В Перми продолжают обсуждать возможность возвращения на городские улицы автобусов особо большого класса (ОБК), которые в народе называют «гармошками». Впервые об этих планах властей стало известно в январе 2022 года, актуальность намерений летом 2023-го подтвердил вице-мэр Эдуард Хайруллин. А несколько дней назад стало известно, что к маршрутам № 1, 14, 27 и 50, где власти планируют использовать ОБК, могут добавиться и другие.
Мы решили вспомнить, когда и почему автобусы-«гармошки»» перестали перевозить пермяков и понять, насколько реально их возвращение на городские маршруты и от чего это зависит. Разбираемся с пермскими перевозчиками, которые ранее работали с этой техникой, а также с независимыми транспортными экспертами.
Почему автобусы-«гармошки» исчезли из Перми?
Автобусы особо большого класса прекратили работать на пермских маршрутах весной 2019 года. Руководители автопарков отмечают, что технику выводили из эксплуатации по мере ее устаревания и удорожания ремонта.
— Их было мало и они были под пассажиропоток. Да и не везде они нужны, даже на 34-м маршруте (связывал Новые Ляды с площадью Дружбы. — Прим. ред.) была лишь одна «гармошка», — рассказал 59.RU директор ООО «Райзен» Александр Рочев. — Когда у нас закончился контракт на маршрут, «гармошка» по возрасту уже была списана.
Аналогично о прекращении работы автобуса ОБК на маршруте № 32 от микрорайона Васильевка до Центрального рынка вспоминает и руководитель автотранспортного предприятия «Дизель» Андрей Биневский.
— Я с конца 2009 года работаю в парке, на 32-м бегала «гармонь». Она уже технически была сложна и дорога в эксплуатации, поэтому в какой-то момент даже в не особо исправном состоянии она была продана, — рассказал Андрей Биневский.
Собеседники 59.RU из транспортной отрасли отмечают, что в дореформенные времена перевозчики самостоятельно планировали экономическую модель работы и несли риски, покупая и эксплуатируя автобусы ОБК, затраты на которые превышают аналогичные расходы на большие автобусы вдвое, а то и втрое.
— Особо большого выхлопа на «гармошке» не было: ту большую выручку, которую она собирала, она тратила на свое содержание. Но чтобы вывозить пассажиров из таких отдаленных пунктов, как Ляды, мы на это шли, — отмечает Александр Рочев.
Реформа 2020 года без «гармошек»
При обсуждении тогда еще предстоящей транспортной реформы в 2019-м на встречах с жителями различных районов чиновники говорили о возможности запуска автобусов ОБК на ряд маршрутов. Однако в итоговом варианте проекта с учетом пожеланий пермяков власти отказались от «гармошек» в пользу обычных автобусов, но с условием, что они будут ходить чаще.
— Я бы скептически относился к информации, которая звучала в 2019–2020 годах. Тогда постоянно меняли условия, которые планировали в новых контрактах. В итоге за месяц до проведения конкурса по отбору перевозчиков нас оповестили, что автобусы должны быть новыми, — вспоминает Андрей Биневский. — Мы, как и многие остальные, были в шоке от того, что происходит. История не знает сослагательного наклонения, но если бы об автобусах ОБК говорили заранее и законтрактовали их своевременно, то, может, и купили бы тогда автобусы ОБК.
Возможность появления «гармошек» в 2025-м
Руководители пермских АТП в разговоре с 59.RU подтвердили, что сейчас городские власти обсуждают с ними возможность покупки и использования автобусов ОБК по условиям новых контрактов, которые будут заключать по мере истечения пятилетнего срока контрактов 2020 года — то есть с 2025 года.
— Администрация это озвучивает, они эту тему поднимают, но пока до цифр дело не дойдет — никто ничего не скажет. Пока никакой конкретики, — констатирует Александр Рочев. — Срок поставки 10 таких автобусов, я думаю, от полугода до года. Если нам за три месяца до торгов скажут «А давайте поедем?», то мы не поедем при всем желании ни за какие деньги. Не думаю, что у заводов в план-график на 2024 год, который, скорее всего, в прошлом году сверстан, заложено число «гармошек» под наши хотелки.
Руководитель «Дизеля» Андрей Биневский отмечает, что решение о заключении контракта на маршрут с требованием работы автобусов ОБК и их покупку будет основываться на финансовом предложении городских властей. Руководитель АТП обращает внимание, что для «гармошек» необходимо учитывать их увеличенную стоимость в оплате транспортной работы и гарантировать их окупаемость.
— Всё будет упираться в деньги. Мы водителей переучим, в случае чего, тех, кто будет работать за большую заработную плату. Если будет экономически целесообразно, то и водители, и перевозчики на это пойдут, — считает Андрей Биневский. — Пока что разговоры об этом только поверхностные: может быть так, а может и не так. Рассмотреть возможность нам ничего не мешает, а вот участвовать ли в торгах и реально этим заниматься — большой вопрос.
Где могут запустить «гармошки»?
По мнению собеседников 59.RU, автобусы ОБК необходимо запускать лишь на часть графиков, а не переводить на них целые маршруты. Востребованность «гармошек» перевозчики отмечают в пиковое время, когда общественный транспорт испытывает максимальную загрузку.
— Гонять ОБК с тремя пассажирами нерентабельно, в 11 часов вечера перевозить на «гармошках» будет некого, — отмечает перевозчик Александр Рочев. — Должен быть какой-то микс, ОБК нужно ставить только на часть графиков.
Кроме того, представители транспортной отрасли говорят о проблемах с инфраструктурой для таких автобусов, в частности — возможности разворота техники с увеличенным габаритом движения.
— Если вводить ОБК, то нужно всё подкручивать к существующим маршрутам. Если мы возьмем 77-й, то разворотного кольца на Мильчакова не хватит. Аналогично на площади Дружбы и во Владимирском разворачиваться «гармошкам» будет негде, — говорит Андрей Биневский.
В конце 2023 года пермский дептранс внес в документ планирования городских маршрутов план перевода ряда направлений на обслуживание автобусов особо большого класса. Среди них — № 1, 14, 27 и 50. Однако двумя годами ранее начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин называл иной перечень маршрутов: № 1, 14, 15, 32, 36, 45, 53, 60 и 77. Разночтения прокомментировали 59.RU в пресс-службе дептранса.
— На сегодняшний день список предварительный. Он может быть расширен, — отметили в дептрансе Перми. — Возможность запуска автобусов особо большого класса на тех или иных направлениях будет также зависеть от загрузки производителей техники и дорожных условий.
Михаил Вшивков: «Повышение класса позволит снизить нагрузку на бюджет»
Независимые транспортные эксперты считают, что появление «гармошек» востребовано в первую очередь на маршрутах, которые связывают отдаленные спальные микрорайоны с центром города.
— В Перми есть пласт «дальних» магистральных маршрутов, которые связывают центр города с Кировским и Орджоникидзевским районами. На них в пиковые часы автобусы переполнены, а работа этих маршрутов обходится городскому бюджету в круглую сумму. Такие маршруты должны быть первоочередными кандидатами на обслуживание автобусами большего класса, — считает автор транспортного блога «Первый парк» Михаил Вшивков. — Во-первых, повышение класса позволит вместить всех желающих. Во-вторых, чем выше вместимость, тем дешевле обходится перевозка каждого пассажира — то есть повышение класса позволит снизить нагрузку на бюджет.
По мнению эксперта, запуск автобусов ОБК позволит увеличить провозную способность городского транспорта в условиях дефицита водителей автобуса, который в 2023-м зафиксировали во всех крупных городах России.
— В стране наблюдается критический дефицит водителей городского транспорта, поэтому любые меры, которые позволят обеспечить перевозку всех желающих меньшим количеством автобусов с привлечением меньшего количества водителей, должны быть применены, — считает Михаил Вшивков. — Конечно, здесь надо избегать фанатизма — повышать класс надо аккуратно, чтобы это не потребовало увеличения интервала настолько, что пользоваться общественным транспортом будет попросту непрактично.
Владислав Булгаков: «Сейчас стоит задача вывезти людей имеющимся ресурсом»
Согласен со своим коллегой и транспортный аналитик, главный редактор портала «ТранспортСПб» Владислав Булгаков, который также отмечает нехватку водителей в качестве ключевого момента в вопросе возможного запуска «гармошек».
— Если раньше стоял вопрос «частый транспорт или более вместительный, но реже?», то сейчас такой вопрос не стоит. Сейчас стоит задача вывезти людей имеющимся ресурсом, — констатирует Владислав Булгаков. — Во всех крупных городах страны нет водительского состава, чтобы обеспечить автобусы каждые три минуты. Дефицит водителей со временем будет только усиливаться. Хоть пермские перевозчики и стараются сохранить кадры, но водителям предлагают пойти на фуру за 200 тысяч в месяц, а среднестатистический перевозчик не может позволить такую зарплату.
Эксперт обращает внимание, что для окупаемости более дорогостоящей техники может потребоваться увеличение срока заключаемых контрактов с 5 до 7 лет. Но это может стать дополнительным сдерживающим фактором для властей при необходимости изменять маршрутную сеть.
— Главная проблема «гармошек» в том, что это недешевая техника, и далеко не все автобазы перевозчиков приспособлены для их обслуживания, — считает Владислав Булгаков. — Боюсь, «гармошки» могут себе позволить приобрести МУП «Пермгорэлектротранс» и ПКГУП «Автовокзал», и то последние еще не факт, что согласятся, хоть они и относятся к Пермскому краю.
Ждете возвращение автобусов-«гармошек» на улицы Перми?
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.