Дороги и транспорт «Все вопросы водители решают только через нас»: интервью с диспетчером «ГорТранса»

«Все вопросы водители решают только через нас»: интервью с диспетчером «ГорТранса»

Как в Перми следят за движением транспорта

Коллектив Центральной диспетчерской службы традиционно женский

Сегодня, 1 июня, свой 55-летний юбилей отмечает Центральная диспетчерская служба «ГорТранса». Ежедневно 8 диспетчеров из 36 сотрудников в штате круглосуточно контролируют работу городских автобусов и трамваев. Благодаря их работе общественный транспорт соблюдает расписание, а при внештатных ситуациях специалисты помогают водителям вернуться в свой график. В честь праздничной даты диспетчерам вручили благодарственные письма и памятные подарки от руководства пермского дептранса и городской администрации.

— За всё время работы пермская Центральная диспетчерская служба не только готовила настоящих профессионалов своего дела, но и была одним из лидеров по внедрению новых технологий, — рассказал начальник пермского дептранса Анатолий Путин. — Сейчас мы готовимся к модернизации программного обеспечения для возможности оперативного реагирования в случае внештатных ситуаций на линии. Это позволит предоставить пассажирам еще более высокий уровень сервиса.

Организация и контроль работы городского общественного транспорта Перми исторически имеет лучшее развитие в сравнении с большинством городов России. Однако как бы ни была настроена автоматическая система навигационного контроля, неотъемлемой частью работы остаются специалисты.

Тамара Бушуева, одна из диспетчеров, рассказала об организации работы ЦДС. Она одна из самых опытных диспетчеров пермского «ГорТранса». Ее стаж работы в ведомстве больше остальных коллег, за исключением только начальницы отдела навигационного контроля и учета транспортной работы Татьяны Михайловой.

Диспетчер ЦДС Тамара Бушуева во время рабочей смены

— Я работаю с 1976 года, 47-й год пошел. Окончила Кунгурский автотранспортный техникум, попала сюда по распределению и по сей день сижу «на одном стуле». Раньше на улице Механошина работали, и стул меняла, но одна должность, никуда не уходила.

— У Вас профильное образование. Сразу планировали идти сюда?

— Пришла, работа понравилась. Мы сразу работали с 5 утра до часа ночи, после чего два дня отдыхали. Стажировка была меньше месяца, после чего посадили работать самостоятельно. В первое время было страшно, когда напротив смотрела начальница.

Раньше же у нас была индуктивная связь, мы вызывали водителей по связи, отметок было много. Меня посадили на маршрут, где отметок было поменьше, а напротив меня сидела девочка, которая нервничала. Думаю, лучше бы мне больше маршрутов сразу дали, я вроде сначала тоже понервничала, но быстро привыкла. Со временем привыкла к своим маршрутам, и с водителями уже друг друга узнавали по голосам: знали уже, где «Вася» и «Петя» приехали, и они также узнавали нас по голосам.

— Как организован ваш рабочий день?

— Мы приходим на работу к 8 утра, принимаем смену. Всё сверяем, проверяем каждый час отметки. Бывает, что навигационные данные не обновляются или перевозчик машину не запланировал в системе на работу. Иногда график по технической неисправности не вышел или сошел с линии — тогда мы вызываем водителя или звоним представителям компании-перевозчика.

— В восемь утра принимаете смену у ночных дежурных или до этого времени за утренним выпуском следит только автоматическая система?

— Мы работаем сутки через трое: оплачивается 20 часов работы, 4 часа посреди ночи у нас, как у автобусов, отстой. Заступив на смену в 8 утра, мы отслеживаем до часа ночи все рейсы автобусов и трамваев до последнего, после чего закрываем отчетности. В 04:40 уже начинают выходить из депо трамваи — и мы уже на боевом посту. В 8 часов утра нас на рабочем месте сменяют.

Беседа с Тамарой Бушуевой проходит в межпик, когда рабочая нагрузка минимальная

— Не каждый сможет работать практически целые сутки. Когда вы успеваете отдыхать?

— Посреди дня у нас есть обеденный перерыв: некоторые ходят в буфет на первом этаже, кто-то успевает прогуляться до кафе. Также есть комната отдыха, в ней есть диваны и микроволновка. В основном мы берем еду с собой и при необходимости разогреваем.

— Сколько человек одновременно контролирует работу всех городских автобусов и трамваев?

— В каждой смене мы работаем восьмером, будний это день или выходной. Также с нами работает старший диспетчер — получается девять человек.

Во время разговора звонит телефон диспетчера. Водитель трамвая сообщает, что после замены вагона он не успевает встать в расписание, и уточняет, как ему следовать для нагона своего графика.

Незапланированные ситуации происходят всегда, в том числе во время интервью

— Значит, и водители трамваев тоже напрямую под вашим контролем? У «Пермгорэлектротранса» нет отдельных диспетчеров для трамваев?

— Да, все вопросы водители и автобусов, и трамваев решают только через нас. С момента выхода на линию и до окончания смены по всем вопросам они обращаются к нам.

— Как между диспетчерами распределены маршруты для контроля?

— У каждого — по одному трамвайному маршруту, а также несколько автобусных. Периодически нам меняют маршруты для контроля между собой. Главное, чтобы у всех было примерно одинаковое количество графиков. У меня «двойка» из трамваев и автобусные маршруты № 1, 25, 51, 67 и 75. Также у нас распределены маршрутные такси, у меня — № 10т и 11т.

— У маршрутных такси требований к соблюдению расписания практически нет. Неужели диспетчерский контроль организован и за маршрутками?

— Периодически бывают звонки и по маршрутным такси. Сегодня, например, позвонили двое с 10т и говорили, что у них почему-то нет связи с навигацией. Но если у автобусов допустимо отклонение не более 5 минут, то маршрутки могут отклоняться и на полчаса, и вовсе не выходить на линию.

— У каждого диспетчера есть по одному трамвайному маршруту. Значит, нет отдельного специалиста, который специализировался бы только на рельсовом транспорте?

— Когда на трамвайных путях происходит ДТП, в отличие от автобусов, вагоны просто так объезжать не смогут: надо вовремя укоротить, отправить в другое направление, чтобы трамваи не простаивали. А затем еще и всех расставить так, чтобы вернулись в свое изначальное расписание. Если на пути хотя бы двух маршрутов будет остановка движения, одновременно их раздвинуть и пустить в объезд будет уже непросто, а по той же Северной дамбе ходит сразу четыре маршрута.

— Кстати, про про управление трамваями: периодически из-за аварий на пути следования вагонов их запускают в объезд. Насколько оперативно удается организовать изменение движения трамваев?

— Сразу после инцидента водители сообщают нам, что движение на том или ином участке заблокировано. Затем мы сообщаем водителям на маршруте, как им следует ехать в объезд. Это автоматизировано и происходит очень быстро. Если до кого-то текст не дошел, вызваниваем напрямую. Но иногда либо до нас информация доходит не моментально, либо из-за низкого интервала движения какой-нибудь вагон успевает проехать поворот и все-таки попадает в простой.

На одном экране — отслеживание меток транспорта, на другом — диспетчерская программа

— Как часто приходится вмешиваться в работу и вручную вносить изменения в работу транспорта?

— Сейчас съезд автобусов с линии — это единичные случаи, выход графиков на линию — почти 100%. Раньше же, в восьмидесятых годах, доля выхода бывала на уровне 50–70%. Тогда нам приходилось регулярно раздвигать работающие машины и делать общий интервал, менять время обедов… Теперь перевозчики при необходимости сами оперативно организовывают замену, а сход с линии — чуть ли не событие.

— Наверняка и сейчас бывают проблемные ситуации. С какими затруднениями в наши дни приходится сталкиваться?

— Летом по пятницам бывают пробки в направлении дачных кооперативов, когда люди выезжают из города на автомобилях. Коммунальный мост вызывает задержки, по утрам до 10 минут задержки на шоссе Космонавтов появляются. Зимой проблемы из-за низкого качества уборки остановочных карманов и отсутствия посыпки дорог песком и реагентами. Иногда приходится несколько дней ждать, когда коммунальщики доезжают до проблемных участков.

— Какой самый напряженный момент на работе припомните в последнее время?

— Весной начинают ремонтировать дороги, это сказывается на соблюдении расписания. В мае проводят спортивные эстафеты, перекрытия улиц вместо бега на стадионах создают проблемы. Мы стараемся сгладить картину движения транспорта. Также сложнее работать с трамваями, пока у нас временно работает только депо «Балатово». Надеемся, что «Красный Октябрь» откроют поскорее. Еще иногда на улице Белинского паркуют автомобили в габарите прохода трамваев, из-за этого движение тоже останавливается, пока машину не переставят.

Диспетчеры видят план и факт соблюдения или отклонения от расписания на каждую минуту

— Как на вашей работе сказалась пандемия?

— Во время самоизоляции мы продолжали работать. Было сложнее, когда коллеги заболевали или уходили на карантин. Нагрузки было больше: вместо суток через двое порой приходилось работать день через день.

— У Вас достаточно серьезная и ответственная работа… Однако наверняка время от времени происходят курьезные ситуации?

— Всякое бывает, но забавные ситуации случались чаще, когда мы работали на старом оборудовании. В основном забавные были оговорки, когда водители нас не расслышали. Мы спрашиваем водителя: «У вас какой класс?», а он в ответ: «А вы откуда знаете, что я пью квас?»

— За последние пару лет курьезных моментов не припомните?

— В последнее время мы скорее ищем потерянные вещи и детей, когда нам звонят пассажиры, а в остальном курьезных ситуаций нет. Сегодня один из водителей позвонил и сообщил, что нашел в салоне кем-то забытый самокат. Бывает, даже холодильники кто-то в транспорте забывает.

— На ваш взгляд, чего не хватает для идеальной работы?

— Трамвайные пути необходимо полностью отделить от автомобилей, чтобы никто не выезжал и не мешал их движению. А для автобусов больше выделенных полос движения, чтобы в пробках не стояли и лучше соблюдали расписание.

Новости компаний

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем