Двое жителей Пермского края — пермяк Александр Куляпин и Елена Гусева (Березники) попали в «Книгу рекордов России». В августе они приняли участие в эстафетном заплыве Чукотка-Аляска через Берингов пролив.
Старт состоялся 5 августа от мыса Дежнева (Чукотка, Россия), финиш ? 11 августа у мыса принца Уэльского (Аляска, США). В течение шести суток 65 пловцов из 18 стран преодолели вместо 86 запланированных километров 134 километра ? с учетом сноса северного и южного течений и ветра. Алексей Куляпин и Елена Гусева вместе проплыли около 10% общего маршрута ? 14 км.
Участникам заплыва приходилось бороться сильным океанским волнением, холодным ветром порывами до 17-22 м/с, плотным туманом. Температура воды в Беринговом проливе колебалась от +2 до +8 градусов Цельсия. Пловцы находились в воде без гидрокостюмов.
Александр Куляпин: События развивались не по нашему плану. В Хабаровске мы думали, что одолеем Берингов пролив за двое суток. По нашим расчетам, каждый должен был зайти в воду 2 раза. Но получилось так, что открылись неизведанные течения. Преодолевать их приходилось с очень низкой скоростью и большими усилиями.
Неожиданностью также явились двухцикловые приливы. Несколько встречных течений у Аляски и между островами Ратманова и м. Диамид оказались серьезным препятствием для пловцов. Группа из 30 участников, плавающих кролем, в течение двух суток штурмовала 18-километровый участок пролива. Из-за сложных погодных условий время каждого заплыва было сокращено с 20 до 10 минут.
Александр Куляпин: Среди нас есть те, кто плавает брассом и те, кто плавает кролем. Кролисты более проходимы по скорости. Когда мы перестали продвигаться, было принято решение, что на этом этапе выступят кролисты, чтобы не уйти в минус. Остальные мужчины-пловцы несли дежурство.
Во время эстафеты Александр Куляпин совершил пять заплывов. Первый, по его словам, был ночью ? в кромешной тьме, а следующий, внеплановый ? уже под утро, нужно было срочно заменить аргентинского пловца, который не смог выйти на свой этап. Также участники эстафеты несли дежурства.
Александр Куляпин: В лодке, кроме запасного пловца, обязательно был человек, который помогает выйти из воды. Из-за охлаждения руки скованы, и в условиях волнения достаточно сложно было причалить к лодке и запрыгнуть в нее.
Александр Куляпин: Как только начался заплыв, погода изменилась. Шторм 4-5 баллов был практически постоянно. В 6 баллов была небольшая остановка. Мы по GPS фиксировали эту точку и прерывались. Что интересно, когда заплыв останавливали ? шторм утихал, а когда снова стартовали ? он усиливался. Как это объяснить ? я не знаю. Когда мы уезжали из Якутска, шаман и позже якуты совершали обряды ? прикармливали хозяина океана. Но он испытывал нас до тех пор, пока мы не доплыли до Аляски. Как только мы добрались до берега, сразу шторм превратился в штиль, вышло солнце. Американцы сказали, что давно не было такой хорошей погоды.
Сопровождало эстафету госпитальное судно Тихоокеанского флота Иртыш.
Александр Куляпин: Условия были очень хорошие ? сауна, специальный душ для обогревания ? все, что нужно для восстановления теплового баланса. За состоянием здоровья следила целая бригада медиков ? они измеряли давление, пульс, температуру. Глубокого переохлаждения у пловцов не было ? температура тела ниже 32 градусов не опускалась. Это позволяло всем быстро восстанавливаться и быть готовым к следующему заплыву.
Финишной точкой стал американский поселок Уэльс с населением 160 человек. В его школе была установлена мемориальная плита, посвященная заплыву. В Америке мы себя почувствовали гостями. Нас очень тепло встречали ? вышел сразу мэр, со всеми поздоровался, со всеми общался, эскимосы ликовали, ? говорит спортсмен.
Домой Александр Куляпин вернулся в конце августа. Сейчас ему нужно выплачивать кредит, взятый в банке для оплаты проезда. Пермское отделение Федерации закаливания и спортивного зимнего плавания РФ, исполнительным директором которой он является, существует с 2002 года. Финансирования из городского и краевого бюджета в настоящее время нет, поэтому билеты пловцам пришлось покупать за свой счет. Письмо командующего войсками Восточного военного округа адмирала Константина Сиденко к губернатору Виктору Басаргину с просьбой командировать для участия в заплыве двух человек до сих пор гуляет между различными ведомствами.