Дороги и транспорт Мэрия против самокатов подробности «Это фатальная ошибка»: эксперты — о планах мэрии запретить стоянку самокатов в центре и «околоцентре» Перми

«Это фатальная ошибка»: эксперты — о планах мэрии запретить стоянку самокатов в центре и «околоцентре» Перми

Мы попросили независимых экспертов прокомментировать действия администрации

Эксперты не поддержали планы мэрии Перми ограничить электросамокаты и другие СИМ

Администрация Перми во второй раз за полгода инициировала ограничения для электросамокатов, гироскутеров и иных средств индивидуальной мобильности (СИМ). В планах мэрии — запрет стоянки электросамокатов в городском центре и на 38 улицах во всех районах города, а на остальных территориях — вне велопарковок. По факту это означает, что проехать по центру и этим улицам на СИМ можно, но запарковать нельзя — а следовательно, в центре негде будет взять самокат в аренду, а доехать можно будет только из одного отдаленного района в другой. С планами властей не согласились пермяки, которые создали петицию против инициативы властей. Раскритиковали горадминистрацию и в кикшеринге Whoosh — там заявили, что пермские власти отказываются от диалога и рабочих встреч.

В самой мэрии на запрос 59.RU подготовили комментарий о причинах запрета. Приведем его полностью:

«Для выработки конструктивного подхода к организации безопасного движения и размещения СИМ на территории Перми необходимо нормативное регулирование, чтобы все жители могли одинаково безопасно и комфортно чувствовать себя на улицах города. Учитываются обращения пешеходов и автомобилистов, которые считают, что необходимо более тщательно контролировать ситуацию на дорогах. Кроме того, зачастую жители жалуются на то, что прокатные электросамокаты оставляют в неположенных местах — на газонах, подходах к пешеходным переходам, остановках. Это не только портит облик города, но и создает неудобства для людей, а также мешает работе коммунальной техники. Изменения предполагают определенные требования к размещению электросамокатов. Так, планируется дополнить Правила разделом, который предусматривает, что средства индивидуальной мобильности на территории общего пользования должны размещаться исключительно на велопарковках. Это относится как к электросамокатам, используемым в коммерческих целях, так и к находящимся в личном пользовании. В центральном планировочном районе города парковки для СИМ не предусмотрены. Также планируется урегулировать вывоз или перемещение прокатных СИМ, оставленных вне специально определенных мест, с последующей компенсацией затрат за их перемещение и хранение. После внесения изменений в правила благоустройства данные полномочия будут переданы администрации города Перми для разработки и принятия мер по их реализации».

Редакция 59.RU обратилась за независимым экспертным мнением об урегулировании СИМ к урбанистам, транспортным экспертам и городским общественникам.

Аркадий Гершман: «Чиновникам это кажется неважным развлечением для деток»

В конце 2020 года Гершман посетил Пермь и похвалил город, но обратил внимание на ряд проблем

По мнению урбаниста Аркадия Гершмана, проведенный осенью 2023 года опрос мэрии о выборе одного из трех вариантов ограничений СИМ в Перми был искусственной предпосылкой для дальнейшего введения ограничений.

Чтобы решить этот конфликт, нужна просто велоинфраструктура в городе. Притом не методом нанесения краски на тротуар, а самодостаточная нормальная инфраструктура, будь то обособленные велополосы или целые велодорожки, которые располагались бы между проезжей частью и тротуаром, — считает эксперт. — Но так как «скрепы» мешают чиновникам делать такую инфраструктуру, потому что им это кажется неважным развлечением для деток, то становится проще запретить. И, скорее всего, именно под это и подводят голосование, чтобы обосновать, мол, «люди сами просят».

Урбанист уверен, что расширение и создание цельной сети велодорожек позволит развести потоки пешеходов и самокатчиков с велосипедистами для снижения ДТП и повышения комфорта граждан.

— Мало кто понимает, что этот конфликт можно решить на уровне инфраструктуры. Но, к сожалению, ввести запрет намного проще для чиновников, чем вдумчиво создавать нормальную инфраструктуру, чтобы город был комфортен и безопасен для всех по умолчанию, — констатирует Аркадий Гершман.

Михаил Якимов: «Это не устоит в суде»

Михаил Якимов ранее работал в Перми, но и после переезда в Москву регулярно посещает родной город

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта и член общественного совета при Ространснадзоре Михаил Якимов в прошлом был идеологом создания выделенных полос для трамваев и велодорожек на улице Ленина и в остальной Перми. Комментируя вопрос регулирования прокатных электросамокатов, он сравнивает ситуацию с каршерингом. В частности, Якимов сомневается в идее об эвакуации СИМ на штрафстоянку.

— Надо понимать: как штрафовать оператора за то, что размещают самокаты в «неположенных» местах? Это невозможно, это не устоит в суде, — считает эксперт. — Если автомобиль каршеринга расположен на газоне, то в конечном итоге заплатит водитель, который пользовался автомобилем. То же самое за все нарушения ПДД. Сам человек, который использует СИМ, должен соблюдать все ПДД и наказания к нему.

Михаил Якимов также обращает внимание, что Перми необходимо расширять сеть велодорожек, которые давно были заложены в генплан города.

— Было бы здорово, если бы для самокатов появились отдельные дорожки, но они с трудом появляются даже для велосипедистов, которые в ПДД фигурируют лет 50, — отмечает эксперт.

Якимов предполагает, что вопросы регулирования СИМ будут корректировать с учетом предстоящей судебной практики пользователей и владельцев электросамокатов с властями.

Самокаты — молодой и пока недостаточно урегулированный транспорт, — говорит эксперт. — Наверное, правовая основа будет писаться в судах: решения возникающих конфликтов станут основой для создания нормотворчества ПДД.

При этом директор Института транспортного планирования констатирует, что властям необходимо сотрудничать с сервисами краткосрочной аренды электросамокатов.

— И у правоохранительных органов, и у администраций рычагов воздействий не так много, рычаг всего лишь один — это взаимодействие с предприятиями кикшеринга, — констатирует эксперт. — Технические средства ограничения скорости направлены в первую очередь на кикшеринги, а для частных владельцев даже этот инструмент ввести невозможно.

Пермским властям родившийся в Перми член общественного совета Ространснадзора рекомендует обратить внимание на опыт регулирования движения и размещения СИМ в других городах России.

— Можно посоветовать администрации Перми попробовать использовать практику велопроката в Москве, — говорит эксперт. — Для этого создавать за бюджетные средства какие-то особые условия, места массовых стоянок, парковок самокатов, чтобы самим кикшеринговым компаниям было удобно ими пользоваться. Тогда через аренду таких мест выстраивать нормальные взаимовыгодные отношения с предприятиями, предоставляющими услуги кикшеринга, например, по ограничению скорости или специальным пунктам в договорах аренды с пользователями — это был бы хороший инструмент для выстраивания хоть каких-то отношений.

Дмитрий Лелёвкин: «Самокаты стали полноценным видом транспорта»

Дмитрий Лелёвкин руководит развитием велосипедного и пешеходного пространства в Москве

По данным Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, в столице крупнейший парк кикшеринга, который насчитывает около 60 тысяч электросамокатов. В 2023 году на них совершили более 60 миллионов поездок, сообщил 59.RU начальник отдела по развитию и совершенствованию велосипедного и пешеходного пространства ЦОДД Дмитрий Лелёвкин.

— Самокаты стали полноценным видом транспорта, который пользуется популярностью у москвичей, без них уже сложно представить транспортную систему города, — считает Дмитрий Лелёвкин. — Средства индивидуальной мобильности на наших дорогах — реальность, которую нужно грамотно регулировать.

По словам чиновника, в Москве комплексно регулируют передвижение и размещение СИМ в городе. Для этого власти сотрудничают с сервисами краткосрочной аренды самокатов и создали отдельное подразделение для оперативного управления в реальном времени.

— С 1 марта в ЦОДД работает Ситуационный центр СИМ, который при помощи внутренних систем и камер видеонаблюдения выявляет перегруженные парковки и передает информацию техникам — операторам аренды для перемещения самокатов, — рассказывает Дмитрий Лелёвкин. — Также Ситцентр координирует работу сервисов при проведении городских массовых мероприятий.

Для снижения аварийности московские власти используют принудительное снижение допустимой скорости прокатных электросамокатов в местах массового скопления людей и на узких участках улиц.

— Работа операторов аренды самокатов регулируется публичной офертой ГКУ «ЦОДД», — поясняет 59.RU эксперт. — Мы организуем медленные зоны, на территориях с высоким потоком пешеходов скорость самокатов автоматически снижается до 10–15 км/ч. Сейчас их в городе более 250.

В августе 2023 года в Москве начали эвакуировать на штрафстоянки электросамокаты, которые оставлены там, где нельзя, и ограничивают проход в узких местах. За пять месяцев с улиц столицы эвакуировали более 800 самокатов.

Ксения Эрдман: «Запрет — не самый эффективный способ»

Ксения Эрдман — директор ассоциации операторов микромобильности, соавтор книги «Велоруководство» об адаптации городов для велосипедов и самокатов

Скептически прокомментировала действия администрации Перми и директор ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. Она назвала запреты неэффективным способом решить проблему с новым видом транспорта.

— Таким образом можно лишить горожан и гостей города удобного, предсказуемого и экологичного способа передвижения, особенно когда альтернативного варианта добраться из точки А в точку В нет, — считает эксперт. — Запретив кикшеринг, мы подтолкнем тех, кто не готов отказываться от микромобильности, к покупке частных электросамокатов и других СИМ, которые на данный момент более неконтролируемые и опасные с точки зрения мощности, скорости и отсутствия идентификации.

По мнению Ксении Эрдман, кикшеринги сами заинтересованы в регулировании электросамокатов и в диалоге с властями.

Рынок проката электросамокатов точно нельзя назвать нерегулируемым и диким, — считает эксперт. — Я напомню, что операторы изначально сами выработали правила и ввели их, после чего закрепили их в соглашениях с городами, откуда они перекочевали в ПДД.

Директор ассоциации операторов микромобильности обращает внимание на позицию и действия федеральных властей, вразрез с которыми действуют пермские чиновники.

Минтрансом РФ представлена дорожная карта, по которой будет регулироваться рынок в ближайшие годы, где зафиксированы основные важные аспекты отрасли: развитие инфраструктуры, вывод из «серой зоны» частных самокатов, просветительская работа и прочее, — отмечает эксперт.

Ростислав Толмачёв: «Это фатальная ошибка нашей администрации»

Ростислав Толмачёв руководит пермским общественным движением «Урбан Пермь»

Руководитель городского сообщества «Урбан Пермь» Ростислав Толмачёв также раскритиковал инициативу пермских властей ввести ограничения для СИМ.

— Это фатальная ошибка нашей администрации, ведь самокаты (и вместе с ними велосипеды) — это шанс для нашего города, чтобы за несколько лет избавиться от пробок и дать возможность пермякам ездить на личном транспорте, при этом не отдавая половину зарплаты на автокредит, — считает общественник. — Самокаты занимают очень мало места, при этом позволяют нам и нашим детям дышать чистым воздухом, не задыхаясь от выхлопов в час пик.

Городской активист отмечает, что, вопреки навязываемому пермскими властями стереотипу, электросамокаты безопасны, а уровень аварийности с их участием с каждым годом снижается, в отличие от количества ДТП с автомобилями.

— Автомобили убивают 15 000 человек в год в нашей стране, но вместо усиленной работы над этой огромной проблемой политики-популисты хватаются за самокаты, — отмечает Ростислав Толмачёв. — При этом авто весит больше 1000 килограммов и гоняет по городу со скоростью 60–80 км/ч. А самокат весит 20 килограммов и едет 10–25 км/ч. Разница в силе удара колоссальная.

По данным Whoosh, в 2023 году количество поездок увеличилось на 79%, при этом 99,9% из них прошло без ДТП и других происшествий.

По мнению общественника, властям вместо введения запретов необходимо создавать инфраструктуру для городского транспорта, который успел интегрироваться в жизнь тысяч пермяков.

— Вместо развития сети велодорожек, то есть созидания на благо жителей, администрация спешит запретить самый эффективный, безопасный и экологичный транспорт для ежедневного перемещения по городу, — указывает Толмачёв. — За последние 13 лет, с момента принятия прошлого генплана, были построены лишь считаные километры велоинфраструктуры, хотя она является простейшим элементом улицы по своему проектированию и строительству.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем