
В Перми подрядная организация сорвала сроки выполнения капитального ремонта трамвайных путей на улице Уральской. Компания «Перминжельстрой» должна была завершить все работы (включая благоустройство) до 1 декабря, но объект пока не готов. Корреспондент 59.RU оценил состояние трамвайной инфраструктуры в Мотовилихе. Какие вопросы и претензии остаются к до сих пор ремонтируемым путям? Об этом в нашем разборе.
Кривые и волнообразные «прямые»
Проверку состояния трамвайной инфраструктуры мы начали возле Сквера Розалии Землячки. Первое, что бросается в глаза, — пути не выправлены должным образом.

— Надо просто понимать, что вручную выправить путь нормально практически невозможно, — прокомментировал фотографию 59.RU собеседник из отрасли. — Нужна специальная техника. Она есть у некоторых компаний, занимающихся трамвайными путями. Аналогичные машины есть у железной дороги. Лучший выход — обращаться к подрядчикам, имеющим в арсенале такие машины.
В повороте на пересечении трамвайных путей с проезжей частью улицы Циолковского выделяется угловатый изгиб. Стереотипного звука удара колес от этого не будет, однако рывок в сторону при движении трамвая пассажиры почувствуют.

Помимо выправки есть вопросы и к стыкам рельсов. Несмотря на применение сварки для избавления от стыков, полностью отказаться от них невозможно ввиду изменяющейся температуры в зимний и летний периоды. Однако, по мнению собеседника 59.RU, оставленные в Мотовилихе стыки чрезмерно большие.

На некоторых участках рельсы выглядят так, словно почва приходила в движение во время землетрясения. Например, вот такая «волна» около входа в школу «Траектория».

Между остановками «Улица Грачёва» и «Улица Ивановская» нет пересечений трамвайных путей с другой инфраструктурой, но даже там трамвайные пути не выпрямлены.

По сравнению с концом августа, на большей части путей между остановками «Улица Ивановская» и «Улица 1905 года» между рельсами уложена плитка. Исходя из этого, можно предположить, что подрядчик уже не планирует возвращаться на этот участок, однако рельсы там лежат криво.

Между остановкой «Улица 1905 года» и улицей Лифанова в повороте рельсы лежат волнообразно. Конечно, рельеф в том месте с уклоном, однако ухабы для трамваев — не то, чего хочется пассажирам.

На некоторых участках заварен только один из двух стыков, при этом выглядят они как искусственные разрывы. Собеседники 59.RU из отрасли не смогли предположить, в чем цель подобных швов, кроме возможного повреждения металла, которое не было предусмотрено.

Отдельный вопрос остается к укладке подобных «заплат» в месте соединения разных участков рельсо-шпальной решетки. Один из собеседников 59.RU рассказал, что подобным образом раньше проводили аварийно-восстановительные работы, а потому наблюдать этот метод при капитальном ремонте как минимум странно.

Разворотное кольцо
Текущий ремонт путей мы оценивали в воскресенье, 5 декабря. На участке от Землячки до разворотного кольца рабочих не было. На самом кольце ремонтники были — ковшом экскаватора рабочие деформировали и изменяли геометрию рельсов. После этого люди в спецовках проверяли расстояние между рельсами и чеканили металл инструментом, похожим на костыльный молоток.


Отметим, что из-за неготовности второго (внутреннего) пути на разворотном кольце трамваям негде останавливаться на длительный межрейсовый отстой, а также на обед. Из-за этого страдает качество расписания электротранспорта, поскольку диспетчеры вынуждены перераспределять вагоны по другим местам стоянок.

Плитка
На участке от улицы Ивановской до разворотного кольца вдоль путей лежит плитка, которая еще не уложена между рельсами. Вокруг некоторых столбов разобрано несколько блоков, которые до сих пор ждут «специально обученных парней», чтобы уложить недостающие сегменты. В некоторых частях уже уложенная плитка трескается и проседает.

В некоторых местах отсутствует несколько фрагментов плитки. Там же заметны межрельсовые стыки, которые не сварены. Можно предположить, что рабочие таким образом специально оставили доступ к местам, где в будущем намерены произвести сварку рельсов, однако так это или нет — доподлинно неизвестно.

Остановочные павильоны
Помимо строительства новых трамвайных путей и контактной сети, в обязательства подрядной организации входит обустройство 13 остановочных павильонов за 6 миллионов рублей. В наносимых на остановочные павильоны надписях есть как орфографические, так и синтаксические и даже фактологические ошибки.
В частности, в сокращенном варианте написания названия остановки «Дворец культуры имени Ленина» после аббревиатуры ДК существительное «имени» необоснованно написано с заглавной буквы.
В транслитерации слова «Улица» сразу на нескольких павильонах почему-то оказалась с удвоенной буква «л», а у остановки «Улица Грачёва» из-за замены буквы «ё» на «е» ошибка и в транслитерации: вместо Ulitsa Grachyova для иностранцев написано Ullitsa Gracheva.

Кроме того, расположение надписей названия остановок на павильонах отличается от требований, предусмотренных в техническом задании госзакупки. В частности, на боковых стенках не соответствует стандарту расположение надписей на русском и английском языках.
«Бермудским треугольником» можно назвать ситуацию, произошедшую на трамвайной остановке «Улица Ивановская». Стоящие друг напротив друга остановочные павильоны словно спорят друг с другом о том, в какой стороне расположен центр города. Если местные жители ориентируются в Перми и не обращают на это внимание, то для гостей города эта ошибка может оказаться фатальной.

После нашего фоторепортажа с ремонтируемого участка в конце августа платформа у трамвайной остановки «Улица 1905 года» в направлении центра Перми получила свое расширение. Размеры увеличившейся площади намекают на возможность появления здесь остановочного павильона, однако в то же время значительно сократилось место для передвижения пешеходов, направляющихся к автобусной остановке.
Альтернативный вариант спуска в виде ступенек здесь так и не появился, и в остальной части платформа осталась узкой. Ранее мы уже обращали внимание, что для удобства пассажиров ширина платформы должна быть больше. К слову, как мы и опасались летом, из-за образовавшейся наледи подниматься и спускаться по откосу крайне затруднительно.

Расстояние и высота остановочных платформ
При просмотре фотографий на мониторе компьютера становится заметно, что на разных остановках высота и расстояние остановочных платформ от входа в трамвай различается. Если на остановке «Улица 1905 года» зазор между уличной площадкой и салоном электротранспорта минимальный, то на остановках «Улица Грачёва» и «ДК им. Ленина» расстояние значительное.

Дорожные знаки
На нескольких остановках посреди узких платформ установлены столбы для дорожных знаков. Они делят пешеходные тротуары практически по центру, тем самым значительно затрудняя передвижение людей.

Благоустройство территории
Вдоль ремонтируемых трамвайных путей лежат упаковки неуложенной плитки, а также материалы, используемые в том числе в качестве подушки под плиткой. Водосток от Ивановской до реки Ивы местами прикрыт деревянным настилом, в нескольких местах он засорен строительным мусором.
Лестница со спуском возле перекрестка с улицей Калининградской уже разрушены: ступени покосились, бордюрный камень не зафиксирован, а на скате для колясок и для маломобильных граждан глубокая трещина. При этом поручень, предусмотренный для помощи пешеходам, зафиксирован не полностью и не способен выдержать вес опирающегося человека.

Сразу на нескольких пересечениях с проезжими частями после укладки новых трамвайных рельсов и бетонных плит в асфальте остались трещины. На нескольких пешеходных переходах имеются зазоры, а на улице Работницы, где бетонные плиты уложены хаотично, бордюрный камень отсекает половину ширины тротуара.
Отметим, что среди оплачиваемых обязательств подрядной организации есть восстановление благоустройства и утилизация мусора. В качестве оплаты предусмотрены средства в размере 1,1 и 1,9 миллиона рублей соответственно.
Что говорят сотрудники транспортной отрасли?
Корреспондент 59.RU на условии анонимности обсудил качество ремонта путей с несколькими водителями трамваев, которые управляют электротранспортом на улице Уральской. Все они однозначно подчеркнули улучшение качества полотна после исправления ошибок, которые были допущены изначально при проведении ремонта. Со слов вагоновожатых, плавность хода повысила комфорт, а скорость движения на прямых участках доходит до 40 км/ч.
Тем не менее ряд замечаний все-таки есть: на поворотах вместо плавных кривых порой встречаются слишком резкие изгибы, а также несколько чувствительных стыков на расстоянии порядка 20 метров в направлении центра Перми напротив дома № 75/1 по Уральской.

В пресс-службе МУП «Пермгорэлектротранс» признали, что с их стороны были выявлены замечания к качеству ремонта, однако от подробностей в муниципальном предприятии воздержались. Приводим ответ компании, которая занимается трамвайными перевозками в Перми, без сокращений.
— МУП «Пермгорэлектротранс» регулярно проводит мониторинг качества выполнения работ по капитальному ремонту объектов трамвайной инфраструктуры на улице Уральской, — сообщили 59.RU в пресс-службе «ПГЭТ». — Замечания, выявляемые в рабочем порядке, оперативно передаются подрядчику и заказчику работ. Эти мероприятия проводятся системно.
Что говорят в городской администрации?
Редакция 59.RU в конце ноября направила запрос в городскую администрацию о готовности капремонта трамвайных путей на Уральской. В пресс-службе мэрии 59.RU сообщили, что подрядная организация нарушает сроки выполнения ремонта.
— На сегодняшний день не завершены работы по послеосадочному ремонту трамвайных путей и укладке плитного покрытия, — уточнили 59.RU в пресс-службе администрации Перми. — Оплата работ подрядной организации будет осуществляться только после окончания всех работ и их приемки. По информации от подрядной организации, основные виды работ будут завершены в срок до конца года.
Также в мэрии утверждают, что дорожные знаки, некоторые из которых установлены посреди остановочных платформ, смонтированы без нарушений.
— Средства организации дорожного движения размещены в соответствии с утвержденным планом организации дорожного движения, — обозначено в ответе властей на редакционный запрос 59.RU. — Размещение дорожных знаков на опорах освещения и контактной сети невозможно ввиду необеспечения габарита.
Во время выполнения ремонта МКУ «Пермблагоустройство» заключило несколько дополнительных соглашений к ранее заключенным муниципальным контрактам для оплаты большего объема работ, нежели было предусмотрено изначально, а также для учета дополнительных материалов. Таким образом сумма вознаграждения подрядчика за выполнение всех работ увеличилась на 31,3 миллиона рублей — до 367,3 миллиона.
Напомним, капремонт трамвайных путей на улице Уральской в Перми проводит АО «Перминжельстрой». Эта компания специализируется на строительстве автодорог, ранее она уже получила 110 государственных и муниципальных контрактов, 32 из которых — от КГБУ «Управление автодорог и транспорта» Пермского края на общую сумму 3,1 миллиарда рублей. По итогам 2020 года фирма зарегистрировала 54,4 миллиона рублей выручки и 4,5 миллиона чистой прибыли. Руководит «Перминжельстроем» Юрий Федоткин, являющийся учредителем ООО «Асфальт-Мастер», которое также занимается строительством автодорог.
Ранее мы рассказывали, что глава Перми Алексей Дёмкин заявил 26 августа в прямом эфире во «ВКонтакте», что «ремонт трамвайных путей на улице Уральской завершен».