Год назад, 20 февраля 2018 года, в Перми произошло смертельное ДТП. На кольцевой развязке с улицей Макаренко столкнулись два пассажирских автобуса — маршрутов № 1 и 68. В результате ДТП 12-летний кадет, который был пассажиром автобуса № 68, погиб, мальчику отрезало голову. Сейчас в уголовном деле появляются новые детали и обстоятельства, растет количество фигурантов.
Оба автобуса принадлежали одному перевозчику. Нам удалось встретиться с ним, и он согласился ответить на наши вопросы. Обвиняемый в ДТП водитель автобуса № 1 тоже рассказал свою версию причин трагедии.
«Автобус понесло, как сани!»
С нами согласился пообщаться водитель автобуса № 1 Рамиль Тайсин. За аварию он винит себя до сих пор. Этот рейс для него в тот день был первым, автобус был пустым.
— Было 6:57, выезд по графику был с 7:20. Мой рейс начинался с Садового, я ехал с улицы Макаренко, по круговому кольцу хотел уйти на улицу Тургенева, — вспоминает водитель. — Я начал поворачивать на улицу Тургенева и попал на гололед, автобус понесло прямо. Причем если бы этот участок обработали песком или реагентами, льда бы не было. В итоге я не справился с управлением, и автобус понесло, как сани, он стал практически неуправляемым. Меня понесло по Уинской, там был разделительный островок. Я ударился о него передним колесом, а потом началась встречная полоса. Я увидел впереди автобус № 68 и машину. Ее водитель понял, что мой автобус неуправляем. Между нашими автобусами он успел уйти от столкновения. Я бы на его месте точно так же среагировал. Но с автобусом мы шли лоб в лоб.
По словам Тайсина, водитель другого автобуса нажал на газ. На суде Светлана Филиппова это подтверждала — так, по ее словам, она пыталась уйти от столкновения.
— Если бы она не увеличила скорость, мы бы столкнулись лоб в лоб. Пострадали бы только водители. Я, в принципе, так и ударился, меня прижало, стекло ударило в лоб, — говорит подсудимый. — Повредил ногу, получил гематомы. Возможно, и тот водитель отделалась бы при лобовом столкновении такими же гематомами, и никто другой бы не пострадал. Но она давила на газ, пыталась уворачиваться. Удар пришелся буквально в последнее стекло, туда, где сидел мальчик. Там было оргстекло… Если бы стояло заводское, оно бы просто раскрошилось.
Как заверил Рамиль Тайсин, у его автобуса тоже были неисправности: трещины на лобовом стекле, нерабочие дворники, на переднем и заднем колесах были оборваны шпильки. По его словам, его сменщица год просила пересадить ее с этого автобуса, в итоге ушла на другую машину. Мужчина также рассказывает, что предрейсовых осмотров по утрам почти не проводили.
— Осмотры проходят только вечером. По утрам все было формально, — говорит Тайсин. — В это время выезжает несколько десятков автобусов, механик физически не успеет их все осмотреть — иначе водители просто опоздают. Водители просто подходят, расписываются у механика в журнале о выезде, а он ставит штамп, не видя автобуса. Далее говорят, что смена водителя восемь часов. Да, например, в «Горэлектротрансе». У частников все иначе. У меня рейс начинался в 7:20 и заканчивался в 0:03. Работал я по три смены, а три дня отдыхал. За ставку за обычную смену никто не будет работать.
На вопрос о том, почему он сам соглашался работать в таких условиях, Рамиль Тайсин отвечает: от безысходности.
— Я живу в Бардымском районе. Хотел обеспечивать семью, поехал на заработки в Пермь. Искал работу с возможностью ночлега, найти было сложно. У перевозчика я платил за ночевку по 150 рублей. У меня были бешеные кредиты, 30 тысяч в месяц платил за них. Двое детей, младшей годик, старшей — семь лет. У нас в деревне вообще единственные дети — только мои. Работы нет, магазинов даже нет. В самой Барде зарплаты по 10 тысяч рублей.
После той аварии мужчина ни разу больше не садился за руль. Появился страх. Хотя водительский стаж у Тайсина большой, на пассажирских автобусах он ездил всего шесть лет.
— Я виноват. Жалко мальчишку. Я сам отец. Мама мальчика не хочет со мной общаться. Я очень сожалею и прошу простить меня, — говорит в конце встречи мужчина.
Перевозчик: «Оргстекла не было!»
Согласно договору аренды ответственность за техническое состояние автобусов несет перевозчик, который взял в аренду машины. С нами пообщался директор ООО «Транс-А» Сергей Жуланов. С доводами водителя он не согласен.
— Трагедия произошла, потому что водитель автобуса № 1 не справился с управлением. Оба автобуса были технически исправны, иначе бы их не выпустили на линию, — считает Жуланов. — Каждое утро и каждый вечер автобусы осматривают техники. Нас только что привлекли в качестве соответчика. Была ли экспертиза, мы пока не знаем. Только начали знакомиться с материалами.
Наличие оргстекла в автобусе № 68 перевозчик отрицает и подчеркивает, что это — экономически невыгодно.
— Стоимость квадратного метра поликарбоната, если действительно там стоял поликарбонат, выше, чем стекла, — говорит перевозчик. — Более того, еженедельно сотрудники полиции выезжают в рамках операции «Автобус» и контролируют состояние пассажирского транспорта. И если они заметят, что стоит не стекло, а нечто иное, выпишут постановление о приостановке эксплуатации машины, снимут ее с рейса, выпишут штраф до 50 тысяч рублей. А в случае переоборудования вообще могут аннулировать регистрацию автобуса. Восстановить ее можно только по суду. Поэтому такие нарушения граничат со слабоумием.
По словам Сергея Жуланова, контроллеру КПП (контрольно-пропускного пункта) нет никакого основания выпускать в рейс неисправную машину.
— Они за смену получают оклад. Выпустил он автобус или завернул его в ремонтную зону — от этого его зарплата никак не зависит, — отметил перевозчик. — А в случае если на линии обнаружат автобус с неисправностью, которую пропустил механик КПП, ему грозит штраф. Какой ему смысл вкладывать свои пять тысяч рублей из-за того, что он выпустил неисправную машину?
Жуланов признает, что в автопарке есть машины, которые эксплуатируются более 30 лет. Но, по словам перевозчика, они на ходу.
— А есть машины, которым пять лет, и они уже «встали», — говорит перевозчик. — Поэтому возраст автобуса на самом деле не главное. Если он соответствует требованиям технического регламента, он может быть допущен к рейсам. У новых автобусов много электроники, которая может сломаться. Я не хочу сказать, что не надо покупать новые автобусы, процесс обновления неизбежен. Автобусы, которые попали в это ДТП, — марки Scania, они достаточно надежные. Что значит на автобусе № 1 была лысая резина? Глубина протектора у нас на колесах транспорта зимой 4 миллиметра, летом — 2 миллиметра. Это наши внутренние требования, они жесткие. Более того, колеса выходят из строя не в связи с износом протектора, а в связи с боковыми порезами и недостаточным давлением. Откуда такое «лысое колесо» взялось? Я не знаю. Из парка он не смог бы с таким колесом выехать. Оба автобуса у нас изъяли сразу же после аварии. Их до сих пор нам не отдали.
Как считает перевозчик, виновник ДТП нарушил скоростной режим. Говоря об этом, он приводит слова водителя автобуса маршрута № 68 — она говорила о том, что возможность избежать столкновения была.
— Для начала надо было выбрать соответствующий скоростной режим, во-вторых, тормозить и маневрировать. Водитель автобуса № 1 Тайсин двигался вне маршрута. По словам Светланы Филипповой, была велика вероятность, что Тайсин бы протаранил среднюю часть салона, где в накопителе стояли пассажиры, среди них — женщины и дети. И сколько бы тогда было жертв?
По словам перевозчика, отбор водителей у них жесткий. При приеме на работу запрашивают удостоверение соответствующей категории, медсправку. После водитель проходит стажировку — выходит на маршрут с водителем-наставником. Такие требования, по словам Жуланова, действуют для всех кандидатов, даже если водительский стаж у них 20 лет. Про смены перевозчик сообщает, что водители работают в две — первую и вторую, длительность смены — до 10 часов. С лета, по словам Жуланова, планируется сокращение до девяти часов.
Водителя автобуса маршрута № 1 Рамиля Тайсина сейчас судят по статье «Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека». Обвинение предъявили и водителю автобуса № 68 Светлане Филипповой, чьим пассажиром был погибший мальчик, — по статье «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть человека». Женщине грозит до шести лет лишения свободы.
Мама погибшего мальчика предъявила иск перевозчику Сергею Жуланову, компании «Махаон» и водителю автобуса маршрута № 1 Рамилю Тайсину. Общая сумма иска — 30 миллионов рублей. Женщина не посещает суды. Из Перми она переехала в Краснодарский край.