Вячеслав Горбунов недавно начал карьеру в MMA, но в боевых видах спорта он совсем не новичок. Его путь начался в Закамске с карате, а сейчас он боец и тренируется в Москве, где он занимается с несколькими тренерами и бойцами UFC. В прошлом году Вячеслав организовал проект «Дай отпор» в Перми, в рамках которого провёл открытые мастер-классы по самообороне для взрослых и детей.
В интервью для 59.RU Вячеслав рассказал о том, как начал свою карьеру, получил травму и справился с ней. Мы узнали для чего он входит в медийный круг, ведёт инстаграм, участвует в шоу на ТВ, YouTube и снялся в клипе у Басты.
— Вячеслав, с чего начался ваш путь к MMA?
— В семь лет после просмотра фильма с Джеки Чаном решил, что буду заниматься карате. Попросил родителей, чтобы они отвели меня на занятия в зал школы 83 в Закамске. Моим первым тренером была девушка. Тогда я вошёл в сборную края и занимался карате до 14 лет. Самое смешное, что до 15 лет у меня было ожирение. Помню, когда мне было 10, мы поехали на турнир в Уфу, и там я выступал в весовой категории свыше 25 кг. Мой соперник весил 38 килограммов, а я больше 60. Они просто бегали от меня, а я их догонял.
Я задумался о смене спорта, когда сами правила немного изменились. Например, раньше каратисты боролись без шлема и в тоненьких перчатках, потом начали вводить шлемы, жилеты, и мне стало скучно.
— Как ты познакомился с борьбой, и кто был твоим кумиром?
— Когда мне было 16 лет, начали показывать MMA с Фёдором Емельяненко и я прогружал по полдня эти небольшие видео по 3–4 минуты. Тогда же я начал искать ближайший зал с подобным видом борьбы и нашел боевое самбо. Тренер по дзюдо и рукопашному бою сказал, что у меня хороший удар, и позвал на тренировку. Тогда я знал только карате, в котором не было никакой борьбы. В тот день мной там почти вытирали маты. (Смеется.)
Тренер долгое время не брал меня на соревнования, хотя я был уже готов. Я решил найти другой зал, пришел к тренеру сборной края по боевому самбо Роману Колосову, и уже буквально через месяц выступил на первых соревнованиях по ушу. В Нижнем Новгороде проходил первый Кубок мира по самбо среди юношей, там я занял второе место. После этого меня взяли в сборную края по боевому самбо, рукопашному бою и панкратиону.
— Получал ли ты серьезные травмы, занимаясь спортом?
— Когда я занимался борьбой, у меня случилась травма плеча из-за неудачного падения. Мне сделали операцию, но я очень рано вернулся к тренировкам, поэтому произошел рецидив, и пришлось заново оперировать. А я хотел выступать в MMA, но раньше было так: если у тебя нет звания мастера спорта, ты не можешь участвовать. Чтобы получить звание, через семь месяцев после операции я поехал на чемпионат России, мне тогда было 19. Ну и в первой же схватке я упал, и снова произошел рецидив. В этот раз мне пришлось ехать в Москву, чтобы делать операцию уже там.
После четвертой травмы плеча и трех операций я решил выждать год до полного восстановления и только тогда вернуться к тренировкам. Я был членом сборной нашего края и ходил в спортивный диспансер на ЛФК, но этого не хватало для спортивного восстановления, а для меня услуги реабилитолога были финансово недосягаемы. Я занимался восстановлением сам, изучая биомеханику, физиологию. Первое время я не мог поднять руку выше уровня плеч и мне пришлось начинать почти все заново.
После травмы я сделал акцент на занятии борьбой, потому что одна рука была травмирована. Во время тренировок я подвязывал руку к корпусу и одной рукой боролся.
— Когда ты решил, что тебе стоит уехать из Перми и что было основным фактором?
— После восстановления в 2015 году я решил попробовать снова вернуться на соревнования. Тогда я выступил на чемпионате края по боевому самбо и выиграл. После мне предложили первый профессиональный контакт в Екатеринбурге, там я был целый год. После вернулся в Пермь и понял, что мне тесно и скучно: было мало спарринг-партнеров в моей весовой категории. Я взял билет в один конец в Москву, собрал спортивную сумку и уехал.
— Чем ты первое время занимался в Москве?
— Там мне помогли устроиться работать тренером в спортивную школу, мне дали общежитие. Когда я переезжал в Москву, я весил почти 118 кг, и мне помогли попасть в одну команду, где было 10 тяжеловесов хорошего уровня. Я занимался с ними и выступал на турнирах.
— Чем ты занимаешься сейчас?
— Полтора года назад я перешел в клуб смешанных единоборств «GOR MMA», на этом этапе появились явные перспективы. Этот зал максимально подготовлен для занятий MMA: октагоны, мешки, маты и даже ледяная бочка для восстановления после воспалений.
Люди видят 15 минут боя, а за этим стоит очень много работы. Сейчас у нас в зале несколько тренеров: по ударной технике, по тайскому боксу, по джиу-джитсу, по вольной борьбе и другие. Тренировки у нас стабильно шесть дней в неделю, а сама подготовка разнообразна. Я не только в борьбе тренируюсь, занимаюсь бегом и плаванием, другой физической подготовкой. Также сейчас я преподаю взрослым и детям в нескольких залах по Москве.
— Расскажи про свой проект «Дай отпор», ради которого ты приехал в Пермь. Почему ты решил его организовать?
— В прошлом году мы провели мастер-класс по самообороне в парке Горького и собрали около 500 человек. Мероприятие объединяет не только спортсменов и любителей боевых искусств, но и всех тех, кто хотел бы научиться постоять за себя и своих близких. Если в Перми для детей организованы спортивные школы, то для взрослых есть только вариант с тренажерным залом. У меня появилась возможность организовать такой проект, чтобы передать свои навыки и, в целом, популяризировать спорт. Этой зимой с командой единомышленников мы вновь нашли партнеров и решили провести мастер-класс 4 января. На мастер-классе были элементы самообороны, которые можно реализовать на улице: все самое простое, легкое и действенное.
— Как твои близкие отреагировали на то, что ты начал заниматься таким опасным видом спорта?
— Мне было очень трудно сказать маме, когда я получил третью травму плеча. Мама уже в более взрослом возрасте поддерживала меня и говорила, что я потратил на спорт много времени и мне стоит продолжать. На соревнованиях она бывала всего пару раз, но ее все спрашивают: «Как ты смотришь на то, как бьют твоего сына»? Она отвечает: «Он же тоже бьет».
— Что бы ты посоветовал тем, кто сейчас встал перед выбором «родители или спорт»?
— Самое важное в этом деле — слушать себя. Да, родителям большое спасибо за то, что дали и воспитали, но жизнь твоя и это важно понимать. Лучше сделать какую-то ошибку, чем упустить шанс и пожалеть.
— Какие у тебя сейчас планы?
— Сейчас для меня открылись лучше промоушены мира — Азия, Америка, Европа. Есть большое желание представить себя и наш город за рубежом. Также веду работу над весом и в скором времени планирую выступать в полутяжелой весовой категории.
— Ты ведешь довольно медийный образ жизни, являешься постановщиком боевых сцен в кино, участвовал в шоу «Битва за хайп», участвовал в качестве актера в клипе Басты «Пуля за брата», в съемках программ на телеканалах. Для чего это медийность?
— Ты можешь быть крутым спортсменом, то ты сидишь в углу зала и никто не будет за тобой бегать, потому что никто ничего и никому не должен. Я считаю нужным показывать профессиональные аспекты, свои навыки и то, что происходит у нас в зале.
У меня есть одна история. В карате есть «вертушка» и я ее делаю хорошо для своего веса, а мое окружение даже не знало об этом до того, как я не опубликовал это в своем Instagram. Если ты никому ничего не сказал, то никто и не знает.
— А как ты относишься к трештоку? (высказывания в адрес соперника, чаще оскорбительного характера, призванные вывести оппонента из равновесия, например, в спортивных состязаниях и многопользовательских играх. Часто применяется, чтобы запугать противника, но также используется в шутливой манере. — Прим. авт.)
— Трешток — это очень круто, и это нужно делать качественно. Это выражение твоего мнения, которым ты готов поделиться. Благодаря тому же Макгрегору и его трештоку многие узнали про MMA и про UFC. И кто бы что не говорил про него, его все знают. Адекватный и качественный трешток — это когда включается работа интеллекта и когда это тонко построено.
Я с 2018 года на взвешивании перед боем начал делать позу. Люди смотрят и им становится интересно, им непонятно — то ли он дурак, то ли он на самом деле такой жесткий. А я просто делаю, ухожу и все. Думаю, что в этом стоит развиваться и после, благодаря узнаваемости, делать такие проекты, как «Дай отпор».
Несколько приемов самообороны от Вячеслава Горбунова
«Улицы — это то место, где нет судей и правил. И лучший вариант — это отвлечь внимание и убежать»
Как освободиться от удушения?
Если преступник схватил вас обеими руками за горло, необходимо кистью навалить вес на одну из рук в области локтя, чтобы согнуть ее и тем самым приблизить преступника. После этого локтем противоположной руки ударить по лицу.
Как освободиться, когда обхватили сзади за тело, и руки у вас заблокированы?
В вашем распоряжении остаются ноги. Можно ударить пяткой по голени без замаха, чтобы не потерять равновесие и время, и после затылком ударить в нос.
Как освободиться, если вас обхватили сзади, но одна рука у вас остается свободной?
Необходимо схватить свободной рукой руку нападающего и с помощью корпуса увести корпус преступника вперед, а после локтем этой же руки ударить по лицу.
Как освободится, если схватили сзади за одежду?
Необходимо поднырнуть под обе руки и оказаться лицом к лицу с нападающим. После этого локтем ударить по лицу.