На площади у Театра-Театра строят главный ледовый городок. Мы заглянули на строительную площадку, чтобы узнать, кто работает на этой масштабной стройке, как монтируют горки и чем согреваются скульпторы ледового городка.
На площадке кипит работа, огромные блоки льда устанавливают друг на друга с помощью подъемных машин, рабочий на автовышке орудует пилой и срезает излишки льда. Мы пообщались с мастером Александром Анферовым. На строительной площадке он самый заметный — ездит на велосипеде. И на интервью он не пришел, а приехал.
— Меня тут за странного считают с этим великом, — смеется Александр. — Это обычный, не зимний велосипед, его делал для себя сын. Он сейчас в армии, и я на нем катаюсь — от объекта и до бытовой будки. Так что на площадке я уже стал местной достопримечательностью.
Живем вместе — командой
По образованию Александр — профессиональный резчик-реставратор деревянного зодчества.
— Многие рабочие, которые работают здесь, имеют художественное образование, — камнерезы, резчики по дереву и даже ювелиры, — объясняет мастер. — Когда все начинают готовиться к Новому году, у нас — рабочий пик. Люди готовятся к празднику, а мы его делаем. И этим я занимаюсь уже 19 лет. С ребятами мы строили городки в Сургуте, Ноябрьске, Салехарде, Тюмени, Перми, в других городах. Это ледяные городки, скульптуры, горки на центральных площадях. Объектов было очень много, самый интересный из последних — девятиметровый ледокол в Салехарде, возведенный возле здания администрации, — с рубкой, носовой частью, всеми мелкими деталями и подробностями. Эффектно получилось, местным очень понравилось.
В Перми команда Александра строит городки уже пятый год. В этом году они создают самую высокую горку — «Замок белой цапли». Высота объекта — 7 метров, длина ската — 3,5 метра. У горки три ската и внутренний дворик.
Команда работает на площадке с восьми утра и до девяти часов вечера. Чтобы не отвлекаться на дорогу и не тратить время, команда мастеров снимает на время работы квартиру рядом с эспланадой.
— Среди нас есть приезжие, да и так удобней, жить всей бригадой, — объясняет резчик. — Не отвлекаешься на семейные дела и пробки, да и режим работы очень плотный.
Водка — в дело
Резчики создают объекты по эскизам художников.
— Сюда привозят блоки льда размером примерно метр на два и толщиной 30 сантиметров, — продолжает Александр. — Если блоки небольшие — метр на метр, мы монтируем сооружения вручную, если большие, как сейчас, то с помощью техники. Чтобы зазор между блоками был меньше, при стыковке эти места поливают водой. Так образуется монолит. Никаких дополнительных элементов в виде шурупов мы не используем, они могут просто вытаять, но для каких-то креплений иногда используют деревянные элементы.
На скорость и сложность работы со льдом влияет температура и влажность. По словам Александра, если минус небольшой, приходится подождать, чтобы лед схватится. Когда хороший минус, лед быстрее схватывается.
— До минус 20–25 градусов можно монтировать лед с помощью обычной воды, если ниже 25, приходится использовать при склеивании разные технические хитрости. Например, используем водку. Скорость замерзания становится меньше, соответственно, напряжения во льду тоже, и он не лопается.
Из инструментов для монтажа мастера используют бензопилы, фрезеры, стамески.
— Ребята должны разбираться, что такое пластика и красота линий, — утверждает резчик. — Это очень важно. Поэтому практически у всех мастеров есть художественное образование. Вот сейчас пока набирается объем и форма. Но даже на этом этапе важно учитывать пропорции и иметь в виду форму и общий замысел художника.
Мы не мерзнем! Из одежды — футболка и куртка
Ледовых дел мастера почти весь день проводят на улице. Они не бегают каждый час в домики-бытовки, которые установили рядом с площадкой, чтобы согреться.
— Мы стараемся не ходить в тепло часто, потому что наша одежда не предназначена для смены холода и тепла, она легко набирает конденсат, потом может быстрее замерзнуть. Вот, например, сейчас под курткой у меня одна футболка. Мы используем не горнолыжку, а специальную рабочую спецодежду, предназначенную для самых экстремальных условий четвертого уровня. Никто уже не использует ватин и синтепон. Самый эффективный утеплитель сейчас — тинсулейт — одежда с ним лёгкая и тёплая.
На голове у мастеров закреплен фонарик. Он нужен не только для подсветки льда утром и вечером.
— Лед — прозрачный материал, и чтобы видеть, как припиливаются блоки, нужно смотреть в сторону пропила, чтобы видеть пропил, для этого и нужен фонарик днем. А утром и вечером он постоянно включён.
В Новый год не готовлю
День сдачи объектов у мастеров ледового городка — накануне Нового года.
— Дома появляюсь уже перед самым Новым годом, очень уставшим, — говорит мастер. — Накануне происходит самый нервный этап — сдача объекта. Близкие — жена и трое детей — всегда это понимают, знают, что папа появится перед самым праздником, и практически сами все готовят на стол.
Александр обязательно приходит с семьей в ледовый городок либо в саму новогоднюю ночь, либо в каникулы, чтобы покататься на горках, полюбоваться на красоту сооружения и сфотографироваться на память.
— Летом нет льда, поэтому в другие времена года строю каркасные дома, я — строитель. Такая у меня работа.
Городок откроют 30 декабря в 18:00. В этом году тема городка — восточная. Он называется «Ветер востока». Объекты комплекса посвятили культурным символам Китая, Японии и Кореи. На этой неделе мастера должны приступить к художественной нарезке и частичной подсветке. Для строительства использовали 1200 кубов льда, каждый из которых весит тонну. На площадке используется 15 единиц техники и работает 50 человек.
Ранее мы писали о новогоднем украшении города. На Компросе на участке от Монастырской до Ленина на 130 деревьях установили 5000 гирлянд, на Соборной площади впервые появилась ёлка и новогоднее украшение в виде гигантского светящегося елочного шара.