Дизайнер из Перми Антон Жаворонков год назад начал выпускать свитеры с «оленями». Нет, не с рождественскими Кьюпедом, Доннером или Рудольфом, а, например, с нерадивыми родителями, безбашенными руферами, гоняющимися за модой трендов и так далее. А после событий, когда люди ночевали в очереди за новыми айфонами, дизайнер выпустил принт и на эту тему. Мы встретились с Антоном и узнали, как человеческие поступки вдохновляют его на творчество и кто в его понимании настоящие «олени».
— Антон, как пришла идея делать свитеры с «оленями»? Начал рисовать эскизы, вдохновляясь тем, что происходит вокруг?
— Перед Новым годом я услышал по радио какую-то рекламу классических свитеров с оленями. Такие вещи особенно хорошо заходят в зимние каникулы. Фраза «свитеры с оленями» «варилась» у меня в голове. Я подумал, что люди в некоторых ситуациях ведут себя примитивнее, чем многие животные. И чаще всего их называют именно оленями. Так я составил список глупых поступков, сделал по ним эскизы. Мой компаньон быстро нашел в Москве фабрику, и мы заказали партию свитеров с тематическими рисунками.
— Откуда брал сюжеты?
— Некоторые из них — классические ситуации. Вот, например, парень прилип языком к столбу.
Женщина перебегает на красный сигнал светофора.
Ребята решили отдохнуть с алкогольными напитками в детском саду, это даже не олени, а какие-то другие животные, наверное, свиньи.
Другие сюжеты я наблюдал лично или видел в интернете. Вспомните популярный ролик «Не лезь, она тебя сожрет», когда мужчина под градусом решил пообщаться с медведем. Экстремалы-руферы, прыгающие с высоты, тоже стали моими героями. Я думаю, что глупо так рисковать своей жизнью.
Тема дорог тоже близка многим. Вот свитеры с изображениями асфальтоукладчика, который работает зимой.
А здесь наглядная картинка, как некоторые паркуются. Все это мы видим каждый день, и это интереснее, чем мемы, которые зачастую не побуждают задуматься.
— Некоторые художники относятся с сарказмом к происшествиям и трендам, они в символической форме отражают проблемы социума, высмеивают их. Мне кажется, что ты делаешь нечто похожее.
— Это не основная моя деятельность. Я не люблю «вывозить» на трендах, становиться популярным за чей-то счет. Мне больше нравится что-то самому придумывать, поэтому сейчас больше занимаюсь IT. Но смеяться — это хорошо. Для этого у меня есть отдельная группа в соцсети. Тут можно обсудить новый логотип Артемия Лебедева, пошутить о дизайне. Я, кстати, с этого и начинал. Дизайн — это очень веселая профессия, но она накладывает отпечаток. И если не шутить, будет непросто. Картинки, опубликованные в группе, показывают, что я думаю о трендах. У людей есть бизнес-мышление, но нет денег на дизайнера. Тогда они своими силами создают логотип, применяя, как им кажется, все современные фишки: шрифты, тени, обводки. Как правило, получается вот так.
Антон показывает картинки с инструкцией создания «успешного» лого.
Но самое интересное: если осознанно сделать подобный логотип для крупной компании, это обязательно привлечет внимание. Люди удивятся и скажут «ну нифига себе».
— То есть неважно, что безвкусно, главное — цепляет?
— Да, потому что прилизанность надоедает. Когда все по канонам, скучно. А подобный стиль — это вызов. Представьте, если на портале 59.ru будет логотип подобного стиля. Хайп обеспечен.
— А тебе нравится то, что делает Лебедев?
— Да, особенно последние работы. Например, логотип закусочной «ДжонФедор». Он вовремя понял — людям нужен какой-то треш, кич, выход за рамки, потому что все уже приелось. Но это не мешает мне любить классических художников — Айвазовского, Шишкина. Море, сосны, невероятный свет, реализм.
— Расскажи о других своих социальных картинках.
— Вот малышарики — дети известных персонажей Смешариков в российских реалиях. Подобные места есть и в Перми, хотя фото сделаны не у нас. Тут я не смеялся, это грусть. Хотел акцентировать на проблеме свалок.
Смотрим картинки с кукольными существами, которые играют возле мусора и грязи.
А вот узники социальных сетей.
Антон показывает свои рисунки с героями, зависимыми от интернета, и картинки с изображениями рекламы смартфонов.
А это мое отношение к рекламе.
— Как думаешь, Пермь — развитый город в плане творчества? Как тебе грустное лицо от художника Sad Face, которое уже стало городским брендом?
— Да, тут много творческих людей. Мне нравится, что на берегу Камы появляются интересные арт-объекты. Пермь красивее, чем была 10 лет назад, но могла бы стать лучше. Ей не хватает стиля. А грустное лицо не провоцирует, не думаю, что оно как-то влияет на умы людей. Другое дело — логотип OBEY. Тут лицо, которое вызывает эмоции, «цепляет».
— Грустное лицо популяризировано, поэтому я тебя о нем спрашиваю. В моем понимании оно отражает пермский характер.
— Да, в чем-то, конечно, отражает. Пермяки мало улыбаются, часто недружелюбные. Они тоскуют много, как будто все время в ожидании подвоха. Я иду по улице, а на меня смотрят так, словно я преступник. Может, потому что и я эту действительность отражаю в чем-то, а может, виновата погода, но суровый нрав у многих на лице.
— А ты что окончил?
— Я даже не окончил профессиональное училище, не доучился на электромонтера. Понял, что не хочу этим заниматься. Был раздолбаем, но ощущал, что хочу большего. Учился дизайну сам, по урокам в интернете.
— В этом году придумаешь новые темы для свитеров с «оленями»?
Да, скоро уже Новый год. Пора обновить сюжеты, думаю, их накопилось много.
Предлагаем читателям придумать злободневную тему для рисунка на свитере с «оленями». Автор идеи, по которой Жаворонков сделает эскиз, получит свитер.
Ранее мы рассказывали о новых арт-объектах в Перми, среди которых — железное дерево, красный человечек-треножник и зеркальный объект «Перископ».