Дороги и транспорт С 1 февраля в Перми на трех маршрутах можно будет оплатить проезд без кондуктора. Рассказываем, как всё будет устроено

С 1 февраля в Перми на трех маршрутах можно будет оплатить проезд без кондуктора. Рассказываем, как всё будет устроено

Первые недели кондукторы в автобусах останутся, они будут объяснять, как пользоваться стационарным терминалом

Вот он, автобус будущего — без кондукторов

С 1 февраля в Перми начнется эксперимент по оплате проезда в общественном транспорте без участия кондукторов. На трех городских маршрутах пассажиры смогут оплатить проезд, приложив карту к стационарному валидатору, установленному у каждой двери и в районе накопительной площадки автобуса. В прямом эфире 59.RU начальник департамента транспорта Анатолий Путин тестировал новую систему и рассказывал, как она будет работать. Публикуем расшифровку эфира.

Где заработает новая система?


Тестировать бескондукторную систему оплаты проезда в течение двух месяцев будут на автобусных маршрутах № 4 Микрорайон Нагорный — Дворец спорта «Молот» и № 80 Детский дом культуры имени Кирова — Улица Милиционера Власова, а также на трамвайном маршруте № 6 Разгуляй — ОАО «Велта». После эксперимента в департаменте транспорта будут решать вопрос о дальнейшем расширении списка маршрутов.

Что нужно сделать, чтобы оплатить проезд?

При входе в автобус нужно приложить к считывателю стационарного валидатора банковскую, транспортную карту или смартфон. После этого на терминале появится сообщение, что проезд оплачен. Если карта находится в стоп-листе, пассажир увидит сообщение о том, что карта заблокирована. Билеты на стационарном валидаторе не распечатываются.

Турникетов у входа в автобус не будет. Как показывает опыт других городов, они создают очереди у дверей, но при этом не гарантируют стопроцентной оплаты проезда. Есть случаи, когда через турникет проходят по двое, перепрыгивают его или ломают.

Если пассажиру нужно получить подтверждение о том, что он совершал поездку, например для отчетности по работе или для страхового случая, он может воспользоваться личным кабинетом на сайте Edem.permkrai.ru либо обратиться в МКУ «Гортранс» за заверенными бумагами с подписью и печатями.

А если у меня только наличные?

Если пассажир хочет оплатить проезд наличными, он должен подойти к водителю при посадке и оплатить проезд у него. То же самое нужно сделать, если стационарный валидатор показал при оплате, что карта заблокирована.

Входить пассажиры смогут через все двери, валидаторы установлены возле каждой из них

Что делать, если я хочу воспользоваться бесплатной пересадкой?

Напомним, стационарный валидатор не выдает билет. Поэтому чтобы получить его, нужно оплатить проезд у водителя. Сделать это можно за наличный или безналичный расчет. При пересадке нужно также подойти с этим билетом к водителю (или кондуктору, если он есть) и показать билет, чтобы получить пересадочный талон.

В будущем, когда в целом в городском транспорте начнут работать стационарные валидаторы, процесс пересадки планируют автоматизировать. Это будет работать так: пассажир оплатит проезд, приложив карту к валидатору, пересядет на другой автобус и снова приложит карту к валидатору. Если время бесплатной пересадки к этому моменту не истечет, пересадка зафиксируется и дополнительных списаний не будет.

А если валидатор сломался?

В кабине водителя есть головное устройство, которое сообщает о том, что валидатор неисправен. В таком случае перевозчик должен оперативно устранить неисправность.

Кондукторов совсем не будет?

Эксперимент будет проходить в несколько этапов. Первую неделю с 1 по 7 февраля на маршрутах, где будет проходить эксперимент, кондуктор останется. У него будет, как обычно, переносной терминал, с помощью которого он сможет выдать пассажиру билет, если тот хочет потом совершить пересадку или у него только наличные. В остальных случаях кондуктор будет подсказывать пассажирам, как оплатить проезд с помощью стационарного валидатора. На второй неделе эксперимента в автобусе или трамвае по-прежнему останется кондуктор, но он уже не будет принимать оплату проезда, а сможет только консультировать пассажиров. На третьей неделе начнется тестирование в чистом виде — кондукторов на маршруте не будет.

На самом валидаторе есть подсказки, как им пользоваться

Кто тогда будет контролировать наличие масок у пассажиров и обрабатывать салон автобуса?

За масками будут следить контролеры. Вопрос обработки салона каждый перевозчик будет решать сам. Они могут привлечь клининговую компанию или других трудоустроенных кондукторов.

Кондукторов этих маршрутов уволят?

По словам Анатолия Путина, во время эксперимента никаких сокращений не произойдет. Все кондукторы, которые работали на этих трех маршрутах, продолжат работать на своих предприятиях. В зависимость от итогов эксперимента в дептрансе будут решать, как организовать работу других маршрутов. То есть кондукторов либо сохранят полностью или частично, либо от них полностью откажутся. В зависимости от этого решения в департаменте окажут помощь людям при трудоустройстве на новые места. Всего кондукторами в городском транспорте работает около двух тысяч человек, но их численность постоянно колеблется из-за высокой текучки кадров.

Как будут контролировать, оплатил ли пассажир проезд?

На каждом этапе эксперимента будут работать контролеры, их число увеличится. У каждого будут свои терминалы. Прежде чем начать проверку, контролер снимет со стационарных валидаторов данные об оплате проезда. Затем контролер подойдет к каждому пассажиру, а тот в свою очередь должен приложить свою карту к его терминалу. На экране появится сообщение, была с этой карты оплата или нет. Если, например, с банковской карты платили за трех человек, то на терминале это отобразится.

— В первые недели мы будем ограничиваться предупреждениями, разъяснять пассажирам особенности новой системы, — объяснил Анатолий Путин. — Штраф, напомню, составляет 500 рублей за первое нарушение, 1000 рублей — за второе в течение года. С третьей недели эксперимента, когда пассажиры смогут сориентироваться и мы проверим работу оборудования, начнем составлять протоколы об административном правонарушении.

Видите эту кнопку справа? Если ее нажать и приложить к считывателю транспортную карту, можно узнать баланс

В департаменте транспорта рассчитывают, что пассажиры будут сталкиваться с контролерами хотя бы раз в неделю.

— Понятно, что контролер не сможет каждый день в одно и то же время к каждому пассажиру подходить, — рассказывает начальник департамента транспорта. — Какая логика: штраф за безбилетный проезд составляет 500 рублей. Среднестатистические расходы человека в месяц на транспорт — около двух тысяч. Соответственно, если хотя бы раз в неделю человек видит контролера, то размер штрафа примерно соответствует той сумме, которую человек может сэкономить, злоупотребив правом бесплатного проезда.

Что делать, если валидатор спишет деньги за проезд дважды?

Анатолий Путин утверждает, что случаи, когда на самом деле было несколько списаний, единичные. Как правило, такие обращения связаны с тем, что списание происходит не в момент поездки, а вечером либо на следующий день, когда валидатор выгрузил всю информацию в банк. Если на самом деле выявляются случаи двойного списания, деньги возвращают пассажирам. Для этого нужно обратиться в департамент транспорта.

Я смогу заплатить за проезд нескольких людей одной картой?

По банковской карте или с помощью смартфона оплатить проезд можно до пяти раз в одном автобусе или трамвае. По транспортной карте оплата пройдет только два раза.

Когда система заработает на всех маршрутах?

По контрактам с перевозчиками на бескондукторную оплату проезда все должны перейти 1 июля 2021 года. До этого времени перевозчики должны решить все технологические вопросы.

Бонус: с помощью стационарного валидатора можно посмотреть баланс транспортной карты

Для этого нужно нажать кнопку сбоку на валидаторе, а после этого поднести к считывателю карту. Но из-за плохой связи с сервером баланс может отобразиться не сразу. Сделать это можно один раз за рейс.

Также с 1 февраля в трамваях Перми появится адресное открытие дверей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем