
«А у них колеса надо крутить или они сами катятся? А в чем тогда разница?» — в редакции прозвучал вопрос об электровелосипедах, которые пермяки могут заметить на улицах города. Сервис запустила компания Whoosh, когда в центре Перми запретили стоянку электросамокатов и оба работавших у нас кикшеринга убрали их с улиц. Электровелосипеды не относятся к «средствам индивидуальной мобильности», а потому их стоянка не запрещена. Появляться они стали буквально там же, где раньше обычно стояли самокаты, всего, по данным компании, их в городе 700 штук. Мы решили узнать, как это работает.
Виртуальные парковки электровелосипедов размещены на площадях, широких тротуарах и на велопарковках. В центре города взять в аренду технику можно, например, у эспланады. Бронь оформляется через приложение Whoosh, которым ранее пользовались для аренды самокатов. Можно забронировать велосипед заранее — это бесплатно, но время брони ограничено.


Перед началом поездки следует убедиться в отсутствии у техники повреждений: работает ли звонок, нет ли заметных царапин или вмятин, а в приложении включить переднюю фару. В нашем случае электровелосипед исправен, мы начинаем аренду. Для этого необходимо сканировать QR-код, который размещен на самом велосипеде.


После попытки сесть понимаем, что сиденье установлено достаточно низко. Впрочем, без инструкций находим регулировку высоты: седло можно как поднять, так и опустить в зависимости от вашего роста.

Спереди на руле размещен экран с основной информацией. Там можно контролировать скорость, отслеживать заряд аккумулятора и факт работы фар.

А вот что отличает электровелосипед от электросамоката — отсутствие курка для разгона. Как же ехать? Как и на обычном велосипеде — крутим педали! После пары прокручиваний активируется вспомогательный электродвигатель. Он помогает набрать скорость до 20 км/ч, на большее двигатель не запрограммирован. При особом желании собственной силой велосипед можно разогнать и быстрее. Нам на велодорожке удалось разогнаться до 27 км/ч, но это требует физических усилий — электродвигатель вам в такой ситуации помогать уже не собирается и отключается.
Если перестать вращать педали, то и электроускорение сойдет на нет.

В сравнении с самокатами электровелосипеды менее поворотливы и мобильны, впрочем, адаптироваться к ним можно довольно быстро. Торможение организовано привычным для велосипедистов способом — левой и правой рукоятками на руле. От брызг при проезде по лужам защищают брызговики: после 6 километров по мокрой от прошедшего дождя дороге обувь и плащ остались без грязи.

В отличие от электросамокатов электровелосипеды — это не средство индивидуальной мобильности (СИМ), а велосипед. Поэтому и правила дорожного движения здесь действуют как для обычных велосипедистов. При наличии велодорожки следует ехать по ней, а при отсутствии — по правому краю проезжей части или тротуару. Также велосипедисты могут ездить по выделенной полосе для автобусов, но при условии отсутствия среди дорожных знаков «кирпича». По ПДД на велодорожках и автодорогах можно разгоняться до 60 километров в час (но вновь напомним, что ограничение самого электровелосипеда — до 20 километров в час).

Для электровелосипедов в городе организованы медленные зоны, допустимая скорость в которых снижена. Также действуют и запретные зоны, в которых поездки полностью запрещены, например в Парке Горького и на набережной. На нашем пути медленные зоны встретились на аллее Компроса и на бульваре Советской Армии на улице Сибирской.
По пути с эспланады до редакции, которая находится на 25 Октября, 101, велодорожки есть не везде — мы протестировали все варианты мест для проезда. На улице Ленина между Компросом и Сибирской организована велополоса, но не все ее замечают по знакам без дорожной разметки.
До велодорожки на Сибирской пробуем проехать по краю проезжей части. Некоторые водители уступают, но не все, а один автолюбитель будто нарочно подрезает корреспондента. Придерживаясь края дороги, приходится проезжать по крышкам водостоков и колодцев, благо почти все они крепко зафиксированы.

На 1-й Красноармейской проезжаем два квартала по тротуару. Здесь, в отличие от проезжей части и велодорожки, лучше не разгоняться: кто-то прогуливается, а из-за поворота в любой момент может появиться выходящий из кафе человек.
Для завершения поездки нужно подъехать на виртуальную парковку, места которых можно увидеть в приложении велошеринга. Оставить велосипед нужно так, чтобы он не мешал проходящим мимо пешеходам. После остановки велосипеда его следует оставить на подставке и завершить аренду в мобильном приложении.
Аренда электровелосипедов обходится немного дороже, чем электросамокатов. Сейчас Whoosh предлагает два тарифа: поминутный со стартом в 50 рублей и 7 рублей за каждую минуту или пакет в 250 минут на сутки за 690 рублей. При наличии подписки на сервис (она распространяется и на велосипеды, и на самокаты во всех городах) старт для пользователей бесплатный.
В пресс-службе Whoosh говорят, что запустили парк электровелосипедов в Перми пробно. В случае востребованности этой техники пермяками она может остаться на улицах города на постоянной основе.
А вы уже попробовали проехать на электровелосипеде?
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.