далеких предков, например у моллюсков или насекомых? ѕростой ответ «чтобы управл€ть телом» мен€ не удовлетворит. ƒл€ управлени€ телом не нужен мозг, достаточно небольшого числа нейронов, которые двигают мышцами. ¬ мозгу клеток €вно больше. ќтвет «мозг нужен, чтобы сохран€ть информацию» мен€ тоже не устроит. ” нас уже есть хранилище информации: наследственный или генетический аппарат.

ћозг учитывает и записывает личный, прижизненный опыт, обучаетс€, приобретает полезные навыки. ≈стественно, опыт этот никак не затрагивает генов, которые остаютс€ неизменными на прот€жении всей жизни. ѕоэтому €сно, что пам€ть ни при каких обсто€тельствах не может передаватьс€ по наследству. ѕолучаетс€, что прижизненный опыт человека умирает вместе с ним? ¬ общем — да, но не все так грустно. „еловек — социальное существо. ј раз так, то знани€, умени€ и опыт, накопленные при жизни, все-таки передаютс€ потомкам, но только не биологическим путем, а благодар€ книгам, фильмам, звукозапис€м, посредством демонстрации и примера.

ќдин из способов передать другим поколени€м накопленный опыт — книги
ќдин из способов передать другим поколени€м накопленный опыт — книги

ћиф № 3. — помощью гипноза можно достать из подсознательной пам€ти всЄ что угодно

— √ипноз — не магическа€ процедура, а форма самовнушени€, в которой гипнотизер лишь помогает «пациенту» погрузитьс€ в свой внутренний мир. ѕсихологам хорошо известно, что некоторые воспоминани€, особенно болезненные, т€желые, вытесн€ютс€ из области сознани€ в так называемое «подсознание», хот€ этот термин трудно назвать вполне научным. ¬ытесненные воспоминани€ т€жело или невозможно вспомнить на€ву. ќни часто всплывают во сне, но мы не запоминаем большую часть своих снов. ќднако некотора€ «затуманенность» мысли, ослабление сознательного контрол€ во врем€ сеанса гипноза помогает не столько вспомнить, сколько €сно осознать то, что неуловимой тенью скользило внутри нас. Ќо повторю еще раз: невозможно вспомнить то, что забыто, или то, чего нет.

ћиф № 4. Ќаша пам€ть бесконечна

— Ќет. ѕам€ть требует материальных и энергетических ресурсов. ќна дорого обходитс€. ” мозга не может быть мощности «на вс€кий случай, про запас». Ћишнего наш организм не хранит.   мозгу это тоже относитс€. Ќеумение забывать €вл€етс€ патологией, а не нормой.

ћиф № 5. ¬оспоминани€ человека неизменны и достоверны

— Ќаверное, каждый испытал на себе ситуацию, когда его подводила пам€ть. »ногда она не просто тер€ет важные сведени€, а подкидывает нам совершенно недостоверные, фальшивые знани€. ¬ одних случа€х, как например, с вытесненными воспоминани€ми, когда мы ошибочно уверены в чем-то — этот механизм преследует защитные цели, избавл€ет нас от моральных страданий. ¬ других же случа€х перед нами простые сбои в работе. —бои бывают повсюду: иногда мы можем поскользнутс€ и упасть или больно прикусить €зык, иногда тер€ем сообразительность. ѕам€ть тоже часто «ломаетс€».

ѕам€ть иногда подводит — и это нормально
ѕам€ть иногда подводит — и это нормально

ћиф № 6. Ќекоторые люди обладают фотографической пам€тью, котора€ фиксирует событи€ до мельчайших подробностей

— ƒа, есть люди, которые запоминают все подр€д, например слова или лица. “аким был, например, известный мнемонист —оломон Ўерешевский, истори€ которого описана выдающимс€ советским нейропсихологом јлександром Ћури€. ¬ его великолепной работе «ћаленька€ книжка о большой пам€ти», переведенной на основные €зыки, Ўерешевский предстает не слишком счастливым человеком, хран€щим массу бесполезной информации, которую не в состо€нии обобщить. ”мение забывать, как и умение запоминать, — великое благо.

Ёто далеко не единичный случай. я бы только хотел еще раз предостеречь читателей от ограниченного и узкого понимани€ слова «пам€ть». ќдни мнемонисты хорошо запоминают слова, другие — зрительные картины, третьи — запахи, четвертые быстро схватывают сложные движени€, например мгновенно учатс€ водить автомобиль. —пособности к одним видам воспоминаний не гарантируют таких же успехов с другими. –азные виды пам€ти хран€тс€ в совершенно разных отделах мозга, и эффективность их различна.

ћиф № 7. «абывание — процесс постепенный

— — этим не поспоришь.  огда вы только что посмотрели фильм, можете вспомнить многие его детали очень подробно: имена героев, кто и как был одет, что говорил, в какой точной последовательности шли эпизоды. ‘ильм, увиденный неделю назад, вы вр€д ли перескажете со всеми мелкими подробност€ми. Ќо основные сюжетные линии помнить еще будете. ј вот если после просмотра прошел год, то в лучшем случае вспомнитс€ общий сюжет, да и тот вполне может перемешатьс€ с другими картинами. ќднако, если фильм произвел на вас сильное эмоциональное воздействие, то вы его и через год будете неплохо помнить. ѕам€ть — процесс эмоциональный и ассоциативный.

ѕро ассоциативность хочу добавить несколько слов. ћашина, как правило, запоминает факты подр€д, оставл€€ в каталоге метку, где и что записано. Ёто похоже на оглавление в книге или на учетную карточку в каталоге. ” пам€ти нет каталога или оглавлени€. ќторванный от контекста факт почти не имеет шанса запомнитьс€. ƒл€ воспоминаний пам€ть человека использует систему контекстных и смысловых треков, которые ведут к конкретному воспоминанию, как своеобразные путеводные нити в лабиринте. ƒопустим, вы случайно встретили знакомого. ¬ы учились когда-то в одном классе. ѕроизошло это в день, когда прошла сильна€ гроза, в домах гас свет. ј накануне выиграла ваша любима€ команда. ѕрошел год, и вы пытаетесь вспомнить, кого тогда встретили. ѕодсказать может встреча с каким-то другим одноклассником, сильна€ гроза, выступление команды или перегоревша€ лампочка. ѕринцип, изложенный здесь очень упрощенно, и называют ассоциативностью.

ѕам€ть — процесс ассоциативный. ¬о врем€ грозы можно вспомнить то, что было давно во врем€ грозы
ѕам€ть — процесс ассоциативный. ¬о врем€ грозы можно вспомнить то, что было давно во врем€ грозы

ћиф № 8. ѕам€ть человека избирательна. Ќезначительные вещи запоминаютс€ лучше, чем важные

— Ќезначительное и важное — субъективные, оценочные категории. ¬ экспериментах показано, что лучше запоминаютс€ эмоционально окрашенные факты и событи€. Ёмоционально нейтральное — быстрее забываетс€. Ёмоции как раз и нужны дл€ того, чтобы разложить воспоминани€, придать им уровень важности, снабдить ассоциаци€ми. ≈сли вам кажетс€, что незначительное запомнилось, а важное забылось, значит, на самом-то деле «важное» было дл€ вас незначительным, а «незначительное» — важным. ѕочему? ¬ам виднее.

ћиф № 9. —о временем все воспоминани€ стираютс€ и станов€тс€ менее €ркими

— Ќе знаю, может, у кого-то все происходит именно так. Ћично у мен€ ничего похожего с важными воспоминани€ми не наблюдаетс€. ј лишнее, да, стираетс€, подробности меркнут, чтобы освободить место новому.

ћиф № 10. ѕодавл€емые воспоминани€ в жизни человека — обычное дело

— ƒа. Ќе скажу, что каждый человек подавл€ет в себе воспоминани€, но така€ способность у нас €вно есть. ј пользуютс€ ею не все.

Ёдуард  оркотиан считает, что умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо
Ёдуард  оркотиан считает, что умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо

ћиф № 11. Ћожных воспоминаний не существует

— Ћожные воспоминани€ точно существуют. — данным фактом особенно часто сталкиваютс€ следователи, опрашивающие потерпевших или свидетелей. —овершенно обычным делом €вл€етс€ ситуаци€, когда один и тот же эпизод или образ разные люди описывают по-разному. » никто из них намеренно не врет.

ћиф № 12. ѕам€ть тренируетс€, если запоминать как можно больше. Ћучший способ тренировки — учить иностранные €зыки

— Ѕезусловно, пам€ть тренируема. я бы даже сказал, что улучшаетс€ не сама пам€ть, а те приемы, к которым мы прибегаем дл€ того, чтобы запомнить нечто. Ќапример, существуют приемы запоминани€ последовательности цифр или слов, если составить из них какой-нибудь, пусть даже незамысловатый, простенький рассказ.

»звестен способ запомнить основные элементы речи, которую вам предстоит произнести, искусственно прив€зав каждую часть к определенному месту вдоль хорошо известного вам маршрута. Ќапример, дерево у дома — первый эпизод, мост — второй, поворот направо — третий и так далее.

„то касаетс€ иностранных €зыков, их знание не улучшает пам€ть, но если имеетс€ цель — изучить как можно больше €зыков, то каждый последующий будет даватьс€ все легче и легче. Ёто тоже св€зано с приобретением определенных навыков и мнемонических приемов.

ћиф № 13. Ќа пам€ть вли€ет то, что мы едим

— ѕро это ничего определенного сказать не могу. —уществование какой-то пр€мой св€зи между рационом, диетой и пам€тью строго не доказано. —уществует множество научных статей, часто приход€щих к противоречивым выводам, о пользе или, наоборот, вреде жира или сахара дл€ процессов обучени€ и пам€ти. Ёта тема слишком туманна дл€ того, чтобы давать конкретные советы, но можно не сомневатьс€, что поскольку мозг включает в себ€ и активно использует абсолютно все биомолекулы: жиры, белки и углеводы, то люба€ однобока€ диета, в которой, допустим, полностью исключены жиры или углеводы, не может принести пользы мозговой де€тельности в целом. —оветую всем питатьс€ разнообразно.

—читаетс€, что шоколад стимулирует работу мозга. Ќо лучше по мнению учЄного питатьс€ сбалансированно
—читаетс€, что шоколад стимулирует работу мозга. Ќо лучше по мнению учЄного питатьс€ сбалансированно

ћиф № 14. ѕам€ть ухудшаетс€ с возрастом

— —овершенно верно. ј о чем вы только что спросили? ≈сли серьезно, то неуклонно начина€ с 20 лет и до конца жизни человек тер€ет нервные клетки, число которых в дальнейшем никак не восстанавливаетс€. ѕоэтому все основные показатели де€тельности мозга: пам€ть, сообразительность, ассоциативность, быстродействие — неуклонно снижаютс€. — другой стороны, некоторые свойства мышлени€, такие как запас слов, надежность, сосредоточенность, концентраци€, взвешенность решений, — не ухудшаютс€ и даже улучшаютс€ с возрастом.

ћиф № 15. ≈сть лекарства, которые могут улучшить пам€ть

— “аких лекарств не существует. Ћекарственные средства, €кобы улучшающие мышление и пам€ть, так называемые ноотропы, в абсолютном большинстве €вл€ютс€ бесполезными. » это доказано. ¬о всех остальных случа€х их эффективность никак не доказана клиническими испытани€ми. ¬ насто€щее врем€ не существует ни одного всемирно признанного ноотропа, который бы прошел стадии клинических испытаний и был рекомендован к применению. ћожно отметить р€д средств, не €вл€ющихс€ ноотропами, но улучшающих внимание, позвол€ющих лучше сосредоточитьс€. ќдним из самых известных €вл€етс€ метилфенидат (риталин). ќднако отношение к этому средству — не всегда однозначное. ¬ частности, в –оссии и некоторых других странах оно изъ€то из оборота.

Ќет таких таблеток, которые улучшают пам€ть. ”лучшить можно внимание
Ќет таких таблеток, которые улучшают пам€ть. ”лучшить можно внимание

ѕам€ть зависит и от общего психического состо€ни€ человека. »звестно, что стресс, тревога и депрессивное состо€ние ухудшают эффективность обучени€ и пам€ти. ¬ этих случа€х определенного улучшени€ пам€ти можно добитьс€ при лечении основного симптома, например примен€€ современные антидепрессанты. ќднако хочу особо посоветовать всем читател€м ни при каких обсто€тельствах не заниматьс€ самолечением и по всем вопросам консультироватьс€ с врачом.

ћиф № 17. „еловеческую пам€ть можно разделить на виды, как в компьютерной индустрии: есть системна€ пам€ть, оперативна€ пам€ть и кэш

— ¬ каком-то смысле да, это так. Ќо важно помнить, по какому из параметров мы проводим аналогию. — точки зрени€ пользовател€ вычислительного устройства, основным параметром пам€ти €вл€етс€ ее емкость и скорость доступа к ней. «десь видно немалое сходство. “очно так же не €вл€етс€ проблемой поиск нужной информации, это может зан€ть какое-то врем€, но информацию всегда можно найти, если она сохранена.

— мозгом все не так: главным свойством или, если угодно, проблемой биологической пам€ти €вл€етс€ ее недолговечность, потер€ деталей и подробностей при определенной бесконтрольности процесса забвени€. — этим сталкиваетс€ каждый школьник или студент: главна€ проблема дл€ него не получить, а именно удержать знание.

ѕоиск сведений тоже €вл€етс€ большой и часто неразрешимой проблемой. —ведени€ могут хранитьс€, а вот вывести их из пассивного состо€ни€ бывает трудно.  аждый может проделать простой эксперимент, хорошо известный в психологии. ѕомощник должен составить список из случайных слов, которые не складываютс€ в осмысленный рассказ. „ем длиннее будет такой список, тем лучше: например, пусть в нем будет несколько дес€тков слов. ѕотом помощник должен зачитать вам этот список один раз, медленно, вн€тно, монотонным голосом. ѕодождите с полчаса и попробуйте выписать все слова, которые сможете вспомнить. ќпыт показывает, что в среднем это число составит квадратный корень из исходного количества. »ными словами, если слов в списке было 50–60, то вы вспомните 7–8.

¬ каком-то смысле пам€ть человека и правда можно разделить как в компьютере: на системную, оперативную и кэш
¬ каком-то смысле пам€ть человека и правда можно разделить как в компьютере: на системную, оперативную и кэш

Ќо самое печальное не в этом. ≈сли ваш партнер после будет зачитывать вам вперемешку слова из списка и другие, которых там не было, то вы с большим, почти стопроцентным, успехом отделите знакомые слова от новых. ѕолучаетс€, что вы их в общем-то помните, но воспроизвести не можете. “ака€ картина немыслима в случае компьютера. Ќо главное отличие даже не в этом. ¬ведите в пам€ть вашего устройства бессмысленный текст, а потом какой-нибудь рассказ с €сным сюжетом такой же длины. ≈стественно, компьютеру безразлично, что записывать. „еловеку же — далеко не все равно. Ѕессмысленный набор слов запоминаетс€ очень плохо, а рассказ — гораздо лучше. ѕричем чем эмоционально более значимым он будет — например развеселит вас или напугает — тем лучше и на более долгий срок вы его запомните. ƒл€ запоминани€ нам важно, во-первых, пон€ть информацию, а во-вторых, эмоционально ее оценить.

» заметьте, что € пока коснулс€ исключительно вербальной пам€ти. ј есть еще пам€ть на зрительные образы, всевозможные звуки, в том числе — на музыку, на запахи и вкусы, а также многие виды неосознанной пам€ти, к которой относ€тс€ двигательные навыки, сноровка, привычки. ¬се это тоже подвиды пам€ти. ¬ас ведь не удивл€ет, что младенец не умеет ходить, а взрослый делает это прекрасно, ничуть не задумыва€сь о том, как ему удаЄтс€ не упасть.

—кажу главное: пам€ть электронного устройства существует сама по себе, отдельно от процессинга, а биологическа€ пам€ть неотделима от мышлени€ и обучени€. »х просто невозможно разъединить.