О первом в Перми каршеринге (кратковременная аренда машин с поминутной тарификацией. — Прим. ред.) разговоры идут давно. И вот в октябре этого года на Совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае председатель «Ассоциации перевозчиков Пермского края» Олег Сасунов заявил, что в ноябре запускает Vorona car. До официального запуска сервиса мы встретились с представителем каршеринга, протестировали систему с помощью уже готового приложения, посмотрели машины в автопарке и задали все вопросы, которые могут возникнуть у пользователей.
Встречаемся на автопарковке ТРК «СпешиLove». Машину видно сразу: новенькая, чистая, обклеена фирменными знаками Vorona car. Нас встречает Илья Сасунов — тестировщик системы, машин и вообще полностью уполномоченное лицо первого пермского каршеринга.
— Почему Vorona car? — спрашиваем.
— Да просто. Каршеринг, кар. Кто говорит «кар»? Ворона. Вот, «Ворона кар», — отвечает с улыбкой Илья.
У него в руках телефон с приложением, рядом — машина. Начинаем тестирование. Наша задача — взять машину и доехать до автопарка.
Важно
Первое и самое главное условие, необходимое для начала работы в приложении, — вам должно быть полных 20 лет и 2 года водительского стажа.
Для регистрации нужно: паспорт, водительские права, смартфон и привязанная банковская карточка. Всё это должно быть действующим и вашим. На чужие документы регистрироваться нельзя.
Vorona car: инструкция по применению
Рассказываем, что нужно сделать, чтобы начать пользоваться каршерингом.
Шаг 1
Скачиваете приложение в AppStore или PlayMarket, устанавливаете его и проходите короткую верификацию: нужно прислать качественную фотографию паспорта и водительского удостоверения. Сотрудники каршеринга проверяют в открытой базе данных, действителен ли этот паспорт, действительно ли это ваши права, и после этого система производит привязку банковской карточки, и вам дают доступ к аренде.
А могут и не дать, если, например, присланные фотографии — плохого качества (надо будет отправить снова в хорошем), или вы, например, преследуетесь по закону (тут уже ничего не поделаешь).
Шаг 2
Открываем приложение, видим недалеко от себя доступные машины. Они обозначаются на карте в виде кружочков. Нажимаем на ту, которую хотим арендовать, далее нажимаем «Забронировать», и теперь у нас есть 20 бесплатных минут, чтобы добраться до машины, загрузить в неё вещи, детей, собак, сесть и поехать. Если за 20 минут не успели, то дальше за каждую минуту простоя будут снимать по 2 рубля.
Мы подошли к машине, видим — это та самая машина, тот самый номер, который мы забронировали. Нажимаем в приложении кнопку «Открыть», щелчок, двери открылись.
Шаг 3
Мы должны проверить, на месте ли свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС), полис ОСАГО (они должны лежать в бардачке) и набор автомобилиста: аптечка, огнетушитель.
Шаг 4
Дальше смотрим внешний вид автомобиля: чистый ли он, грязный… Если есть повреждения — нужно об этом сообщить. Иначе никто потом не докажет, что это сделали не вы. Ну и для самой компании эта информация нужна, чтобы быстро всё исправлять. Делаем две фотографии машины с двух сторон и отправляем их в приложение.
Шаг 5
Всё. Ключ впаян в замок. Достать его нельзя. Поворачиваем, заводим машину и едем. Минута езды будет стоить 8 рублей. Если нужно выйти, к примеру, куда-то, но чтобы машина осталась «за вами» — нужно заглушить двигатель, перевести машину в приложении в режим ожидания — так за одну минуту будет сниматься не 8 рублей, а 2 рубля.
Пока едем до автопарка, разговариваем с Ильей Сасуновым.
— Как быть с платными парковками? Где я могу парковаться?
— Мы выделили зоны бесплатных парковок в зонах платных. То есть это у ТЦ «Колизей», например, у универсама на Борчанинова, в таких ключевых центральных местах, в общем. На карте в приложении это всё будет отражено: где можно бесплатно оставить, а где нет. Они будут равномерно распределены по платной зоне, так, чтобы в течение 10 минут человек из любой точки мог добраться. А, к примеру, от Крисанова до Перми-II вообще зона бесплатных парковок, можно вставать спокойно.
— Что делать, если закончился или заканчивается бензин?
— Ну вы не обязаны заправляться. Изначально, когда берёте машину в аренду, надо убедиться, что он есть — там видно, сколько его. Но если уж так получилось, что топливо на исходе — вы можете заправиться от 10 до 40 литров. Для этого нужно приехать на заправку «Лукойл», потом ввести данные в приложение, выложить фото чека, и на ваш бонусный счёт зачислят 110 процентов от суммы, на которую вы заправились. К примеру, заправил на 500 рублей, получил 550. И эти средства будут списаны в счёт поездок следующих или, если наши диспетчеры оперативно сработают, может быть, даже в эту.
— Что делать, если попал в аварию?
— Бояться не нужно. Максимальная ответственность пользователя — 30 тысяч рублей. Все машины застрахованы по полису ОСАГО и каско. Первое, что нужно сделать — это позвонить в наш call-центр, номер указан в приложении. И дальше просто действовать инструкциям. Это на самом деле никак не отличается от того процесса, который происходит с любым другим ДТП. То есть дожидаемся сотрудников Госавтоинспекции, оформляется ДТП.
— А нет датчика, который блокировал бы зажигание, если за руль сел нетрезвый человек?
— Нет, такого нет. (Улыбается.) Но у нас есть свои собственные штрафы. Это вот грубые всякие нарушения: управление автомобилем в нетрезвом виде, передача машины кому-то другому. Или человек припарковался в незаконном месте, и машину увезли — то пользователь будет возмещать все затраты, которые понесла компания. К этому же относятся повреждения салона, например. На самом деле, тут тоже всё как с личным автомобилем.
— А почему 8 рублей за минуту?
— Ну мы высчитывали тариф. Хотели сделать так, чтобы это было выгоднее, чем такси или личный автомобиль. И это правда выходит выгоднее. Можно брать на сутки машину за 2200 рублей. Правда, там момент: если накатал больше 150 километров, то дальше за каждую минуту идёт доплата — по 7 рублей.
Мы доехали до автопарка. Там стоит 10 новеньких «Рено-Логан», уже обклеенные, ждут своего часа.
— Как думаете, будет пользоваться спросом?
— Думаю, да. особенно у жителей центра. Зачем им свой автомобиль? То запарковаться негде, то ремонтировать надо, то ещё что. А так сел и поехал, кинул где-нибудь машину и пошёл. Кстати, пока оставлять можно только в центре, в отдалённых районах пока нельзя. Но мы будем потихоньку расширяться. Сейчас у нас вот 10 машин, да? Мы планируем потом и 100, и 200, и даже больше. Хотим привлекать инвесторов, и, кстати, у нас на примете уже есть люди, готовые вкладываться. Нам ещё сообщили, что многие предприниматели до нас интересовались каршерингом, условиями и т. д. Но, видимо, никто не осмелился. Я уверен, за нами сейчас многие наблюдают, и, скорее всего, в будущем появятся конкуренты.
Каршеринг, по словам руководства, планировали запустить в ноябре, но могут и не успеть. Но до конца года точно сервис в городе появится.
Ранее мы рассказывали, что в Перми появилось ещё одно новшество в транспортной сфере: у Театра-Театра поставили зарядку для электромобилей. Ее сделали на Рязанском приборном заводе.