Пермские власти готовятся к заключению новых долгосрочных контрактов с автобусными перевозчиками. Накануне мэр Перми заявил об ужесточении требований к автопредприятиям с 2025 года.
Среди новых требований — использование только газомоторных автобусов с двойным остеклением не старше 2024 года производства, оснащение их Bluetooth-маячками и кнопками вызова Росгвардии, удаленным контролем за климат-контролем, пассажиропотоком и видеонаблюдением, а также увеличение количества стационарных валидаторов. При этом на ряд маршрутов намерены вывести автобусы-гармошки.
Редакция 59.RU поговорила с действующими перевозчиками городских маршрутов, а также с независимым транспортным экспертом о возможности выполнить условия, которые сформировали чиновники.
Игорь Сасунов: «Все в больших раздумьях»
Руководитель пермского филиала ООО «АвтоМиг» (входит в ГК «Ранд-Транс») и экс-глава комитета по транспорту мэрии Перми Игорь Сасунов рассказал, что сейчас для него остаются открытыми два вопроса: полный переход на газомоторную технику, а также дефицит водителей.
По мнению собеседника, без увеличения количества газомоторных заправок перевозчикам потребуется нанимать дополнительных рабочих, которые будут в ночную смену перегонять автобусы и заправлять их.
— Мы, конечно, заправимся газом, но это будет мучительно больно и очень долго. У нас это в контрактную стоимость не будет заложено, это для нас лишние затраты, — рассказал 59.RU Игорь Сасунов. — По нехватке водителей глава города озвучил идею предоставить заинтересованным перевозчикам невостребованную недвижимость по льготным условиям, чтобы переделать ее под общежития для иногородних. Это будет неплохим подспорьем.
По словам перевозчика, помимо чиновников, в прошедшей накануне в мэрии встрече чиновников с перевозчиками приняли участие и представители производителей автобусов от заводов ГАЗ, НефАЗ, МАЗ, «Волгабас».
— Когда начались прения, я задал вопрос изготовителям: «Вы понимаете вообще суть проблемы [с повышенными требованиями]? Вы готовы удовлетворить запрос или же работаете по принципу „продали, а потом хоть трава не расти“»? — рассказал Игорь Сасунов. — Ну вроде бы сказали, что поняли. Но насколько поняли, пока боюсь сказать. Некоторые даже цену не смогли назвать на покупку ТС.
Комментируя перспективы, перевозчик отметил, что под вопросом осталась возможность купить автобусы-гармошки. О готовности делать их в газомоторном варианте сейчас заявляют только в «Волгабасе», однако уточнить количество и срок поставки там затруднились. В целом же все перевозчики оценивают риски и готовятся участвовать в конкурсных процедурах.
Для облегчения финансовой нагрузки перевозчикам предложили воспользоваться льготным лизингом от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Однако для получения льготы технику необходимо приобрести до конца 2024 года.
— Все в больших раздумьях. Цена контракта зависит от многих факторов. У разных перевозчиков потолок рентабельности очень разный из-за разных условий, — отметил Игорь Сасунов. — Там, где я считаю, что мне убыточно, другому может быть приемлемо. Торги на маршруты объявят — вскрытие покажет, у кого какой потолок. Осталась одна математика.
По словам Игоря Сасунова, пока никто из действующих городских перевозчиков не заявил о невозможности работы в новых условиях и о намерении покинуть рынок. Кроме того, на встрече с мэром были представители автопредприятий, которые сейчас не работают на городских маршрутах Перми. Возможно, рынок пассажирских перевозок Перми пополнится новым игроком, который прежде не был известен пермякам.
Отдельно перевозчик отметил вовлеченность в решение транспортных вопросов мэра Перми Эдуарда Соснина.
— Приятно отметить, что не только дептранс в курсе всех насущных проблем, но и глава города глубоко погрузился в нашу тематику — мы с ним общались профессионально, — сказал Игорь Сасунов. — Для прежних глав города эти вопросы были terra incognita («неизвестная земля». — Прим. ред.). Я задавал некоторые технические вопросы к изготовителям автобусов, а глава понимал всё.
Андрей Биневский: «Не понимаю, как работать хотя бы в ноль»
Руководитель пермского автопредприятия «Дизель» Андрей Биневский более скептично оценивает анонсированные городскими властями условия будущих контрактов. По его мнению, для качественной работы транспорта нужно увеличить финансирование отрасли из городского бюджета и поднять стоимость контрактов с перевозчиками.
— Город не дает большую стоимость контракта, сильно большую зарплату водителям, при этом у нас в требованиях новые автобусы не старше 2024 года. Понимаю, что у властей есть желание улучшить перевозки, это абсолютно похвально, но я пока не понимаю, как сделать, чтобы при покупке техники и выходе на контракт сработать хотя бы в ноль, — заявил 59.RU Андрей Биневский.
При этом дополнительные требования с установкой нового оборудования, по мнению перевозчика, станут благом для города и не создадут проблем для автопредприятий.
— Газомоторность 100% подвижного состава — это нормальная история, я здесь не вижу каких-то сильных требований. У нас сейчас и заправок газовых много становится в городе, да и мы сами при выборе новой техники стараемся рассматривать газовые машины, — отметил Биневский. — Bluetooth-маячки позволят проще оплачивать проезд, улучшенные камеры и система учета пассажиропотока в синхронизации с медиапанелями и контролерами — это всё очень хорошо. Но это оборудование стоит денег и оно не достается нам, к сожалению, бесплатно.
Комментируя возможную финансовую поддержку, руководитель ООО «Дизель» также отметил необходимость приобретения техники заранее. Если в 2020 году перевозчикам давали переходный период в несколько месяцев, то сейчас придется приобретать новую технику за полгода до начала работы. При этом в течение 6 месяцев за автобусы придется оплачивать лизинг.
— Если мы сейчас выигрываем контракты и в 2024 году берем автобусы по льготной ставке ГТЛК 6,8%, то их надо будет забрать до 15 декабря и полгода техника у нас будет простаивать, — отметил Андрей Биневский. — Будет ли льготная ставка ГТЛК в следующем году — никто сказать не может.
Владислав Булгаков: «Времена сейчас не такие хорошие»
Комментируя требования к перевозчикам, независимый транспортный аналитик Владислав Булгаков отмечает прогрессивность пермского дептранса в условиях сегодняшнего дня.
— Дептранс Перми действует системно: смотрят на фишки, что можно улучшить при достаточно скромных бюджетных возможностях города. Вспоминая рейтинг Simetra — Пермь заслуженно обгоняет остальные города, и даже Санкт-Петербург при его возможностях.
По словам эксперта, увеличение количества стационарных валидаторов и появление Bluetooth-меток сделают поездки и их оплату комфортнее для пермяков.
— Заявленное количество валидаторов в автобусах сейчас есть только в Санкт-Петербурге. Это в разы облегчает посадку-высадку, люди не скапливаются перед валидаторами, — отметил Владислав Булгаков.
Особенно аналитик подчеркивает стремление пермских транспортников улучшить работу климат-контроля в условиях жаркой погоды.
— В целом, если посмотреть в регионах, то до сих пор где-то есть вопрос, нужен ли кондиционер вообще, а в Перми уже занимаются анализом причин проблем и решением вопроса эффективности работы кондиционеров, — отметил эксперт.
В качестве возможных рисков независимый эксперт называет требование использовать автобусы не старше 2024 года производства, а также использование автобусов-гармошек. По мнению Владислава Булгакова, без финансовой поддержки не все АТП смогут позволить себе расходы на это.
— Федеральная программа софинансирования ГТЛК через Фонд национального благосостояния заканчивается в этом году. У меня большие сомнения, что она будет в 2025-м, — отметил аналитик. — По «гармошкам» же, мне кажется, затраты осилит только муниципальный «Пермгорэлектротранс». Сейчас новые «гармошки» работают только в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Тюмени. Сильно сомневаюсь, что частные перевозчики согласятся на «гармошки».
Тем не менее, по мнению эксперта, серьезных проблем с обновлением автобусов и определением перевозчиков возникнуть не должно.
— Уверен, что в целом пермские перевозчики всё равно во всё это так или иначе войдут. Я понимаю желание властей, что на ключевых маршрутах автобусы должны быть свежими, а такие как Lotos-105 не должны использоваться на загруженных направлениях, — заявил Владислав Булгаков. — Но времена сейчас не такие хорошие и любое преобразование будет требовать ресурсов, не обязательно бюджетных.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.