Китай и не думает отказываться от ковидных ограничений, Шанхай даже закрыли на жесткий карантин. Но россиян, которые ищут работу за границей, это не останавливает: многие из них продолжают рассматривать эту страну в качестве варианта для переезда. Легко ли трудоустроиться и найти жилье в Китае, а также сколько там можно зарабатывать, 59.RU рассказала пермячка Мира Орбакас. Около четырех лет она вместе с мужем живет и работает в городе Цуаньчжоу на юге Китая, публикуя обзоры в блоге о путешествиях и на своем YouTube-канале.
— Когда я рассказываю о Китае друзьям, мнения делятся ровно пополам: от «страна будущего» до «я бы не смог там жить», — поделилась Мира Орбакас. — Для меня Китай — другая планета. Это безопасная и продвинутая страна, но при этом она очень требовательна в плане социальной ответственности и является одной из самых сложных по визовой политике.
Пермячка подробно рассказала о нюансах жизни в Китае.
Какая виза нужна для работы и как ее оформить
— У россиян нет права на безвизовый въезд в Китай. Да, вы можете прилететь на две недели на остров Хайнань по групповой турвизе. Но работать с туристической или студенческой визой нельзя. Китай не Вьетнам и не Турция, лояльности к нарушителям не проявляет. Полицейский имеет право прийти к вам домой, задать любые вопросы о вашей деятельности и ее соответствию визе. Причем не только спросить, но и проверить. Поэтому теплый совет (обжигающий!) — оформляйте визу соответственно вашему роду занятий: М — для ведения бизнеса, Z — для работы на китайскую компанию, Q или S — для членов семей.
Кого готов пригласить на работу Китай? Специалистов категорий А и В с высшим образованием и без судимости. Каждый факт нужно подтвердить документально (дипломом, справкой). Все бумаги должны пройти консульскую легализацию.
Вижу, как в меня уже летит гнилой помидор от тех, кто сейчас не может попасть в Китай. Да, сегодня это очень сложно, почти невозможно: вы попадете в Китай, только если очень нужны работодателю. Но и тогда пройдете семь кругов ада по сбору документов и заплатите примерно 350 тысяч рублей на человека (около 200 тысяч рублей за авиабилет и примерно 7–10 тысяч юаней за обсервацию в пункте прилета). Правда, если вы очень нужны боссу, то он может вам всё это оплатить, но постфактум.
Как найти работу в Китае
Работу можно найти на месте. Но россиянам такой вариант не подойдет: особенность рабочей визы в том, что она выдается под конкретную компанию. То есть вы должны лететь с контрактом в кармане.
Поэтому искать работу нужно заранее. Это можно сделать с помощью агентов — российских или китайских. Нашим вы заплатите за услугу сразу, китайские получат деньги с работодателя. Хотя везде есть исключения: то те, то другие нет-нет да и договорятся с компанией о нехилом проценте с вашей зарплаты.
Также работу можно найти в китайских соцсетях, например в WeChat. Я так и сделала, зажмурившись и забросав своими резюме больше пятидесяти компаний. Трем из них я понравилась, одна из трех понравилась мне — вот и вся математика. Теперь работаю в международном департаменте крупной производственной компании. Это целый городок, в котором есть и цеха, и испытательная лаборатория, и офис. Боссы не носят пиджаков и бегают по делам по территории. Я тоже могу высунуться из окна и крикнуть: «У Бай Хо! Тащи образцы сюда!» Но это инхоум (внутри завода. — Прим. ред.). За пределами предприятия всё чинно: боссы с иголочки, а я на каблуках. На заводе мы делаем важное дело — производим зонтики и рассылаем морскими контейнерами по всему миру: из Фудзяни с любовью.
Если ищете работу в Китае, обращайте внимание на местоположение предприятия. Моя подруга из Пекина говорит про Юго-Восточное побережье, где я живу: «Мира, я бы ни за что не поехала на край земли, как ты». Но чем дальше от границы с Россией, тем меньше конкуренция. Это не значит, что вы не найдете работу в Пекине. Найдете. Но босс будет понимать, что вас несложно заменить. А в глубине страны ваш босс позаботится о вас и о том, чтоб сохранить вас на рабочем месте. Ситуация меняется только на самом юге: все хотят на Хайнань. Отсюда вырисовывается правило: чем ближе город к границе с Россией или к известному курорту типа Саньи (Циндао и Сямынь не в счет, их кроме китайцев мало кто знает), тем выше конкуренция и ниже зарплаты.
Конечно, очень важна ваша профессия. Удивительно, но мои знакомые китаисты и востоковеды в Китае не живут. Зато здесь, к примеру, нужны обувные технологи. Их учат на факультетах легкой промышленности, и выпускники часто не знают, куда податься. Китай отрывает таких спецов с руками. Даже без знания китайского!
Зарплата варьируется даже в рамках одной профессии и зависит не только от специальности, но и от местоположения компании — в столице и крупных городах платят больше. Высший квалифицированный персонал (физики, химики, пилоты — спецы класса А) получает 40–45 тысяч юаней в месяц и выше (от 500 тысяч рублей). У класса В — инженеров, технологов, управленцев и преподавателей — зарплаты в среднем от 12 тысяч юаней и больше (от 150 тысяч рублей). Из этих сумм нужно вычесть обязательные налоги — от 1,5–3% для категории В до 5–10% для категории А в зависимости от деятельности и провинции.
Где жить и сколько за это платить
Жилье — это один из самых неудобных моментов в Китае. Хотите снять? Выкладывайте стоимость аренды сразу за полгода. В Пекине, Шанхае или Гуанчжоу за комнату вы отдадите 3,5–4 тысячи юаней в месяц (от 42 до 47 тысяч рублей). В глубинке дешевле — 1,5 тысячи юаней за однокомнатную студию (около 18 тысяч рублей).
Казалось бы, в чём проблема: возьми и сними угол подешевле у какой-нибудь китайской бабушки! Но проблема есть. По прибытии (сейчас — по выходе из обсервации) у вас есть 24 часа, чтобы оформить регистрацию в полицейском участке на основании договора аренды, с которого фандун (владелец квартиры) платит налоги. Всё официально и сложно.
Есть вариант проще: договоритесь с боссом о вычете стоимости жилья из зарплаты. В таком случае с вас будут брать деньги помесячно, не придется думать о сумме за полгода. Но договор аренды требуйте всё равно, так как регистрацию никто не отменял.
Есть вариант дешевле: в Китае страсть как распространена трудовая миграция, поэтому у многих компаний на балансе имеются общежития. Вам могут предложить въехать туда. В этом случае из зарплаты, как правило, ничего не вычитают. Если устраивает, въезжайте, но, опять же, помните про договор аренды и регистрацию.
Есть вариант «лухари»: любой дорогой отель (то есть четырех- и пятизвездочный) оформляет регистрацию жильцов, подав ваши данные в местный полицейский участок. Сутки обойдутся в 350 юаней и выше (от 4100 рублей). Дорого. Зато пока ищете квартиру, ваше пребывание легально.
Что будет, если регистрацию не сделать? Это очень легкий вопрос. Residence permit (разрешения на временное проживание. — Прим. ред.) не будет. Продления визы не будет. А там и до депортации рукой подать. Поэтому теплый совет (кипящий!) — оформляйте регистрацию.
Язык — только китайский, английский не поможет
Скажу честно, ехала я с двумя словами по-китайски в словарном багаже: «нихао» и «сесе» («привет» и «спасибо»). Очень надеялась на свой английский. Но приехала — и наступил жесткий облом: по-английски здесь говорят единицы. Очень помогало приложение для перевода и тот факт, что китайцы всегда хотят помочь. Совершенно незнакомые люди легко откликаются на ваши просьбы раздать интернет, дать телефон, показать дорогу. Китайцы не снобы, и это здорово!
Вернусь к языку. Китайский учить не сложнее, чем любой другой язык во взрослом возрасте. Какое-то время вы упорно не будете слышать необычные для вашего уха звуки, но потом втянетесь. Способов выучить язык масса: приложения, онлайн-уроки, дружба или даже брак с носителями языка.
К врачам — только за деньги
Если вы не знаете китайского, то самая большая проблема в больнице — как объясниться. Это очень зависит от геолокации. В госпиталях крупных городов есть англоговорящий персонал, но в маленьком городке ваши шансы объяснить симптомы стремятся к нулю. В этом случае у вас два варианта: идти с другом или найти хорошую частную больницу, где вам выделят помощницу с приложением для перевода. Дорого, зато эффективно.
Следующая проблема — бесплатной медицины здесь нет. Поэтому у вас обязательно должны быть подушка безопасности и хорошая страховка на непредвиденный случай. Чтобы вы сориентировались по ценам, приведу пару примеров: удаление аппендицита в госклинике стоит около 15 тысяч юаней (186 тысяч рублей), рентген — около 800 юаней (9 тысяч рублей), прием терапевта с анализами — около 250 юаней (3 тысячи рублей). Меньше, чем в Европе, но совсем не дешево.
Теплый совет (очень дружеский) — купите хорошую отечественную страховку. Годовой полис стоит около 35 тысяч рублей и покрывает то, что считается страховым случаем. Плюсом ваш босс обязательно оформит вам китайскую страховку. В отличие от первой, она покрывает плановые операции и исследования, но лишь частично.
Учиться можно бесплатно
Почти все ступени образования — от самой начальной дошкольной до высшей — можно пройти как на платной, так и на бесплатной основе. Всё зависит только от того, выберете вы государственное учреждение или частное (во втором случае — за плату). «Почти» — потому что обучение на высшей ступени школы платное даже для китайцев и требует сдачи вступительных экзаменов.
По опыту, дети иностранных экспатов и дипломатов чаще учатся в частных учреждениях, где преподавание полностью или частично идет на английском языке. Что же касается вуза, то иностранец со знанием китайского языка и культуры может получить грант на бесплатное обучение.
Как в целом в Китае живется иностранцам
Скажу честно, устроиться в Китае сложно. Я жила и в других странах Юго-Восточной Азии — во Вьетнаме, Таиланде, Малайзии, мне есть с чем сравнить. Здесь нет безвизового въезда для граждан России. Требуется высокая социальная ответственность: вы должны следовать всем распоряжениям местных властей. Тут мало иностранцев, поэтому поход в любое учреждение, например в банк или офис мобильного оператора, — это уйма времени. Ведь у вас паспорт, а не китайский ID (идентификационный номер), а большинство систем рассчитано на последний.
Кроме того, здесь нулевая толерантность к ковиду. Поэтому коды здоровья и стрелки перемещений всё еще требуют на входе в любое (!) учреждение.
Зато если вы всё же смогли закрепиться в Китае, сможете оценить все его плюсы. Преступность — почти нулевая. Я могу в одиночку пойти в магазинчик за углом в час ночи, пройти мимо компании выпивших, и максимум, на что они решатся, — выкрикнут вслед: «Хеллоу». Мой смартфон всё время торчит из заднего кармана джинсов почти наполовину, его всё еще никто не увел. Может, здесь люди сделаны из какого-то другого теста? Думаю, нет. Везде одинаково сделаны. А вот системы поиска и наказания преступника в корне разные. Вы можете поднять голову в любой подворотне и насчитать около десятка камер. Преступник будет найден через минуты после совершения злодеяния и строго наказан.
Онлайн-шопинг в Китае — вообще песня. Доставка готовой еды — полчаса, доставка продуктов — час, доставка товаров через всю страну — пара дней (если это экспресс).
Китайские поезда — моя любовь. Когда-то тысячу километров от Перми до Москвы я ехала на поезде сутки. Здесь ту же тысячу от Пекина до Шанхая — всего за 4,5 часа. Есть поезда еще круче — шанхайский «маглев» на магнитной подушке выдает до 430 километров в час. И это обычная электричка, соединяющая аэропорт с городом! (Для сравнения: от Перми до Пальников такая электричка доехала бы за 4 минуты. — Прим. ред.)
В Китае вообще часто чувствуешь себя как в будущем. Для оплаты на кассе самообслуживания нужно кивнуть в камеру. Новые дороги не кладут на землю, а поднимают в воздух.
Интересный момент: людям с низким социальным рейтингом поездки на современных скоростных поездах недоступны. Они просто не смогут купить билет на такой транспорт, поэтому придется ехать на обычном поезде. Рейтинг отражается в ID-картах, которые есть у всех китайцев (иностранцам они недоступны, а получить гражданство очень сложно, даже брак с местным жителем его не гарантирует). Любой проступок неизменно ведет к снижению рейтинга. Но его можно повысить, совершая хорошие дела. Например, стать донором крови или помочь нуждающимся. Самое простое — поработать волонтером. Так, сейчас медики едут волонтерами в Шанхай на пункты тестирования. Другой пример: недавно в общину написала пожилая женщина. Рассказала, что зарабатывала продажей супов домашнего приготовления, а сейчас город на локдауне и она сидит без работы, нет денег даже на еду и оплату мобильного. Волонтеры собрали деньги и продукты и поехали к ней в тот же день.
При этом как минимум в глубинке иностранец — это до сих пор экзотика, потому что Китай сравнительно недавно открыл границы. Дети выкрикивают на улице: «Смотри, иностранка!» Бабушки в транспорте трогают мои волосы, фотографируются со мной. Но все настроены дружелюбно, особенно когда узнают, что я русская. Помните, в советское время говорили: «Русский с китайцем — дружба навек»? Они помнят.
Ранее мы рассказывали о том, что ждет переехавших в Южную Корею: сложно ли закрепиться, как там реагируют на приезжих и сколько можно заработать. А Мира Орбакас делилась впечатлениями о коронавирусном карантине в Китае и о том, как в этой стране борются с COVID-19.
Согласны с автором?