Все новости
Все новости

Живы ли сетевые компании из 90-х и можно ли там заработать? Истории пермских директоров AVON, Oriflame и Faberlic

Вы удивитесь, но по каталогам сейчас чаще продают не косметику, а совсем другие товары

Помните, как раньше заказывали косметику по каталогам? Это до сих возможно! Некоторые даже делают на этом бизнес

Поделиться

Яркие картинки с баночками и тюбиками, ароматизированные странички — помните, как здорово было отдыхать за просмотром каталога с косметикой сетевых марок? Пока мы наслаждались, консультанты сетевых компаний получали заказы на помады, туши, парфюм и шли к своей мечте — званию директора и финансовому благополучию. Мы узнали, жив ли бизнес прямых продаж сейчас, используют ли там каталоги, что стало с когда-то гремевшими на всю Россию Avon и Oriflame, а еще какие бренды борются с ними за лидерство.

Каталожные 90-е и нулевые

Компании прямых продаж — это организации, которые продают свой товар не через магазины, а через сеть распространителей. Поэтому их часто называют сетевыми (по-английски многоуровневый маркетинг называется multilevel marketing, или MLM — эта аббревиатура тоже часто встречается).

Первые компании прямых продаж появились в США еще в 60-х годах XIX века. В 1886 году там же была зарегистрирована «Калифорнийская парфюмерная компания», которая впоследствии получила название Avon и стала одной из самых известных сетевых марок.

Агентки AVON приходили к подружкам и соседкам с чемоданчиками, внутри которых были флакончики с парфюмом, баночки с косметикой, а в некоторые периоды — бытовая химия и даже машинное масло. «Эйвон»-леди показывали образцы, рассказывали об их свойствах и продавали товар впечатленным презентацией дамам.

В дальнейшем количество сетевых компаний росло, методом прямых продаж начали реализовывать не только косметику, но и другие, самые разные товары.

В начале 90-х формат прямых продаж попал в Россию. Первыми в страну пришли косметические фирмы, продающие товары через распространителей. Красочные каталоги вызвали активный интерес у россиянок, ведь рынок косметики в те годы не отличался разнообразием, яркими упаковками и рекламой.

Нам не удалось найти статистику об объемах продаж сетевых компаний в России в 90-е и в начале 2000-х, но разве есть хоть кто-нибудь из живших тогда, кто никогда не имел дела с каталожной косметикой?

Падения и взлеты сетевых компаний

По данным Всемирной федерации прямых продаж (WFDSA), объемы продаж сетевых компаний в мире только растут. Так, в 2021 году рост составил 1,5 % — в результате обороты достигли 186,1 миллиарда долларов. Наибольший вклад в эту статистику внесли США, Корея и Германия — там MLM-компании показывают самые значительные успехи.

Россия входит только во вторую десятку стран по объему прямых продаж. В 2021-м этот рынок сократился на 4 % по сравнению с 2020-м. Но общая сумма выручки сетевых компаний всё равно впечатляет — 1,7 миллиарда долларов. По нынешнему курсу это больше 104 миллиардов рублей.

По информации WFDSA, активнее всего методом прямых продаж в России продают косметику, принадлежности для ухода за собой и товары из категории Wellness (биологически активные и пищевые добавки для поддержания здоровья, витамины, массажеры и так далее). При этом объемы продаж Wellness-товаров за четыре года выросли на 16%, а косметики — упали на 14%. Доля товаров из других сегментов в общем объеме не превышает 8%.

Товары для здоровья в сетевых компаниях сейчас заказывают так же часто, как и косметику

Товары для здоровья в сетевых компаниях сейчас заказывают так же часто, как и косметику

Поделиться

Мы изучили финансовую отчетность девяти компаний, которые, по мнению редакции, являются одними из самых заметных на рынке. Восемь из них — Mary Kay, AVON, Faberlic, Oriflame, NL, Green Way, «Сибирское здоровье» — работают в России по сей день, а одна, Amway, свернула деятельность в 2022-м.

По данным сервиса по проверке контрагентов «Контур.Фокус», лидером по выручке и чистой прибыли в прошлом году стала российская компания Faberlic (продает косметику, товары для дома, одежду, БАДы, продукты питания и так далее). Ее показатели — 23 и 1,9 миллиарда рублей соответственно.

Чистую прибыль более миллиарда рублей также получили AVON и NL. Oriflame, несмотря на огромную выручку в 15 миллиардов, заявила о чистом убытке в 188 миллионов рублей.

Финансовые показатели разных сетевых компаний очень отличаются друг от друга

Финансовые показатели разных сетевых компаний очень отличаются друг от друга

Поделиться

При этом заработок компании Faberlic, ставшей лидером по объему чистой прибыли, по сравнению с прошлым годом снизился на 32 %. На 32 % упала чистая прибыль AVON, на 177 % — Oriflame. Прибыль остальных участников рынка из нашей подборки выросла.

Выручка AVON в последние годы сильно сократилась

Выручка AVON в последние годы сильно сократилась

Поделиться

На чём зарабатывают сетевики?

Готовя этот материал, мы пообщались с пермячками, сотрудничающими с сетевыми компаниями. Они говорят, что доход в сетевом бизнесе, как правило, складывается из двух составляющих.

Первый вид заработка завязан на личных продажах. Консультант предлагает посмотреть бумажный или электронный каталог, рассказывает о продукции и получает заказ. При этом, покупая товар у компании, консультант платит за него меньшую сумму, чем та, что указана в каталоге. Эта разница и становится доходом.

Некоторые фирмы продают товары всем по одной цене, но зарегистрированным пользователям потом начисляют кешбэк — его можно использовать при оплате следующих заказов.

По словам сетевиков, разница между ценой консультанта и каталожной, как правило, составляет 20–45 % и зависит от компании и объема продаж конкретного человека. Чем выше этот объем, чем больше можно заработать с каждой позиции.

Второй вид дохода — от структуры. Сетевые компании называются так потому, что их участники заинтересованы в привлечении новичков и создании из них сети консультантов, ведь от суммы продаж каждого начисляют процент. Размер дохода этого типа может быть разным: если структура маленькая и заказов немного, то с нее можно получить всего несколько процентов, а если крупная и с большими чеками, то 20 % и даже больше.

Так выглядят каталоги сетевых компаний сейчас

Так выглядят каталоги сетевых компаний сейчас

Поделиться

Наращивая структуру и объемы продаж, сетевики продвигаются по лестнице успеха и получают новые звания. Они могут отличаться в разных компаниях, но чаще всего речь идет о директорах — золотых, бриллиантовых, национальных и так далее. За достижение новых званий большинство компаний выплачивает бонусы. Например, становясь директором Faberlic, человек получает 55 тысяч рублей, а вырастая до бриллиантового директора — 330 тысяч. На самой верхней ступеньке — звании генерального партнера — размер бонуса достигает 55 миллионов.

Пермячки, занимающиеся сетевым бизнесом, пришли в компании прямых продаж по разным причинам. Некоторые хотели заработать в студенчестве на модные вещи, другие пытались найти работу, которая не мешала бы заботиться о детях, третьи начали с покупки косметики и товаров для здоровья и заинтересовались возможностями для бизнеса. Рассказываем несколько историй.

Заработала в AVON на дубленку

Анастасия Артемьева работала в AVON 23 года, со студенческих лет, и даже открыла свой магазин с этой косметикой

Анастасия Артемьева работала в AVON 23 года, со студенческих лет, и даже открыла свой магазин с этой косметикой

Поделиться

Пермячка Анастасия Артемьева в AVON 23 года. Стать представителем ей предложили в автобусе.

— Мне было 18. Я была яркой девушкой, носила красную помаду. Возможно, это привлекло пассажирку, и она предложила зарегистрироваться в AVON, — вспоминает собеседница.

В то время Анастасия была студенткой и жила с родителями, но хотела заработать денег на свои «хотелки», поэтому согласилась на предложение попутчицы. Косметику девушка предлагала друзьям, знакомым, родным. Например, приходила на работу к маме и в организации, где работали ее приятельницы.

— Я никогда не работала на холодном рынке — не ходила с каталогом и не предлагала его посмотреть. Наоборот, меня везде хотели и приглашали. Помню, приду в какую-нибудь организацию, все женщины соберутся в одном кабинете, а я там выступаю перед ними, — вспоминает Анастасия. — Клиенток очень привлекали пробники. Тогда это было в новинку, потому что в магазинах пробников и тестеров не было, да и вообще ассортимент был скудным.

В то время цены в каталогах были указаны не в рублях, а в условных единицах, поэтому студентке приходилось пересчитывать их и подписывать вручную. Но это ее совсем не пугало, потому что бизнес шел в гору.

— Однажды в студенчестве я получила заказ, который состоял из 17 коробок: вот такой был объем продаж. Унести коробки самой было невозможно, поэтому папа возил меня за ними на машине. За три месяца в AVON я заработала на дубленку — для меня тогда это было очень круто, — делится героиня.

Окончив институт коммерции с красным дипломом, Анастасия сконцентрировалась на карьере в найме и стала уделять AVON меньше внимания — заказывала только для себя и близкого окружения. За пару лет она выросла до заведующей сектором в гипермаркете «Семья», а потом сменила место работы и стала начальником отдела закупа, а потом и директором по развитию.

Но вскоре владельцы компании решили обанкротить ее и заняться другим направлением, поэтому Анастасия осталась без работы. После нескольких месяцев отдыха она снова вернулась в сетевой бизнес.

— Менеджер AVON предложил мне стать координатором (человеком, который регистрирует консультантов и помогает им развиваться, получая процент от оборота команды. — Прим. авт.) и открыть свой пункт обслуживания. Я согласилась, — говорит Анастасия.

В результате пункт превратился в магазин, который долгое время работал в одном из ТЦ в центре Перми.

— Я не такой эйвоновец, который ходит по улице и пристает к людям с каталогом. Я по-другому вижу торговлю. Я открыла магазин самообслуживания — светлый, красивый, куда женщины приходили и делались счастливыми, — утверждает Анастасия. — Рассылкой сообщений с предложением что-то купить тоже никогда не занималась, только давала рекламу в соцсетях. Для меня спам — это вторжение в личную жизнь, я сама не люблю, когда так делают. Если ко мне пристают, у меня будет негативная реакция. Я всё делаю по любви — так, чтобы человек сам заинтересовался и пришел.

Магазин был успешным вплоть до пандемии. Когда ввели ограничения на посещения торговых центров, вход по QR-кодам, посещаемость упала, отдел перестал быть прибыльным, и спустя 11 лет успешной работы его пришлось закрыть. Еще год Анастасия продолжала работать онлайн, а недавно полностью оставила сетевой бизнес и переключилась на новые проекты.

— Многие сейчас даже не знают, что AVON жив, нет узнаваемости. Мои основные потребители — женщины около пятидесяти, которые пользуются AVON уже давно. Молодые девушки тоже есть, но чаще всего они узнали об этой косметике от мам, — рассказывает героиня. — Работать сейчас стало сложнее, потому что в магазинах и на маркетплейсах большой выбор косметики: внимание рассеивается, конкуренция выросла. Но я не думаю, что AVON перестанет работать, потому что своя категория потребителей у компании есть. Скорее, просто останется примерно на том же уровне продаж, не будут расти объемы.

С фанерного комбината — в директора Oriflame

Светлана Кылосова хотела собрать для себя косметичку, а в итоге стала директором Oriflame

Светлана Кылосова хотела собрать для себя косметичку, а в итоге стала директором Oriflame

Поделиться

Светлана Кылосова зарегистрировалась в Oriflame в 2003 году. Тогда она жила в небольшом поселке Уральский Нытвенского района и работала секретарем в одном из цехов фанерного комбината. За двадцать лет сотрудничества со шведским косметическим брендом женщина доросла до статуса директора. Ее путь начался с предложения подруги «подписаться в Oriflame».

— Я очень любила пользоваться косметикой, — объясняет Светлана причины своего интереса к Oriflame. — У меня была мечта — иметь большую косметичку. Я стала изучать ассортимент, пользовалась косметикой сама, а потом начала рассказывать о впечатлениях знакомым и за пару месяцев стала королевой продаж.

В Уральском тогда не было магазинов с большим выбором косметики, поэтому яркие каталоги с баночками и тюбиками вызывали у местных жительниц большой интерес.

— Я продавала друзьям, знакомым — всем, кто меня знает. Это были попутные продажи: мы общались и заодно листали каталоги, тестировали и пробовали новинки. До сих пор эти клиенты со мной, — улыбается Светлана.

Когда Светлана, будучи новичком в Oriflame, стала показывать успехи, к ней приехали спонсоры — вышестоящие директора, в чью структуру она попала. Они рассказали о возможностях бизнеса.

— Меня это очень заинтересовало. Параллельно с основной работой я открыла два офиса — в Уральском и в Нытве. Мы ставили в людных местах промостойки, раздавали листовки, предлагали посмотреть каталоги, приглашали зарегистрироваться и стать консультантами. Общались с людьми, ведь наш бизнес — это прежде всего бизнес общения, — вспоминает Светлана.

Со временем методы работы менялись: вместо бумажного каталога часто стал использоваться электронный, а сайт Oriflame превратился в интернет-магазин, где можно зарегистрироваться и заказывать товары точно так же, как на других интернет-площадках.

Во время пандемии COVID-19 доход Светланы не упал: удержать его помогли работа с клиентами в интернете, доставка заказов на дом и возросший интерес к витаминам от Oriflame — их заказывали с целью поддержать здоровье в непростой период.

— В интернете сейчас очень много негативной информации, а я и моя команда на своих страничках рассказываем о красоте, путешествиях о возможностях изменить свою жизнь к лучшему, помогаем людям отвлечься от проблем. Я несу позитив, красоту. Говорят же: красота спасет мир, — говорит Светлана.

Доход Светланы в последние годы вырос, но, по ее словам, время от времени приходится оптимизировать расходы. Так, как раз накануне пандемии Oriflame закрыла сервисный центр в Перми, но ее партнеры открыли больше сервисных пунктов обслуживания, которыми пользуются консультанты Oriflame.

— Кто-то говорит, что Oriflame — это секта, пирамида. Когда я только начинала работать, приходила на мотивационные мероприятия, то тоже не понимала, почему люди так активно приветствуют тех, кто получил новые звания, с таким рвением аплодируют им. Когда я сама стала директором, когда за мной уже была команда людей, за которых я несла ответственность, я всё поняла. За каждым новым званием стоит большой труд, большая трата времени, энергии, поэтому теперь я первая встаю и аплодирую тем, кто достигает чего-то нового. Я рада, что сотрудничаю с Oriflame уже 20 лет, — признается Светлана.

Врач — лидер МЛМ-компании

Наталия Яшкина сотрудничает с пермской компанией «Тенториум». Сейчас Наталия — в одном шаге от верха карьерной лестницы

Наталия Яшкина сотрудничает с пермской компанией «Тенториум». Сейчас Наталия — в одном шаге от верха карьерной лестницы

Поделиться

Для врача по образованию Наталии Яшкиной «Тенториум» (эту компанию, торгующую продукцией для здоровья и косметикой, преимущественно сделанной на основе продуктов пчеловодства, создали в Перми) — не первая сетевая компания. Но именно тут у нее получилось сочетать заботу о ребенке с инвалидностью с эффективной работой.

Для Наталии «Тенториум» — основной и единственный источник дохода. Она — управляющий директор и почти добралась до самого верха карьерной лестницы компании — впереди осталась лишь одна ступенька.

Наталия говорит, что не занимается продажами, но рассказывает о продуктах компании и регистрирует в компании тех, кто ими заинтересовался. Потом Наталия получает процент с каждого заказа. Через интернет к героине пришло только 10% команды, остальные люди — это знакомые или знакомые знакомых.

— Большинство товаров «Тенториум» зарегистрированы как продукты питания, поскольку мед — это еда. Лишь небольшое количество продуктов являются биологически активными добавками (БАД. — Прим. авт.), — рассказывает Наталия. — По первому образованию я врач, поэтому мне гораздо легче подобрать человеку нужный ему продукт.

Наталия говорит, что никогда не отменяет и не заменяет товарами «Тенториум» лекарства, которые человеку выписал доктор, но может посоветовать альтернативу рекомендованным к приему БАДам или продукты, которые могут стать дополнительной поддержкой для организма.

— Интерес к сетевым компаниям растет хотя бы потому, что появилось много информации о них в Сети, это стало более доступно, — говорит собеседница. — Со временем негатива как к сетевой компании становится меньше. Привыкли, наверное, что сетевых компаний много и можно выбрать ту, что нравится.

В последнее время Наталия наблюдает рост доходов. Она связывает это с тем, что люди стали активнее идти на контакт — как будто дорвались до общения после ковидных ограничений.

«У нас что, в России товары не могут делать?»

Альфия Габдулханова благодаря Faberlic смогла уволиться с работы и уделять больше времени семье

Альфия Габдулханова благодаря Faberlic смогла уволиться с работы и уделять больше времени семье

Поделиться

В 2006 году к инженеру проектно-строительной компании Альфие Габдулхановой подошли на улице консультанты Faberlic и предложили поучаствовать в лотерее. Вместе с подарком — скидкой на заказ — Альфия получила каталог, пришла с ним на работу и моментально набрала заказ. С тех пор ни один месяц не обходился без посылки от косметического бренда.

Чтобы искать клиентов, Альфия старалась всегда и везде брать с собой каталог: листать его в поликлинике, ожидая ребенка с занятий в музыкальной школе. Разговор о продукции Faberlic часто заходил и с друзьями, знакомыми, коллегами. Героиня говорит, что старалась быть ненавязчивой и продолжать тему, только если она интересна собеседнику.

— Я стараюсь узнать, что тревожит человека: проблемы с кожей, здоровьем, бытовые сложности (в ассортименте Faberlic есть косметика, бытовая химия, БАДы и многое другое). Когда решаешь какую-то проблему человека, убираешь, он с тобой остается надолго, — делится секретами Альфия.

Альфия Габдулханова — из тех, кто зарабатывает в основном на личных продажах, но доход ей приносит и команда. Сочетая эти способы, она стала вице-директором, вышла на уровень дохода, превышающий ее зарплату, уволилась с работы и открыла собственный офис Faberlic.

— Сейчас свободна. Нет такого, что я с 9 до 6 сижу в офисе. В среднем у меня 24 рабочих часа в неделю — это существенно меньше, чем стандартные 40 при работе по найму. Здесь я сама могу планировать свое время, нет потолка по доходу — всё от меня зависит, — перечисляет преимущества героиня.

По словам Альфии, с годами искать новых клиентов становится сложнее, потому что рынок косметики сейчас очень насыщен. Но у Faberlic, считает женщина, есть важные преимущества, которые позволят расти и дальше. Один из важных плюсов — то, что продукция Faberlic разработана в России (у компании 34 патента, в том числе на кислородный комплекс, разработанный советским профессором Феликсом Белоярцевым, который сейчас активно добавляют в косметику) и производится на российских заводах.

— Почему мы всё закупаем в Китае, когда у нас такая большая страна? У нас что, в России товары не могут делать? <...> Что мы детям-то оставим? Мы всё продали в стране. Я за это (за российское производство. — Прим. авт.) горю и никуда отсюда (из Faberlic. — Прим. авт.) не денусь, — утверждает героиня.

Заработала на уходе iHerb с рынка

Майя Горбачева говорит, что у нее не было времени жить, когда она работала по найму. С уходом в «Сибирское здоровье» всё изменилось

Майя Горбачева говорит, что у нее не было времени жить, когда она работала по найму. С уходом в «Сибирское здоровье» всё изменилось

Поделиться

Майя Горбачева (Мизюркина) пришла в российскую сетевую компанию «Сибирское здоровье», которая специализируется на производстве и продаже БАДов, в декретном отпуске.

— Это уже не первая моя сетевая компания, но с предыдущими длительных отношений не сложилось. Когда я ушла во второй декрет, нужны были деньги, поэтому снова начала рассматривать сетевые компании. В результате три года назад пришла в «Сибирское здоровье», влюбилась в продукт и решила попробовать бизнес-возможности, — рассказывает Майя.

Чтобы не выглядеть навязчивой и не заниматься рассылкой, пермячка давала рекламу в соцсетях и у блогеров, а потом клиенты начали рассказывать о «Сибирском здоровье» своим знакомым и сами приглашать новичков.

— Ни мама, ни муж меня не поддерживали. Муж мечтал, чтобы поскорее закончился мой декрет и я пошла на работу в наём, а мама говорила: «Позанимайся этой ерундой, потом всё равно в наём пойдешь», — вспоминает собеседница. — Но я себе поставила цель, решила, что хочу зарабатывать в сетевом, быть дома со своими детьми, быть свободна в передвижениях в течение дня.

Майя начала развивать бизнес под конец декрета, поэтому не успела достичь больших успехов и была вынуждена выйти на работу.

— Постоянная беготня: работа, садик, магазин, уборка, готовка. Я понимала, что мне некогда жить, — описывает Майя время после выхода из декрета. — Тогда у меня встал вопрос: остаться в найме и всю жизнь жить так, получать одну и ту же зарплату или дать себе шанс начать жить по-другому?

Спустя четыре месяца, когда доход от прямых продаж сравнялся с зарплатой, героиня уволилась. Когда бизнесу удалось уделять больше времени, доход еще подрос.

Последние годы принято считать кризисными, но для Майи они стали успешными.

— Когда в Россию перестали доставлять товары с iHerb, люди, привыкшие пить витамины, стали искать альтернативу. С того момента компания очень сильно выросла — товарооборот и наши зарплаты увеличиваются с каждым месяцем, — признается девушка. — Возможно, это коронавирус сформировал привычку заботиться о здоровье.

Продукты «Сибирского здоровья» зарегистрированы как БАД. Майя говорит, что компания и она как ее представитель не позиционируют добавки как способ вылечиться от болезней: клиентов с таким запросом отправляют к врачу.

— БАДы — это добавки, которые помогают улучшить состояние здоровья, восполнить дефициты, поддержать организм в сезон простуд, а не лекарства, но тем не менее люди видят результат от них, — делится Майя.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter