В конце октября в Перми произошло необычное ДТП: прямо на ходу из маршрутки выпали пассажиры. Молодой мужчина отказался от медпомощи, женщину же госпитализировали. На ситуацию обратил внимание глава следкома РФ Александр Бастрыкин, а наши читатели задались закономерным вопросом: почему люди в маршрутке вообще ехали стоя? Мы обратились за разъяснением ситуации к самим перевозчикам, которые работают и на маршрутных такси, и на регулярных городских маршрутах, а также к независимому эксперту.
В каждом автобусе, в том числе малого класса вместимости, в обязательном порядке размещена информация о пассажировместимости. Там указано количество посадочных мест, а также сколько человек допускается к перевозке стоя. Как правило, стоя в микроавтобусах могут ехать лишь 2–4 человека, а в некоторых моделях подвижного состава перевозка пассажиров стоя полностью запрещена.
«Знаете, сколько жалоб поступает: "А меня не впустили!"»
По словам управляющего АТП «Транзит» (обслуживает маршруты 7т, 8т и 66) Эдуарда Кранидова, водителей маршруток предупреждают о недопустимости нарушений, но они не всегда могут физически повлиять на ситуацию.
— У нас в штате есть специалист по безопасности дорожного движения, он проводит инструктажи о недопустимости этого. Но пассажирам это не объяснить: они берут инициативу в свои руки, а водитель не может на каждой остановке выгонять их силой, он может только сказать, — заявляет Эдуард Кранидов. — А жалоб знаете сколько и нам, и в департамент поступает, мол, «а меня не впустили»? Если на каждой остановке проводить воспитательные беседы с пассажирами, то наступит транспортный коллапс.
Управляющий «Транзита» также заявил 59.RU, что их водители получают фиксированную оплату и не зависят от количества перевезенных пассажиров.
Также о проблеме непонимания ситуации со стороны самих пассажиров говорит и перевозчик Денис Миронов. Его микроавтобусы работают на городском маршруте № 37, который дептранс запустил в качестве замены нелегальных маршруток. Предприниматель отмечает, что на регулярных маршрутах перевозчики не заинтересованы в перегруженнвх салонах из-за большого количества пассажиров, поскольку они получают из бюджета оплату за выполненную транспортную работу. Однако у них ситуация схожа с той, что и у маршруток.
— Люди со времен нелегальных перевозчиков привыкли, что автобусы заполняются полностью — насколько это физически возможно, — считает Денис Миронов. — Если человек видит возможность уместиться в салоне, то он считает автобус не заполненным. Если перед ним закрывать двери, то завтра мы получим кучу жалоб, что мы не увезли пассажира. Мы не можем физически людей ограничивать и тем более выпроваживать их из салона.
«Водители заинтересованы в перевозке наибольшего количества пассажиров»
Однако независимый транспортный эксперт Михаил Вшивков, который подробно разобрал структуру работы маршруток, отмечает, что от количества перевезенных пассажиров зависят сами перевозчики маршруток.
— Предприятия, работающие по нерегулируемому тарифу, используют разные системы оплаты труда водителей. Кто-то, несмотря на привязку к выручке, оплачивает время работы на линии безотносительно количества проданных билетов. Некоторые перевозчики вознаграждают водителей процентом от выручки, — рассказал Михаил Вшивков. — Но часть предприятий всё же прибегают к так называемой «маршруточной бизнес-модели» — системе, при которой водитель как бы арендует автобус у перевозчика, покупает право выезда на график и заправляет автобус, а остаток выручки оставляет себе в качестве заработной платы. В последних двух вариантах в перевозке наибольшего количества пассажиров заинтересован и сам водитель.
В качестве возможных причин переполненных маршруток эксперт называет и невозможность водителя ограничить вход в автобус, и личную заинтересованность водителей в дополнительном сборе выручки.
— Наиболее загруженные маршрутные такси — 7т и 10т — дублируются маршрутами, где работают автобусы большого класса. То есть ехать в переполненной «тэшке», рискуя получить травмы при нештатной ситуации, или дождаться автобус, конструктивно предусмотренный для перевозки большого количества стоячих пассажиров, — это, в конце концов, выбор пассажира, — отмечает Михаил Вшивков. — В любом случае переполнение маршрутных такси, как правило, не блажь перевозчиков или пассажиров, а результат недостаточной провозной способности городского транспорта на отдельных направлениях в целом.
Редакция 59.RU направила запрос в ГИБДД с просьбой сообщить о проверках маршрутных такси и микроавтобусов в части перевозки пассажиров стоя сверх допустимого количества. В ответ из ГУ МВД России по Пермскому краю прислали обобщенную информацию о надзоре за всеми автобусами в Перми с начала 2023 года.
— Было проверено 8275 транспортных средств, в том числе маршрутных такси. К административной ответственности привлечено 1212 водителей, запрещена эксплуатация 12 автобусов, — сообщили 59.RU в дорожной полиции. — К административной ответственности привлечено 14 должностных и юридических лиц, а также проведено 48 бесед в трудовых коллективах.
В Госавтоинспекции также отметили, что намерены продолжить профилактические мероприятия по контролю за автобусами и визиты в автотранспортные предприятия для разъяснительной работы с сотрудниками.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.