Житель Прикамья и видеоблогер Александр Обливин обнаружил в Красновишерском районе странное место — ровную площадку без взрослых деревьев на берегу Вишеры. По предположению блогера, он нашёл зону ГУЛАГа. Мы провели небольшое расследование и выяснили — так и есть. Здесь находилась так называемая командировка одного из лагерных пунктов.
— Наткнулся на какую-то площадку. Может, лес готовили тут когда-то или зона была. Поселение какое-то, — рассуждает Обливин в своём блоге. — Увидел какие-то бугры. Сначала не понял — что это. 100 процентов, что тут был какой-то овощник. 50 лет прошло — уже ничего не видно. Эти брёвна быстро сгнивают. Только яма одна осталась.
На видео блогер проходит по площадке и находит несколько таких овощных ям. Их легко обнаружить по характерным углублениям в земле, окруженным земляными насыпями.
— Видно, что что-то было здесь. Просто так в лесу площадки такие не бывают — пустые, без леса. Почему-то лесом до сих пор не заросло. Видимо, даже природа не хочет скрывать преступления коммунистического режима.
Александр идёт дальше. Цель у него — дойти до определённого озера. Пройдя около 700 метров, Обливин натыкается на новую находку — ещё одно предполагаемое поселение ГУЛАГа на берегу Вишеры. Блогер делает такой вывод, найдя так называемые плитки (конструкции из бревен, сколоченных в несколько слоёв определённым образом. — Прим. авт.). Тут же Обливин находит ровную площадку, следы от строений, металлическую посуду и другие следы человеческой жизнедеятельности.
Мы пообщались с Александром. Он указал местоположение своих находок. Сравнив данные блогера с «картой террора и ГУЛАГа в Прикамье» и пообщавшись со специалистами международного общества «Мемориал»*, мы выяснили, что Обливин сделал открытие.
— Такая находка в любом случае открытие, — пояснил 59.RU научный сотрудник пермского «Мемориала» Александр Чернышов. — Просмотрел карты, записи. Предположение, что это лагпункт Вишерлага, отпала сразу. Вероятнее всего, это командировка лагпункта «Оралово». Командировка — отделение лагерного пункта. Командировки входили в состав таких пунктов, а лагпункты — в состав отделений. В лагпункте в среднем содержалось 500–800 заключенных, в командировке — до 500 заключенных.
Александр также пояснил — по каким признакам он сделал такой вывод.
— Лагерный пункт «Оралово» занимался лесозаготовкой. В справке написано, что лагпункт находился в 20 километрах от пристани. Предположение в том, что здесь была пристань, куда перевозили заготовленную древесину. Рано или поздно на этом месте поставим пиктограмму.
Если про эту командировку известно мало, то про пункт «Оралово» известно существенно больше. По данным «Мемориала», тут находилось 725 мужчин-заключенных. Женщин сюда не отправляли. Установленный лимит — 646 человек. Двое заключенных тут отбывали срок за побег, 36 — «уголовно-бандитствующий элемент», в том числе судимые в лагере, 65 — за контрреволюционные преступления (58-я статья УК). Все остальные, более 600 человек, — «за прочие преступления».
Сегодня, 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в Перми пройдёт несколько мероприятий, посвящённых этой дате: митинг у памятника жертвам политических репрессий на Егошихинском кладбище, установка именных табличек проекта «Последний адрес» и выставка, посвященная этому проекту, в Центре городской культуры. Более подробная информация о мероприятиях — по ссылке.
* Признан иноагентом