Все новости
Все новости

Жизнь и смерть пермского троллейбуса: как всё начиналось и чем закончилось. Смотрим фото и ностальгируем

С улиц Перми троллейбусы пропали в 2019 году

Троллейбусы на Компросе стали привычными еще в 1960-е годы

Поделиться

Четыре года назад в Перми не стало троллейбусов: с июля 2019-го в городе отказались от этого вида транспорта. Предлагаем вспомнить историю пермских «рогатых автобусов», разглядывая архивные фото.

Первый — по Компросу

О запуске в Перми троллейбусов заговорили в середине 1950-х, после запуска Камской ГЭС. Электроэнергии с лихвой хватало на разные нужды, и Пермь решила не отставать от других городов страны, где уже имелись троллейбусные сети. В марте 1958 года городские власти утвердили первый маршрут: «ДК имени Сталина» (сейчас это ДК Солдатова) — «Проспект Сталина» (Тихий Компрос) — «Комсомольский проспект» — «Улица Краснова» — «Улица Карла Маркса» (Сибирская) — «Улица Орджоникидзе» (Монастырская) — «Речной вокзал».

Позже маршрут удлинили и убрали поворот на Сибирскую: «Троллейбусное депо» — «Поселок имени Сталина» (район улицы Клары Цеткин) — «ДК имени Сталина» — «Комсомольская площадь» — «Панорамный кинотеатр» (то есть «Кристалл») — «Сад имени Горького» — «Политехнический институт» — «Улица Ленина» — «Художественная галерея» — «Сад имени Решетникова».

Первую троллейбусную линию пермяки торжественно открыли 5 ноября 1960 года

Первую троллейбусную линию пермяки торжественно открыли 5 ноября 1960 года

Поделиться

В этом фрагменте приказа городского исполкома прописан первый маршрут: он пролегал от троллейбусного депо до Сада имени Решетникова

В этом фрагменте приказа городского исполкома прописан первый маршрут: он пролегал от троллейбусного депо до Сада имени Решетникова

Поделиться

Для нового вида транспорта нужны были водители, которые умели им управлять. Поэтому при Пермском трамвайном управлении открыли специальные курсы. Первый выпуск состоялся в октябре 1960-го, и всех водителей (27 человек) сразу включили в штат созданного троллейбусного депо.

Когда-то от Речного вокзала можно было прокатиться не только на автобусе (как сейчас), но и на троллейбусе

Когда-то от Речного вокзала можно было прокатиться не только на автобусе (как сейчас), но и на троллейбусе

Поделиться

По Северной дамбе тоже ходили троллейбусы. Фото 1968 года

По Северной дамбе тоже ходили троллейбусы. Фото 1968 года

Поделиться

Ожидающие на остановке у Дома санитарного просвещения по улице Пушкина (сегодня — храм Симеона Верхотурского)

Ожидающие на остановке у Дома санитарного просвещения по улице Пушкина (сегодня — храм Симеона Верхотурского)

Поделиться

Компрос в снегу, 1960-е

Компрос в снегу, 1960-е

Поделиться

Первый троллейбус проехал по Перми 5 ноября 1960 года. Запуск линии был торжественным мероприятием, горожане даже перерезали символическую ленточку. Первые пассажиры прокатились бесплатно, билеты в тот день еще не продавали. Затем за одну поездку нужно было платить по 40 копеек, а за провоз багажа — рубль.

Сначала троллейбус ходил от Комсомольской площади до Сада (сквера) Решетникова. После обкатки стал выезжать и собирать пассажиров от ДК имени Сталина, а затем и от депо. В те дни его появление на улице вызывало ажиотаж у пермяков. Взрослые, конечно, реагировали сдержанно, а вот дети — с громким восторгом.

Район Октябрьской площади

Район Октябрьской площади

Поделиться

Открытка 1966 года: непривычно узкое шоссе Космонавтов

Открытка 1966 года: непривычно узкое шоссе Космонавтов

Поделиться

Троллейбусная сеть Перми разрасталась вплоть до начала 1990-х. В 1962-м троллейбусы пошли по Северной дамбе: от площади Дружбы к Центральному рынку, а затем и на ипподром. Десять лет спустя — по улице Ленина к станции Пермь II, а в 1981-м — по Сибирской к Перми I вместо убранного трамвая. В 1986 году появились маршруты через Южную дамбу, а в 1993-м троллейбусы стали ходить от шоссе Космонавтов до Паркового.

Комсомольский проспект в 1970-е. Обратите внимание, сколько троллейбусов в кадре

Комсомольский проспект в 1970-е. Обратите внимание, сколько троллейбусов в кадре

Поделиться

Кутаисская — это бывшее название улицы Анвара Гатауллина

Кутаисская — это бывшее название улицы Анвара Гатауллина

Поделиться

После 1993 года добавлять новые линии в троллейбусную сеть перестали, но новые машины покупали. Правда, не все они были по-настоящему новыми: в Пермь поступало немало троллейбусов иностранного производства, выпущенных в 1970–80-е. Но автопарк пополняли и отечественным транспортом — из Иваново, Волгограда, Энгельса Саратовской области и Башкортостана. Последняя закупка прошла в 2011 году.

Среди водителей троллейбусов проводили конкурсы профмастерства

Среди водителей троллейбусов проводили конкурсы профмастерства

Поделиться

Комсомольская площадь, 1981 год

Комсомольская площадь, 1981 год

Поделиться

Люди на остановке по Компросу, 1972 год

Люди на остановке по Компросу, 1972 год

Поделиться

Седьмой маршрут связывал железнодорожный вокзал и микрорайон Велта

Седьмой маршрут связывал железнодорожный вокзал и микрорайон Велта

Поделиться

Узнаете? Это Комсомольская площадь и магазин «Подарки»

Узнаете? Это Комсомольская площадь и магазин «Подарки»

Поделиться

Финал в 59 лет

До 60-летия пермскому троллейбусу не хватило всего года. В начале 2019-го мэр Дмитрий Самойлов объявил, что все троллейбусы уберут с городских улиц.

Власти объясняли это решение высокими расходами на содержание троллейбусов и их дороговизной по сравнению с автобусами (разница в стоимости — от 5 до 7 миллионов рублей). При этом количество пассажиров в троллейбусах было ниже, чем в автобусах. Еще одним аргументом называли необходимость убрать провода троллейбусной сети, чтобы они не портили архитектурный облик города.

Маршрут № 5 оказался одним из самых стойких, но и его закрыли

Маршрут № 5 оказался одним из самых стойких, но и его закрыли

Поделиться

Милое оформление не помогло

Милое оформление не помогло

Поделиться

Против отмены троллейбусов высказывались многие пермяки. В середине марта в Саду камней у станции Пермь II даже состоялся митинг против транспортных изменений, в том числе — отказа от троллейбусов.

Один из участников митинга пришел с похоронным венком (упомянутый на втором плакате Путин — глава пермского дептранса, позже к фамилии добавили инициалы <nobr class="_">А. А.</nobr>)

Один из участников митинга пришел с похоронным венком (упомянутый на втором плакате Путин — глава пермского дептранса, позже к фамилии добавили инициалы А. А.)

Поделиться

Но единичные протесты ни к чему не привели. 30 июня 2019 года стало последним днем работы троллейбусов в Перми. Финальный рейс одного из маршрутов — № 5 — прекратился в полноценную акцию прощания. Сказать «до свидания» пермскому троллейбусу собрались водители, кондукторы, сотрудники «Пермгорэлектротранс» и обычные пермяки — бывшие пассажиры. В салоне на протяжении всего рейса звучала музыка, а кондуктор прощалась с пассажирами на каждой остановке.

Перед последним рейсом троллейбус № 5 украсили шариками

Перед последним рейсом троллейбус № 5 украсили шариками

Поделиться

Корреспонденты 59.RU рассказывали о происходящем в прямом эфире

Корреспонденты 59.RU рассказывали о происходящем в прямом эфире

Поделиться

Пришедшие проститься с троллейбусом: общее фото на память

Пришедшие проститься с троллейбусом: общее фото на память

Поделиться

Оставшиеся не у дел троллейбусы более полугода стояли на автобазе по улице Ижевской. Горожане даже заговорили о том, что в Перми появилось кладбище троллейбусов.

Троллейбусы долго время стояли без дела

Троллейбусы долго время стояли без дела

Поделиться

Потом машины все-таки отправили на новое место работы — в Березники, которые получили пермские троллейбусы по договору о бесплатной передаче. В июле 2020 года бывшие пермские троллейбусы начали выходить на линию в Березниках.

Ранее мы разбирались, почему в Перми нет метро и как это связано с первым президентом России Борисом Ельциным.

По теме

  • ЛАЙК8
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter