В ближайшие три года в Перми постепенно введут новую транспортную модель. Сейчас её активно готовят: чиновники обсуждают с жителями маршрутную сеть, краевой Минтранс разрабатывает единую систему безналичной оплаты и учета пассажиропотока, город создаёт собственный муниципальный парк и уже даже объявил конкурс на закупку 85 автобусов.
Мы уже рассказывали, какие улучшения привнесёт транспортная реформа в жизнь пермяков: это бесплатные пересадки, удобные маршруты, новые автобусы и другое. Но, сами перевозчики не испытывают восторга по поводу транспортной реформы. У многих, по их словам, «встают волосы дыбом» от происходящего. В ноябре в Торгово-промышленной палате Прикамья состоялось заседание рабочей группы по пассажирским перевозкам, на котором присутствовали представители городской власти, надзорных органов, депутаты, перевозчики, общественники. Рассказываем, с какими проблемами могут столкнуться бизнесмены и что на это отвечают представители власти.
Муниципальный контракт. Что это?
Главный документ, который в недалеком будущем будет регламентировать работу всех пермских перевозчиков, — муниципальный контракт. Согласно документу, заказчиком работ выступает МКУ «Гортранс», а подрядчиком — каждый из перевозчиков. Вокруг него-то и разгорелись бурные обсуждения. Контракт составлен в соответствии с требованиями 44 Федерального закона о закупках, он содержит семь приложений, которые описывают требования к перевозкам. Основная масса действующих сейчас контрактов у перевозчиков закончится в 2020 году. В 2019 году будут разыграны конкурсы на различные маршруты, то есть не факт, что перевозчики останутся обслуживать те маршруты, которые у них есть сейчас. Торги будут проводиться заранее, перевозчики будут иметь восемь-девять месяцев, чтобы подготовиться: купить технику, переговорить с заводами о лизинге, оформить и поставить на учёт автобусы, набрать персонал.
Основные пункты муниципального контракта:
подрядчик обязан перечислять плату за проезд, собранную с пассажиров, муниципальному заказчику (МКУ «Гортранс»);
оплата по контракту осуществляется ежемесячно за тот объем транспортной работы, которую фактически выполнил перевозчик. Предусматривается возможность авансирования ежемесячно в размере 30 процентов от месячной суммы оплаты по контракту;
те деньги, которые поступили от оплаты проезда за наличный расчет, перевозчик обязан передать в течение двух банковских дней в городской бюджет. А те, что прошли в виде безналичных платежей: по банковским или транспортным картам, — будут перечислены оператором единой краевой системы, которая сейчас создается Минтрансом Пермского края;
для перевозчиков будут установлены штрафные санкции в случае «проколов». На это есть специальное приложение с таблицей из 22 пунктов. К примеру, неполное исполнение рейсов, пропуск остановок, неисправность оборудования: автоинформаторы, валидаторы. По каждому из них установлен определенный объем штрафных баллов, в зависимости от тяжести данного нарушения. При достижении штрафных баллов в размере 10 будет накладываться штрафная санкция. При трехкратном превышении штрафных баллов в сумме 30 контракт может быть расторгнут по инициативе заказчика;
оплату за наличный расчет в будущем планируется проводить через водителя.
Банковская гарантия
Первым и для многих перевозчиков главным вопросом является получение банковской гарантии для участия в конкурсе. Она стоит два-три процента от годового контракта.
— Ничего тут сложного на самом деле нет, — утверждает начальник департамента дорог и транспорта городской администрации Роман Залесинский. — Те, кто работает давно, знают, что банки легко под эти контракты выдают гарантии.
Но с этим многие перевозчики не согласны.
— Это большая проблема, — рассказал 59.ru один из перевозчиков Александр Богданов. — Мы в «ВТБ» кредитуемся, так вот, когда ходили к ним с этим вопросом, они спросили: «А цена контракта какая будет?» Так вот, самая малая цена контракта будет 50 миллионов рублей потому, что контракт длинный — семь лет. А там некоторые контракты и под миллиард будут! Представляете, какая гарантия банковская будет по такой сумме? Какой банк даст такую гарантию? Причем эти деньги будут просто «похоронены». Я их просто положу и всё. Забрать я их тоже не могу потому, что это же гарантия того, что я буду работать за эту цену. Вы можете представить, в каких мы условиях будем находиться?
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Прикамье Вячеслав Белов рассказал 59.ru, что получить банковскую гарантию действительно не так-то просто и есть вероятность, что не все действующие перевозчики смогут из-за этого поучаствовать в розыгрыше маршрутов.
— Когда мы обращаемся в кредитное учреждение — они нам всем могут дать кредит или банковскую гарантию. Или, наоборот, отказать, — рассказал Вячеслав Белов. — Фактически, каждый раз рассматриваются конкретные обстоятельства конкретного заемщика. А если у него денег столько нет свободных? Ну вот, самая маленькая банковская гарантия — от 50 миллионов — допустим, составит один миллион. Его ведь надо заплатить. И это они только дадут банковскую гарантию для участия в конкурсе и для возможного получения кредита. А по кредиту надо будет платить ещё 12, 13, 15 процентов. А перевозчик сможет это обеспечивать? Последнее время подходят к нам предприниматели, говорят, что не могут получить гарантию. У кого-то нет обеспечения, у кого-то такой вид деятельности, по которой банк не считает целесообразным давать гарантию.
При этом глава департамента Роман Залесинский пояснил, что участие в переговорах с банками будут принимать власти. Это необходимо, чтобы банки давали гарантии и шли навстречу перевозчикам. Пойдут ли на это кредитные учреждения — пока непонятно.
Аванс — 30 процентов
Ещё один больной вопрос для перевозчиков — новая система оплаты по муниципальным контрактам. Участники рынка уверены: в новой системе есть неравенство между заказчиком и перевозчиком. То есть перевозчики должны каждые два банковских дня перечислять в городской бюджет деньги с оплаты проезда, а сами жить и обслуживать маршруты весь месяц на 30-процентный аванс.
— Это приведет к существенному кассовому разрыву, — считают перевозчики. — Фактически в начале работы мы получаем два месяца, которые будут являться максимально затратными, потому что существуют колоссальные издержки на приобретение того же транспортного средства, например, издержки на доработку различного дополнительного оборудования в автобусы, они лягут на наши плечи, опять же, налоги и заработная плата сотрудникам и самое главное — это топливо. Топливо нам никто не будет отгружать «за спасибо» или в кредит. Это всё приведет к тому, что перевозчик с самого первого месяца работы не сможет выполнять договорные обязательства в полном объеме.
Но, по словам Романа Залесинского, проблем у перевозчиков в связи с переходом на муниципальные контракты и авансовую оплату возникнуть не должно. Кроме того, согласно 44 Федеральному закону, участие в конкурсе смогут принять не только пермские бизнесмены, но и транспортники из других регионов.
— Вы посмотрите, как работают люди по другим государственным или муниципальным контрактам? Строительство, дороги... Они вообще без аванса работают, — объяснил перевозчикам чиновник. — Но им тоже надо покупать машины, механизмы, битум, щебень.
Перевозчики в ходе дискуссии предложили перечислять деньги за оплату проезда не раз в два банковских дня, а раз в 10 или 15 дней. Чтобы у них создалась хоть какая-то финансовая «подушка». Либо чтобы им за объем транспортной работы тоже перечисляли заработную плату каждые два дня.
Система штрафных баллов
Требования к качеству предоставления перевозок состоят из 23 пунктов. К каждому нарушению применяется определенное количество баллов. К примеру, если водитель курит на рабочем месте — ему присудят два штрафных балла, если кнопка вызова водителя не работает — один балл, если не перечислил вовремя плату за проезд заказчику — 10 баллов. Баллы за месяц суммируются. Перевозчики считают требования слишком завышенными.
— Нахватать этих баллов можно буквально за полдня, — рассказал перевозчик Александр Богданов. — А там ниже в контракте прописаны интересные вещи: можно платить не всю сумму за работу, если, допустим, какое-то определенное количество баллов набралось. Или вообще в одностороннем порядке расторгнуть договор. Вы представляете себе? Это перевозчик отработает максимум три месяца. Вопрос в другом: пострадает-то кто. Не только перевозчик, житель Перми пострадает.
Маршрутная сеть
По предварительной информации, которая звучала на предыдущих заседаниях, маршрутную сеть Перми планируют сократить на 20 процентов. Перевозчиков беспокоит, достанутся ли им нормальные маршруты, и их количество. Будет ли лотирование? Роман Залесинский на заседании объяснил, что лоты по транспортному объему будут разные и все перевозчики смогут принять участие в конкурсе.
— А если кто-то выиграет маршрут в одной части города, а база автобусная у него или ещё что-то совсем в другом месте. Перевозчики ведь начнут потихоньку сами друг с другом обмениваться маршрутами, — предположили участники заседания.
Начальник департамента дорог и транспорта отметил, что в этой системе предмет аукциона не сам маршрут как таковой.
— Сейчас вы действительно едете по маршруту, но потом ваш бизнес — это уже не маршрут, а транспортная работа. То есть это социальная услуга, — рассказал Роман Залесинский. — И чтобы вот не было у нас необслуженных районов и пассажиров, которые не могут добраться от точки А до точки Б, мы с вами заключаем договор на транспортную услугу. То есть если сейчас вы покупаете конкретный маршрут, то потом, если в течение полугода видим, что где-то недостача — мы маршрут можем поменять и будете ездить в другом месте. Это необходимость, которая обусловлена определенными факторами. Поэтому сегодня для вас обсуждать маршрутную сеть — бессмысленно, вам важен объем транспортной работы, на которую вы заключите договор. Маршрутную сеть мы примем не раньше марта 2019 года. Но всё же, исходя из расположения транспортных баз, мы и хотим как раз заложить территориальную привязку.
Транспорт без кондукторов
Очень активно на заседании рабочей группы обсуждалась тема отказа от кондукторов. Предполагается, что валидатор будет находиться у водителя и тот сам будет «отпускать» билеты. Перевозчики уверены: это скажется на безопасности движения и создаст очереди на входе в автобус. Кроме того, люди не привыкли платить картами в транспорте.
— Мы по городам, где давно уже безналичная система оплаты, статистику смотрим: у них выручка по безналу всё равно не превышает 50–60 процентов, — рассказал перевозчик. — Причем 30 процентов — это льготники, а самостоятельно выбирают безнал, получается, только 20 процентов. Как отказываться от кондукторов?
Начальник МКУ «Гортранс» Анатолий Путин, который занимается разработкой новой транспортной модели, пояснил, что сейчас они думают, какими мерами будут привлекать пассажиров на безналичную оплату.
— Ну, мы тут немного поторопились, Москва шла к этому пять лет, — рассказал Роман Залесинский. — Мы, конечно, к этому будем стремиться. Когда вы выйдете на работу — у вас будет штат кондукторов. А когда процент безналичной оплаты «перевалит» за 40–50 процентов, кондуктор будет уже обучать: «Ребята, пользуйтесь карточками, вот вам билеты».
Местный коэффициент 0,6
В сентябре городская администрация опубликовала постановление «Об установлении расходного обязательства по организации транспортного обслуживания населения…». Этот документ действует до 31 марта 2019 года. Согласно этому положению, в формулу расчета начальной стоимости муниципального контракта будет внесён местный коэффициент — «процент обеспеченности финансированием работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок». Для автобусов этот коэффициент — 0,5, для трамваев — 0,7. То есть, по сути, перевозчики выполняют работу полностью, а получат сумму, умноженную на этот коэффициент (меньше наполовину).
На заседании власти подчеркнули, что до марта 2019 года будет действовать коэффициент для автобусов — 0,5, а с апреля 2019-го по 2020 год — 0,6.
Перевозчики не понимают, почему они должны полностью выполнять работу, а будут получать за неё только половину. Переживают, что в таких условиях не смогут сделать банковскую гарантию, приобретать достаточное количество топлива, обновлять оборудование.
— Слушайте, а если бизнес просто возьмёт и не пойдёт участвовать? — рассуждают перевозчики. — На таких-то условиях... Или кто-то заявится на конкурс, а потом выяснится, что у них и банковская гарантия липовая или ещё что?
Роман Залесинский ответил, что такие риски действительно существуют, но, по его словам, власть заинтересована в том, чтобы в цене контракта у перевозчиков оставалась прибыль.
Обсуждая коэффициент, участники совещания коснулись темы муниципальных автобусов, работа которых изначально будет осуществляться за счёт бюджетных средств. Перевозчики предположили, что в таких условиях — если МУПу не будет хватать на расходы, как и им всем, — то МУПу придётся просить дополнительные средства из казны, чтобы продолжать работать.
— Если вдруг МУП зайдет на убыточный контракт, а потом придёт просить деньги, то не только у депутатов, но и у надзорных органов возникнут вопросы, — заявил представитель Пермской городской думы. — Если частник заходит в контакт и рискует тем имуществом, что у него есть, то МУП в данной ситуации — это деньги налогоплательщиков.
Перевозчики пришли к выводу, что даже хорошо, что на некоторые их старые маршруты в апреле 2019 года зайдут муниципальные автобусы: «Тогда городские власти и увидят, сколько на самом деле всё это стоит, и просчитают всё заново».
Ранее мы рассказывали, что департамент дорог и транспорта в Перми поручили курировать заместителю мэра по «социалке» Людмиле Гаджиевой.