Сегодня, 26 марта, депутаты Пермской городской думы запретили размещение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) в центре Перми и на 38 улицах во всех районах города. Мэр Перми Эдуард Соснин заявил, что центр изучения общественного мнения проводил опросы по поводу ограничений и на них отвечали все жители Перми. Однако оказалось, что в опросе участвовало 605 человек, а пермяков среди них было всего 345. Рассказываем, как проводили опрос и что за вопросы там были.
Депутат Эдуард Мирзамухаметов на заседании гордумы отметил, что инициатива властей не учитывает интересы пользователей кикшерингов, сервисов краткосрочной аренды электросамокатов и пермяков с частными СИМ. Он сравнил ситуацию с СИМ с автомобилями: если водители машин садятся за руль пьяными и провоцируют ДТП, то транспорт никто не запрещает. С депутатом не согласился мэр Эдуард Соснин, сказав, что Центр управления регионом Пермского края (ЦУР) провел опрос, на вопросы которого отвечали все жители Перми.
— Какое мнение нужно было учесть? Были открытые опросы, они проводились центром изучения общественного мнения, на них отвечали все жители Перми. 75% текущее состояние регулирования самокатов не устраивает, потому что есть проблемы и их нужно регулировать, — заявил Соснин. — Мы не ограничиваем движение на СИМ, мы не ограничиваем право собственности и так далее. Но мы ограничиваем и регулируем правила, потому что опыт прошлых лет показывает, что в том виде, в котором СИМ используются в городе, это мешает подавляющему большинству жителей Перми.
Вчера на сайте мэрии появилась информация о том, что опрос проводили в Пермском крае с 4 по 9 марта в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». В опросе участвовали 605 человек. Руководитель ЦУРа Алексей Бурков пояснил 59.RU, что среди них было 345 пермяков — 57% от общей выборки.
В ЦУРе рассказали, что делать выводы о мнении жителей, основываясь только на комментариях, неправильно, поэтому опрос провели в основных в Пермском крае соцсетях с помощью таргетированной рекламы. В опросе участвовали жители Пермского края старше 18 лет, так был настроен таргет, то есть показы этой рекламы определенной группе лиц. Пользователи социальных сетей видели в ленте рекламное объявление с приглашением принять участие в исследовании. Для этого, по словам Алексея Буркова, использовали нейтральные изображения и текст, чтобы исключить мнения конкретной целевой аудитории, например, «позитивщиков» или «негативщиков». Желающие переходили по ссылке на специальную платформу для проведения опросов и заполняли анкету, то есть мнения собирали не в пабликах.
— Для проведения опроса используется квотированная выборка, полученные данные репрезентативны по половозрастной структуре населения региона и структуре пользования социальных сетей. Кроме того, используется специализированная методика АНО «Диалог» для исключения накруток и фальсификации данных. Опрос проводился среди всех жителей Пермского края, поэтому в итоговом отчете есть данные по выборам ответов для жителей Перми, отдельно от общей выборки, — рассказал руководитель ЦУРа.
Отдельно в ЦУРе пояснили, что это был не просто опрос про самокаты, а «большое комплексное исследование», включающее вопросы про самокаты, поэтому проводили его не только среди пермяков.
В ЦУРе поделились с 59.RU анкетой, которую предлагали заполнить. В ней было пять вопросов об отношении к самокатам, а всего — 14.
«Лично вы пользуетесь или не пользуетесь электросамокатом в повседневной жизни? Если пользуетесь, то как часто?» Для ответа предлагали пять вариантов: «пользуюсь постоянно», «пользуюсь время от времени», «пользуюсь редко», «не пользуюсь» и «затрудняюсь ответить». Нужно было выбрать один вариант ответа.
«На ваш взгляд, в целом перемещаться на электросамокате по населенному пункту скорее удобно или скорее неудобно?» Варианты ответа были такими: «скорее удобно», «скорее неудобно» и «затрудняюсь ответить».
«Как вы считаете, перемещение на электросамокате по населенному пункту скорее опасно или скорее безопасно для окружающих людей?» «Скорее опасно», «скорее безопасно» и «затрудняюсь ответить» — гласили варианты ответов.
«Почему вы считаете, что перемещение на электросамокате по населенному пункту скорее опасно для окружающих людей?» Этот вопрос был открытый, прикамцам и пермякам, выбравшим в предыдущем вопросе ответ «скорее опасно», предложили объяснить свою позицию.
«Как вы считаете, следует ли ограничить перемещение на электросамокате по дорогам и тротуарам, пешеходным зонам или нет?» Респондентам нужно было поставить галочку там, где, по их мнению, нужно ограничить езду на самокатах. Вариант «затрудняюсь ответить» тоже можно было выбрать.
Затем респонденты указали свой пол, возраст, место жительства (сюда входила и Пермь, и муниципальные округа), конкретный населенный пункт, тип города (например, сельское поселение или город-миллионник), пермякам надо было выбрать район, где они живут. Также респондентов спросили об их профессиональной сфере, материальном положении и о том, как они узнали об опросе.
Так, по данным городской администрации, 86% жителей края отметили, что не пользуются самокатами (13% используют их), а в Перми самокатами не пользуются 80% (используют 19%). Большинство респондентов, согласно релизу администрации, считают, что езда на самокатах опасна для окружающих — 71% прикамцев и 70% пермяков. Основной фактор опасности — незнание ПДД и нарушение водителями электросамокатов правил (так считают 21% респондентов). 20% респондентов посчитали, что самокаты опасны, потому что могут наехать на пешеходов, 17% отметили, что самокаты ездят по тротуарам и пешеходным зонам, и столько же процентов сочли риском отсутствие дорожек.
В итоге большинство опрошенных отметили, что езду на электросамокатах по дорогам, тротуарам и пешеходным зонам надо ограничить. Так посчитали 73–75% прикамецев и 69–75% пермяков.
О том, что власти хотят запретить СИМ в центре Перми, стало известно осенью 2023 года. Тогда горадминистрация организовала опрос и предложила пермякам выбрать один из трех вариантов ограничений электросамокатов. И пермяки, и федеральные эксперты, и операторы микромобильности раскритиковали инициативу властей. Против ограничений выступали на публичных слушаниях осенью и зимой, но чиновники с мнением участников не согласились. После этого мэрия Перми вынесла вопрос на рассмотрение в гордуму. Члены профильных комитетов заявили, что «вопрос сыроват», но все-таки поддержали ограничения для СИМ. Глава бюджетного комитета уточнила, что запрет может быть временным.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.