Многие думают, что путешествие на яхте — это только для миллионеров. Пермский фотограф Михаил Воскресенских доказал, что это миф, купив яхту. Михаил рассказал 59.RU, где можно путешествовать на яхте в период пандемии, какие он придумал водные маршруты в нашем крае, и вспомнил свое путешествие через пять морей. Рассказываем его историю.
«Полтора месяца шли через пять морей»
С Михаилом мы встречаемся в «Бризе», одном из пермских яхт-клубов. Сейчас у яхтсменов разгар речного сезона. Михаил приглашает нас на борт своей яхты «Вега», и мы направляемся к мысу Стрелка.
Сначала — короткий инструктаж по безопасности. Михаил сразу предупреждает: берегись гика! Оказалось, не зря. Самый главный парус на яхте называется «грот», он высотой 10 метров. Нижняя часть грота — тот самый гик, представляет собой большую балку, которая периодически перемещается на задней части яхты во время движения и может прилететь в лоб.
Дальше шкипер Михаил учит, что нельзя скучиваться на одну сторону яхты — иначе будет крен, и можно перевернуться. И последнее правило — хвататься можно только за железные элементы, за веревки или других людей держаться нельзя, можно улететь за борт.
Михаил показывает спасжилеты и «тузик» (спасательная надувная шлюпка). «Тузик» часто используют, чтобы причалить к берегу и поставить яхту на якорь, потому что судно имеет усадку в полтора метра, и подойти близко к берегу невозможно.
Себя Михаил называет «яхтанутым».
— Есть такая болезнь. Она пострашнее коронавируса, — улыбается Михаил. — Если когда-либо пройдешь под парусом, почувствуешь эту свободу, это уже не отпускает. Рано или поздно, но ты к этому возвращаешься. Просто надо попробовать, чтобы понять.
Сначала Михаил хотел просто путешествовать и искал варианты бюджетных поездок. На YouTube он нашел канал о плавании на яхтах — там подробно рассказывалось, как это делать бюджетно. Всё это заинтересовало пермяка, и три года назад он записался на курсы яхтенной школы «Академия Соснина и Рябчикова» в Сочи. Первым учебным плаванием стал переход из Адриатического моря (стартовали из Словении) в Черное море (сошли в Сочи). Путешествие по пяти морям длилось полтора месяца. Яхта прошла через Хорватию, Италию, Словению, Грецию, Турцию, Россию.
— Для меня это был огромный опыт, очень интересный, — вспоминает Михаил. — Я узнал, как жить на яхте, с головой окунулся в морской быт, учился жить в команде. Вообще в яхтинге случайных людей мало.
Михаил помнит первый день этого путешествия.
— Были достаточно сильные волны. Сразу как-то начало мутить, — рассказывает пермяк. — Началась морская болезнь. Мне рассказывали, как всё устроено, но при этом мне было очень плохо. Сидел с зеленым лицом и думал, как это всё запомнить. Но через день-другой начинаешь привыкать к качке, запоминаешь теорию и практику.
За полтора месяца Михаил пересек Средиземное море, то есть все его составные части: Адриатическое, Ионическое, Мраморное, Эгейское моря. По воде он преодолел свыше 1800 морских миль (не путать с сухопутными милями).
— Это огромные расстояния для новичка, мы могли идти без перерыва несколько суток, даже ночью, — вспоминает Михаил. — Капитан нас учил, в первую очередь, как управлять яхтой безопасно, мы тщательно планировали маршрут и выходы в море в соответствии с погодой. Мы десять раз думали, если была сильная волна или ожидался шторм. То есть безопасность — это главное. Основная задача — не рисковать экипажем и яхтой.
Ещё одно путешествие у Михаила было весной прошлого года. На яхте пермяк ходил из Турции в Ливан и обратно через Кипр. Преодолели 800 морских миль за 20 дней.
Пока Михаил вспоминает свои переходы по морям, обращает наше внимание, что чайки садятся прямо на гладь воды и плывут.
— Это морская примета: если чайка села в воду — жди хорошую погоду, — улыбается шкипер.
«Вега»: перегон в 600 километров
После путешествия по пяти морям прошло три года. Михаил всё чаще думал о новом путешествии.
— Поскольку болезнь яхтанутость прогрессирует, если зимой она где-то спит и дремлет, то весной она начинает обостряться, — говорит наш собеседник. — В мае этого года я снова стал думать о яхтинге. Планировал ехать в Турцию или Сочи, или покататься в низовьях Волги. Словом, много было идей, но пришла пандемия, и никто никуда не поехал. Я стал думать, что делать.
Михаил пришел в пермский яхт-клуб «Бриз» и поначалу хотел взять яхту в аренду. Даже продумывал открыть туристические маршруты самостоятельно, но все хорошие лодки (среди шкиперов так называют яхты) были заняты.
Тогда Михаил решил поискать варианты в интернете. Нашел объявление о продаже яхты «Вега» в Набережных Челнах.
«Вега» оказалась самодельной яхтой, сделанной на основе лодки спортивного класса Soling. Эти лодки были популярны в 1980-е. Сейчас их уже нет.
— Мне понравилось, что прежний владелец сам построил эту яхту. Было видно, что он очень любит её, — рассказывает Михаил. — Она просто в идеальном состоянии! Такую лодку найти достаточно сложно. Честно, обычно все лодки продаются в ушатанном состоянии. Чтобы их подготовить к плаванию, нужен большой ремонт. На это может уйти половина сезона.
«Вегу» прежний хозяин решил продать из-за проблем со здоровьем. Вообще, «Вега» — это название звезды, но яхту назвали так не поэтому. Её прежний хозяин очень педантично подошел к этому вопросу, варианты «Кристина» или «Ксюша» его не устроили, он подробно изучил статистику, какие имена дают судам, которые меньше всего попадают в кораблекрушения. И название «Вега» оказалось чуть ли не на первом месте. Услышав эту историю, Михаил решил не переименовывать «Вегу», хотя поначалу думал дать яхте другое имя.
Михаил купил яхту вместе со своим другом, который тоже «любит авантюры». Стоила она 300 тысяч.
Далее «Вегу» надо было перегнать в Пермь. По реке это 600 километров.
— Мы поехали втроем, но ни у кого из нас не было опыта в роли капитана, — вспоминает Михаил. — Предстояло идти по рекам, проходить шлюзы, помню, как мы прошли две плотины по пути. Я решил: «А когда этот опыт шкипера получать, как не здесь и не сейчас?»
Перегон яхты занял девять дней и его разбили на два этапа. Сначала из Набережных Челнов дошли до Оханска к друзьям-яхтсменам. Они плавают на швертботах (вид парусной яхты, которая благодаря выдвижному шверту может плавать на небольшой глубине). И потом «Вегу» перегнали в Пермь.
— После этого перегона я очень хорошо понял слова своего учителя Андрея Соснина про ответственность: надо быть собранным и за всем следить, — говорит Михаил. — За экипажем тоже надо посматривать, неподготовленный рулевой на вахте может завести на какую-нибудь мель или не заметить приближающуюся сзади баржу. На Каме судовой ход не широкий, а движение на нем достаточно сильное: ходят баржи и тягачи. Надо смотреть на все 360 градусов.
По мнению Михаила, речной яхтинг сложнее, чем морской. В морском действует правило: чем дальше отошел от берега — тем безопаснее и ветер не пропадает.
— На реке ветер постоянно меняется, надо всё время работать с парусами, — говорит Михаил. — Мель может встретиться очень часто. Проще всего идти по судоходному ходу реки.
Сколько обычно стоит яхта?
Как признается Михаил, цена яхты сравнима с ценой подержанной иномарки. Вообще цены на яхты могут колебаться от 100 тысяч рублей до 100 тысяч долларов. Но для речных путешествий можно подобрать яхту по цене от 300 тысяч до миллиона рублей. Самое главное — хороший корпус и паруса.
При этом Михаил отмечает: перед покупкой яхты стоит серьезно подумать. Потому что маленькая яхта — это маленькие проблемы, большая яхта — большие проблемы. Судно постоянно требует ремонта и ухода. Не исключены поломки. А ещё постоянно хочется что-то улучшать.
Ещё Михаил сравнивает покупку яхты с покупкой дачи.
— Очень похоже на отдых на даче, но с возможностью свободно путешествовать, — говорит Михаил. — На яхте можно создать такой же уют, как на даче, на ней и жить можно. Это как дом на воде.
У заботливого хозяина, говорит наш шкипер, яхта прослужит долгие годы и может быть в идеальном состоянии и спустя 30 лет.
«В Прикамье есть интересные маршруты»
До конца этого сезона Михаил планирует водить туристов по интересным водным маршрутам. «Вега» рассчитана на восемь человек.
— В Прикамье есть классные маршруты, — говорит Михаил. — Можно плыть выше Камского водохранилища, есть маршруты выходного дня, например, покататься до Черной речки около Полазны, там есть залив. Есть маршрут сразу на несколько дней. Мы сейчас его разрабатываем — путешествие до базы «Строгановские просторы». Там река Обва с большим разливом. 20 километров водных просторов, ощущение, как будто ты на море. У нас разный формат: от двухчасовых покатушек до мыса Стрелка, это больше семейный отдых, до целого туристического похода на воде. Это что-то среднее между сплавом и яхтингом. Будут остановки в живописных местах, стоянки с палатками и костром. Или можно с комфортом переночевать на яхте без комаров.
По словам Михаила, в нашем крае яхтинг становится всё более популярным. Но вот сезон для таких путешествий в Прикамье очень короткий. Начинается он в июле, редко — в июне, и заканчивается в сентябре. Всё зависит от погоды.
— Если команда хорошо экипирована и поставила цель пройти маршрут, то осенью тоже плавают, — говорит Михаил. — Яхта тем и удобна, что на ней легко наладить быт, приготовить еду, высушиться. Например, нашу яхту мы перегоняли в очень холодные дни, температура была всего +10 градусов, каждый день поливали дожди.
Осенью все яхты поднимают на берег. У Михаила есть зимняя стоянка в яхт-клубе «Бриз». С яхты снимают паруса, укрывают тентом и оставляют до лета. Июнь обычно тратят на подготовку к новому сезону — делают это летом, потому что красить яхту можно только при теплой погоде.
О путешествии из Белого в Черное море
В планах Михаила преодолеть более серьезные расстояния.
— Мне очень близка идея путешествовать по России. — улыбается Михаил. — Есть мечта совершить кругосветное путешествие. Об этом все мечтают. Но будет это очень нескоро. Мое кругосветное путешествие будет очень неспешным — лет на пять. А вообще, через год — все зависит от финансов, — я хочу пройти свой маршрут, я его уже тщательно продумал: это путешествие на яхте от Белого (Северного) моря до Черного.
Михаил признается, что такое путешествие — это бесценный багаж опыта, историй и эмоций.
— Это просто красиво звучит — из Белого в Черное море, а ещё это полная гамма ощущений, — говорит пермяк. — Ты по воде проходишь через всю Россию. Ты видишь, как живут люди, потому что это не сравнить с тем, когда ты едешь по трассе. Ты там ничего не увидишь. А когда идешь по реке, видишь обычную жизнь городов и деревень. Вообще, это путешествие — целый документальный проект.
Этот маршрут Михаил планирует преодолеть за три месяца, а о своем путешествии снять документальный фильм — он занимается фото и видео, и, кстати, работал видеоредактором и в 59.RU. Для такого путешествия Михаил купит другую яхту в Петербурге, Финляндии или Швеции.
Кстати, о многих своих путешествиях пермяк рассказывает в личном видеоблоге «Егошиха II».